Использование кейс-метода на уроках русского языка при подготовке к сочинению-рассуждению части С ЕГЭ

Разделы: Русский язык


В последние годы в связи с курсом на модернизацию образования в России появляется новый образ – эффективный, комфортный метод обучения, а вместе с ним всё большую актуальность приобретают информационные технологии образования. Кейс-технология является одним из вариантов. Она основана на предоставлении учащимся информационных образовательных ресурсов в виде специальных наборов (кейсов) учебно-методических материалов, предназначенных для изучения. Учебно-методические материалы предоставляются с использованием различных видов носителей и любыми приемлемыми для организации учебного процесса способами. Причем, применение кейс-технологии возможно в сочетании с другими образовательными технологиями и не требует обязательного компьютерного обеспечения, хотя не исключает его использования на любом  этапе работы. 

Кейс – это интерактивные технологии, в основе которых лежит проблемное обучение, это единый информационный комплекс. В отличие от традиционных методов обучения, кейс-технология ориентирована на научение, а не изучение чего-либо, т.е. она предназначена для развития у школьников умения самостоятельно принимать решения и находить правильные ответы на вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход и креативность со стороны учащихся. Здесь важен не только конечный результат, но и сам процесс получения знаний.

В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения по старой схеме: дать информацию – воспринять её – запомнить – воспроизвести – уступает место новым образовательным технологиям, способствующим развитию базовых и профильных компетенций. А чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять технологии,  развивающие познавательную активность и коммуникативную компетентность школьников. В структуру коммуникативной компетентности входят способность понимания текста (в широком значении слова “текст”), вербальное оформление этого понимания, способность к словесному оформлению собственной позиции, включающую в себя владение способами построения текстов и нормами использования языка, а также рефлексивные способности.

В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основным средством развития стало обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения. Она формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует, приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно.

А какова основная цель написания сочинения-рассуждения части С? Именно развитие современной коммуникативной личности. А для этого необходимо обучить старшеклассников анализу художественного или публицистического текста, а также на основе данного текста научить аргументировано доказывать собственное мнение.

Есть два способа организации деятельности в данном направлении:

1) дать детям план написания, посоветовать приобрести пособия, провести несколько консультаций и практических работ;
2) использовать кейс-метод.

Наиболее эффективным я считаю второе. При использовании кейс– метода работа над написанием сочинения состоит из этапов.

1 ступень – сбор материала для работы. Формируется кейс с текстами для написания сочинения
2 ступень – сбор информации по кейс-задаче: что такое проблема, где её можно найти в тексте, каким способом можно её сформулировать, чем отличается от темы, какова функция проблемы, сколько можно найти проблем, какими речевыми клише можно воспользоваться (методические рекомендации и указания выдаются каждой группе).
3 ступень – принятие решений: выбор одной проблемы; формулировка одним словом или словосочетанием или выделение проблемы в форме вопроса.
4 ступень – рассмотрение альтернатив: выступление учащихся с предложением своей проблемы, выбор  одной общей и сравнение с эталонным вариантом, предложенным учителем.
5 ступень – аргументация проблемы, формирование банка аргументов.
6 ступень – выявление типичных ошибок, которые возникают при проверке по “ Общим критериям оценивания ответа на задание третьей части работы (С)”.

Итогом такой поэтапной работы учащегося является написание им самостоятельного сочинения – рассуждения, т.е создание собственного продукта образовательной деятельности.

Преимущества работы с кейс– технологиями:

– учащиеся работают более активно, целеустремленно;
– повышается стимул к получению   прогнозируемого результата, а соответственно и мотивация к обучению;
– отрабатывается мобильность и оперативность в работе;
– создаются равные условия для каждого;
– выпускники адаптируются в новых  социальных условиях.

Однако следует отметить, что выбор в пользу применения новых технологий обучения не должен стать самоцелью преподавателя в образовательном процессе. Как я уже отмечала, наибольшего эффекта можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга и при эффективном и грамотном управлении учителем, который просто обязан совершенствовать свою квалификацию. Мы же все помним слова А.В. Луначарского: “И всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно учиться”

Презентация