Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста "Природа вокруг нас"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.

При правильно организованной деятельности дети приобретают:

1) конструктивно-технические умения:

  • сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.;
  • делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.;

2) обобщенные умения:

  • целенаправленно рассматривать предметы,
  • сравнивать их между собой и расчленять на части,
  • видеть в них общее и различное,
  • находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей,
  • делать умозаключения и обобщения.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:

  • речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко;
  • дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:

  • трудолюбие,
  • самостоятельность,
  • инициатива,
  • упорство при достижении цели,
  • организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:

  • умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);
  • работать дружно, не мешая друг другу.

Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение.

Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.

Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.

Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в дошкольниках воображение, пробуждает желание творить, придумывать и творить своими руками. Практически в любое время года, можно знакомить дошкольников с природой и находить природные материалы для изготовления поделок. Весной вырастают первые цветы, есть мох, маленькие веточки, можно найти обломанные сучки. Летом можно собрать разнообразные цветы, фрукты, листья. Осень – благодатная пора для творческого развития дошкольников. Яблоки, каштаны, желуди, кукуруза, разноцветные листья – побудят дошкольников к творчеству. Зимой простор предоставляют орехи, шишки, сухофрукты. Главный помощник в изготовлении поделок из природного материала – сама природа.

Конструирование, в частности из природного материала, больше, чем другие виды деятельности, подготавливают почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.

В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования. таким образом наряду с общими признаками дети увидят и различия в них, т.е. они усваивают знания, отражающие существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями.

В плане подготовки детей к школе конструктивная деятельность ценна еще и тем, что в ней развивается умение тесно связывать приобретенные знания с их использованием, понимание того, что и для успеха в деятельности знания просто необходимы. Дети убеждаются в том, что отсутствие необходимых знаний о предмете, конструктивных умений и навыков является причинной неудач в создании конструкции, неэкономного способа ее изготовления, плохого качества результата работы.

Цель программы – развитие творческих способностей детей через конструирование из природного материала.

Задачи программы

Обучающие:

  • обучение умению планирования своей работы;
  • обучение приемам и технологии изготовления композиций;
  • изучение свойств различных материалов;
  • обучение приемам работы с различными материалами.

Развивающие:

  • развитие у детей художественного вкуса;
  • развитие образного мышления и воображения;
  • создание условий к саморазвитию детей;
  • развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

  • воспитание уважения к труду и людям труда;
  • формирование чувства коллективизма;
  • воспитание аккуратности;
  • экологическое воспитание детей;
  • развитие любви к природе.

Условия реализации программы

Программа работы кружка рассчитана на один год обучения. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность.

Занятия проводятся по подгруппам, которые комплектуются из детей 6 лет (подготовительная к школе группа), их количество в подгруппе составляет 10 человек. Программой предусматривается годовая нагрузка 31 часа. Подгруппа работает 1 раз в неделю по 1 часу, всего 31 занятие за учебный год.

Методы проведения занятий

1. Словесные:

  • Рассказ
  • Беседа
  • Объяснение
  • Загадывание загадок
  • Художественное слово

2. Наглядные:

  • Показ иллюстраций
  • Показ исполнения педагогом
  • Наблюдение
  • Работа по образцу

3. Практические:

  • Изготовление поделки
  • Помощь сверстнику в процессе изготовления поделки

4. Объяснително-иллюстративные
5. Репродуктивные
6. Частично-поисковые
7. Исследовательские

Формы организации детей

Кружок организуется в подгрупповой и индивидуальной формах организации занятия.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Примечания

Всего

Теоретический занятий

Практических занятий

Итого часов

I

Введение

  1. Обзор поделочных материалов.

  2. Подготовка к работе.

2

 

2

2

 

2

II

Практические занятия:

  1. Конструирование из природного материала
    А.изготовление поделок из грецких орехов.
    Б.изготовление поделок из яиц.
    В.изготовление поделок из шишек.

  2. Аппликация из природного материала.

29

 

29

 

29

29

III

Работа с родителями

  1. Знакомство родителей с планом программы кружковой работы.

  2. Знакомство родителей с готовыми поделками.

2

1 час с детьми

2

1

1

2

Расчет часов кружковой работы обоснован тем, что возрастные и психофизические особенности детей, базисные знания, умения и навыки, соответствующие данному виду творчества, формируются к указанному возрасту, а особенности организации учебно-воспитательного процесса обеспечивают успешное освоение программы в группе детей с количеством, не более указанного.

Содержание программы

I. Введение

1. Обзор поделочных материалов (художественное слово, рассматривание, беседа, обсуждение).

2. Подготовка к работе (беседа, обсуждение, наставления).

II. Практические занятия

1. Конструирование из природного материала:

А. Изготовление поделок из грецких орехов (художественное слово, рассматривание, беседа, изготовление поделки, беседа).
Б. Изготовление поделок из яиц (художественное слово, рассматривание, обсуждение, изготовление поделки, беседа).
В. Изготовление поделок из шишек (художественное слово, рассматривание, обсуждение, изготовление поделки, беседа).

2. Аппликация из природного материала (художественное слово, рассматривание, обсуждение, изготовление аппликации, беседа).

III. Работа с родителями

  1. Знакомство родителей с планом программы кружковой работы (беседа, обсуждение).
  2. Знакомство родителей с готовыми поделками (художественное слово, рассматривание, обсуждение).

Ожидаемые результаты

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что воспитанники получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств природного материала, знания основных приемов работы с природным материалом, владение приемами изготовления несложных поделок, умение подбирать подходящий природный материал для изготовления поделок, расширение кругозора в области, изобразительного искусства, литературы.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с воспитанниками в конце учебного года, а также участием в выставке для родителей.

Материальное обеспечение программы

Кружок проводится в групповом помещении. Необходимое оборудование – ножницы, проволока, спички, пластилин, ткань, вата, веревка, краски, клей, цветной картон, цветная бумага, каштаны, желуди, кукуруза, листья, яйца, грецкие орехи, веточки.

Методическое обеспечение

Для проведения кружка необходимо следующее методическое обеспечение: иллюстрации готовых работ, сборник стихов о природе, сборник загадок.

Список литературы

  1. Грушина Л.В.Лепим природу/ ИД “Карапуз” -2007.
  2. Гулянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Журнал “Мастерилка” №2,4,5,7,10,12 – 2008.
  4. Романовская А.Л., Чезлов Е.М.Поделки/. – М.: Мн.: Харвест, 2006.
  5. Сафина Лоф. Веселые поделки из природного материала. М.:Айрис-пресс, 2005.
  6. Уроки творчества/ Н.А.Цирилюк-Самара: Корпорация “Федоров”, Издательство “Учебная литература”, 2005.

Приложение