Контроль на уроках обществознания

Разделы: История и обществознание


Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения.

Большую роль в достижении требований к результатам обучения обучающихся в совершенствовании учебно-воспитательного процесса играет проверка знаний и умений, она позволяет выявить уровень подготовки обучающихся, уточнить и систематизировать их знания и умения, ликвидировать пробелы в усвоении ими учебного материала, на основании полученной в результате проверки знаний информации. Учитель решает проблему управления учебным процессом, намечает пути дальнейшего продвижения школьников, корректирует содержание и методы обучения, устанавливает взаимосвязи, ранее усвоенных и новых знаний.

Проверка и оценка знаний – составная часть процесса обучения, осуществляется путём систематического контроля за учебной деятельностью учащихся на уроках и дома, с помощью устных, письменных, графических и практических заданий и непосредственного наблюдения за их работой.

С помощью проверки и оценки выявляются знания, которые усвоили школьники на каждом этапе обучения, достижения и недостатки в подготовке учащихся, определяется готовность к дальнейшему обучению.

На уроках обществознания, как и на любых других уроках, возможно применение различных форм и методов проверки знаний.

Формы проверки в педагогической теории и практике, в разные времена, напрямую зависели от подходов к роли и содержанию данного этапа в процессе обучения истории. Долгое время «основной формой учёта проверки знаний и контроля над работой учащихся» считался опрос. Опрос учащихся, прежде всего определённая часть урока. К проведению опроса на уроке надо серьёзно готовиться, потому что формулировка вопросов на уроках истории и обществознания – дело ответственное, всякая неясность, нечёткость формулировки может сказаться на результате контроля. Функции опроса очень многообразны.

Формы опроса:

  • фронтальный (беседа)
  • групповой (работа по карточкам)
  • индивидуальный – письменный и устный (ответ у доски, работа по карточкам, заполнение таблиц, составление или отгадывание кроссвордов).

Комбинированный опрос сочетает в себе проведение фронтального, группового и индивидуального опроса, наиболее ярко и в полной мере опрос может проявляться на повторительном обобщающем уроке.

Проверка знаний может происходить с помощью тестовых заданий. Здесь обучающимся предлагается несколько (обычно 2-3) варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Задания теста должны быть сформулированы чётко, кратко, чтобы всем был понятен смысл того, что у них спрашивается.

Тест – краткое стандартизированное (по форме предъявления, технологии проверки и оценки) задание (система заданий), направленное на выявление и оценку достижения учеником заданного государственным образовательным стандартом уровня предметной подготовки.

На своих уроках чаще всего я использую тестовые задания при завершении изучения темы, на обобщающих уроках. Предварительно проговариваем с учащимися все понятия, какие встретятся им при выполнении заданий.

Тестовые задания по обществознанию (учебники 8, 9 класса Боголюбова Л.Н., 2010 г.)

Тестовая работа 8 класс. Тема: «Личность и общество»

1 вариант

  1. Выберите список основных сфер жизни общества:
    А) спортивная, гуманитарная, духовная, физическая;
    Б) духовная, экономическая, политическая, социальная;
    В) военная, политическая, психологическая, социальная.

  2. К духовной сфере жизни общества относятся:
    А) научные открытия, нравственная оценка поступка;
    Б) создание экономической теории;
    В) кузнечное дело.
  3. Выберите признаки аграрного общества:
    А) преобладание ручного труда;
    Б) широкое применение машинной техники;
    В) основа производства – сельскохозяйственный труд;
    Г) производство ориентировано на качество.

  4. Какие основные этапы выделяют в становлении личности?
    А) индивид, индивидуальность, личность;
    Б) индивидуальность, адаптация, мировоззрение, социализация;
    В) адаптация, индивидуализация, интеграция.

  5. Укажите черты, характерные для постиндустриального общества:
    А) информатизация;
    Б) глубокая религиозность;
    В) компьютеризация;
    Г) появление промышленности;
    Д) господство сельского хозяйства;
    Е) развитие научных знаний.

  6. Как называются правила поведения, которые регулируют отношения между людьми в обществе?
    А) социальный статус;
    Б) социальная сфера;
    В) социальная норма;
    Г) социальная роль.

  7. Выпишите явления, которые относятся к политической сфере:
    Рабы и рабовладельцы, церковь, нация, библиотека, законодательство, завод, торговля, политическая партия, детский сад, семья, парламент.

2 вариант

  1. Какие основные этапы выделяют в становлении личности?
    А) индивид, индивидуальность, личность;
    Б) индивидуальность, адаптация, мировоззрение, социализация;
    В) адаптация, индивидуализация, интеграция.

  2. Как называется общество, основанное на господстве машинного производства?
    А) аграрное;
    Б) индустриальное;
    В) постиндустриальное.

  3. Как называются правила поведения, которые регулируют отношения между людьми в обществе?
    А) социальный статус;
    Б) социальная сфера;
    В) социальная норма;
    Г) социальная роль.

  4. К политической сфере жизни общества относятся:
    А) театральный спектакль, научные открытия;
    Б) банковские операции;
    В) вопросы власти, государства.

  5. Укажите черты, характерные для индустриального общества:
    А) рост промышленности;
    Б) информатизация;
    В) господство сельского натурального хозяйства;
    Г) использование крупного машинного производства;
    Д) рост городского населения.

  6. Выберите список основных сфер жизни общества:
    А) спортивная, гуманитарная, духовная, физическая;
    Б) духовная, экономическая, политическая, социальная;
    В) военная, политическая, психологическая, социальная.

  7. Выпишите явления, которые относятся к социальной сфере:
    Рабы и рабовладельцы, церковь, нация, библиотека, законодательство, завод, торговля, политическая партия, детский сад, семья, парламент.

Самостоятельная работа – 8 класс. Тема: «Экономика»

  1. Одна из главных экономических проблем, определяющих жизнь в обществе – это
    А) зависимость спроса от предложения;
    Б) недостаточность материальных средств населения;
    В) ограниченность ресурсов.

  2. Выпишите свободные блага:
    Воздух, транспорт, сырье для производства, вода, солнечный свет, энергоресурсы, производственные здания, земля.

  3. Главные вопросы экономики:
    А) где производить, как и что;
    Б) что производить, как и для кого;
    В) что производить и каким способом.

  4. Выпишите признаки рыночной экономики:
    Господство натурального хозяйства, экономическая самостоятельность производителя, контроль над распределением благ со стороны государства, частная собственность, преобладание государственной собственности, производство продукции в основном для себя, замкнутость хозяйства, централизованное распределение ресурсов, принятие государственных планов производства, конкуренция.

  5. Отношения между людьми, возникающие по поводу имущества, называются
    А) отношения собственности;
    Б) имущественные отношения;
    В) рыночные отношения.

  6. Извлечение из имущества полезных свойств называется
    А) владение;
    Б) использование;
    В) распоряжение.

  7. Установи соответствия:

1. Принадлежность средств и результатов производства всему обществу 1. Частная собственность
2. Имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям 2. Коллективная собственность
3. Принадлежность средств производства и результатов производства отдельному субъекту собственности 3. Федеральная собственность
4. Совместная собственность членов трудового коллектива 4. Общественная собственность
5. Собственность, принадлежащая Российской Федерации 5. Муниципальная собственность

Тестовая работа 9 класс. Тема: Государство

  1. К политике относятся
    А) контакты между фирмами
    Б) договоры между государствами
    В) мероприятия благотворительных организаций
    Г) гастроли театра за рубежом.

  2. Верны ли следующие суждения о политической власти:
    1) Политическая власть осуществляется всеми ветвями государственной власти
    2) Политическая власть распространяется на все общество.
    А) верно только 1.
    Б) верно только 2.
    В) оба суждения верны
    Г) оба суждения неверны.

  3. К признакам любого государства относится
    А) верховенство закона
    Б) наличие парламента
    В) унитарное устройство
    Г) наличие публичной власти

  4. Государство, в котором его административные единицы не обладают суверенитетом, местные органы власти подчиняются центральным, называется
    А) федерацией;
    Б) монархией;
    В) унитарным государством;
    Г) республикой.

  5. Монархия – это форма государственного правления, при которой
    А) верховная власть сосредоточена в руках лидера, победившего на выборах
    Б) верховного правителя выбирают на собрании народных представителей
    В) верховная власть сосредоточена в руках главы государства и передается по наследству.

  6. А) верховенством исполнительной власти
    Б) всесторонним контролем за жизнью граждан
    В) равенством граждан перед законом
    Г) господством одной идеологии

  7. При каком политическом режиме особую роль начинает играть правящая партия во главе с вождем, власть становится бесконтрольной со стороны общества?
    А) демократический;
    Б) тоталитарный;
    В) авторитарный

  8. Выберите из перечисленного основные признаки правового государства:
    А) единство территории, законодательная власть, налоговые сборы
    Б) гарантия прав и свобод человека, верховенство закона, разделение властей
    В) соблюдение прав и свобод человека, проведение выборов, во главе государства – президент.

  9. Принцип разделения властей означает
    А) деление власти на политическую, личную и деловую
    Б) деление власти на судебную, законодательную и исполнительную
    В) деление власти на демократическую, авторитарную и тоталитарную

Итоговая работа по теме «Политика» 9 класс

  1. Используя текст учебного пособия, допишите определение:
    Политика – это ___________________________________________
    _______________________________________________________

  2. Что из перечисленного ниже относится к признакам государства? (отметьте знаком +)
    - разделение общества на классы – демократический строй
    - единство территории – налоговые сборы
    - суверенитет – законодательная деятельность
    - товарное производство и рынок – законодательное собрание
    - конституционная защита прав граждан – наличие публичной власти

  3. Завершите заполнение схемы

  4. Укажите не менее трех различий между унитарным государством и федерацией
    1) _____________________________________________________
    2) _____________________________________________________
    3) _____________________________________________________

  5. Заполните таблицу:

Критерии Тоталитаризм Авторитаризм Демократия
1. Существует ли контроль за властью со стороны общества?      
2. Какова роль парламента (если он есть)?      
3. Допускается ли существование оппозиции?      
4. Реализуются ли основные права и свободы граждан?      
5. Какова степень насилия и принуждения?      
  1. Что из перечисленного ниже относится к признакам правового государства?
    - наличие законов – верховенство права
    - наличие двухпалатного парламента – отделение церкви от государства
    - незыблемость прав и свобод человека – разделение властей

  2. Завершите приведенные ниже определения трех ветвей власти:
    Система органов государства, осуществляющих правосудие, – это ___________________ власть.
    Система органов государственного управления – это _____________________________ власть.
    Система органов власти, имеющих право принимать законы, – это __________________ власть.

  3. Что относится к экстремистским действиям в нашей стране (в соответствии с Конституцией)?
    _______________________________________________________
    _______________________________________________________

  4. Заполните схему:

  5. Заполните схему: