Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком старшего дошкольного возраста на подготовительном этапе коррекции заикания с инновационной программой "Комфорт"

Разделы: Логопедия


Заикание представляет собой сложное патологическое состояние с полиморфной клинической картиной, в которой преобладают две группы нарушений:

  • собственно речевые судороги(артикуляционные, голосовые и дыхательные), прерывающие плавность речи, ее слитность, и нарушения просодики (темпа, ритма, и мелодичности);
  • расстройства в психоэмоциональной сфере, обусловленные различными неврологическими и лого-невротическими нарушениями, которые возникают у заикающегося в результате затруднения речевого общения (логофобии, речевая неуверенность, страх определенных ситуаций, сопутствующие эмоционально-аффективные и соматовегетативные проявления, связанные с речью)

Необходимо отметить, что при заикании, кроме характерных речевых судорог, имеет место высокий уровень тонуса и биоэлектрической активности различных групп мышц, участвующих в процессе речи, особенно перед началом и во время речи. Это обусловлено тем, что как тонические, так и клонические судороги распространяются, как правило, на весь речевой аппарат и могут преобладать в дыхательном, голосовом или артикуляционном его отделах.

Для заикающихся детей характерны кардиоваскулярные дыхательные изменения. Речевое дыхание поверхностное или вообще не сформировано. Зачастую речевой поток осуществляется в момент вдоха. Во время речи преобладает ключичное или грудное дыхание. Дефектная речь становится для заикающегося ребенка главным психотравмирующим фактором. Лишает его полноценного общения, травмирует и изменяет психику, изменяет функциональное состояние в целом, формирует в организме устойчивый патологический стереотип речи и поведения.

На современном этапе развития логопедии используется комплексный подход к преодолению заикания. Он подразумевает систему четко разграниченной, но согласованной работы разных специалистов: логопеда, психолога, врачей - невролога и психоневролога, логоритмиста и ряда других специалистов.

Одной из основных задач в комплексном подходе коррекции заикания является формирование навыка устойчивой плавной речи у заикающихся, которое осуществляется логопедами. Формирование речевого дыхания – логопедическая техника, направленная на снятие напряжения мышц дыхательного аппарата, а также на формирование скоординированной деятельности дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов.

Дыхание – это одна из вегетативных функций, которая имеет произвольную регуляцию. Под произвольно регулируемым дыханием понимается процесс, по средствам которого человек сознательно контролирует число и способ дыхательных движений, проще говоря, вдохов и выдохов, а также пауз между ними.

Регуляция дыхания является самым древним из известных методов борьбы со стрессом. Она используется в течение тысячелетий для снижения чувства тревоги и для того чтобы способствовать достижению состояния общей релаксации. Это особенно важно при заикании. Только диафрагмальное дыхание является самым простым и наиболее эффективным методом регулируемого дыхания, используемого при борьбе с чрезмерным напряжением у заикающихся.

Предполагается существование нервного механизма, посредством которого диафрагмальное дыхание может понижать активность коры головного мозга. Избыточная стимуляция, возникающая при использовании этого типа дыхания, тормозит приток сенсорной информации в кору и стабилизирует работу психики. Снижение активности коры головного мозга, приводит к снижению уровня мышечной активации, за счет чего на глубоком диафрагмальном выдохе происходит расслабление мышц внутренних органов и снижение тонуса периферических сосудов. При снижении мышечной активности ткани внутренних органов лучше снабжаются питательными веществами и кислородом, кроме того, снижаются или исчезают спастические боли.

В Центре диагностики и консультирования города Нижнекамска республики Татарстан, принимая во внимание широкие диагностические и коррекционные возможности, пришли к мысли внедрить в образовательный процесс новую компьютерную программу диагностики и коррекции психофизиологического состояния «Комфорт».

Программа «Комфорт» является универсальной методикой коррекции и развития адаптационных возможностей. Она предназначена для работы с различными возрастными группами и позволяет решать комплексные задачи по коррекции заикания.

Программа «Комфорт» осуществляет работу в нескольких режимах:

  • Режим «Кардио-ФБУ» - обучение диафрагмальному дыханию (наиболее оптимальному для развития ребенка)
  • Режим «ЭМГ»- обучение снятию мышечного напряжения и излишнего эмоционального напряжения
  • Режим «Температурный» - обучение снижению уровня стресса
  • Режим «Кардио-ЛОГО» (профилактика развития логопедических нарушений у детей, коррекция имеющихся нарушений речи, заикания, совершенствование навыка речи в профессиональной карьере, связанной с речью).

Программа реализует метод функционального биоуправления, основанный на использовании феномена биологической обратной связи.

Биологическая обратная связь- это принцип, лежащий в основе организации самоуправления физиологическими функциями живого организма.

Биоуправление - это обучение человека новой для него деятельности, новым навыкам. Но это особая форма обучения. Ее специфичность состоит в том, что обучаются системы организма, произвольно не контролируемые, и осуществляется это при помощи специальных технических средств. При реализации метода функционального биоуправления (ФБУ) происходит регистрация физиологических параметров организма (при помощи специальной аппаратуры- аппарата МиКарт) и преобразование их в компьютере в виде сигналов обратной связи, которые человек воспринимает в виде звукового или зрительного ряда. Таким образом, тренирующийся человек имеет редкую возможность в режиме ON- LINE увидеть и услышать сигналы, соответствующие его состоянию функций организма, а кроме того в режиме реального времени может отследить, какие изменения происходят в процессе выработки навыка саморегуляции.

Сущность метода биоуправления при коррекции заикания заключается в обучении ребенка контролировать и целенаправленно изменять течение нарушенной физиологической функции, участвующей и влияющей на процесс речеобразования (дыхания, мышечного и вегето-сосудистого тонуса, психоэмоционального состояния).

Курс состоит из 15-20 занятий по 20-30 минут.

Цель курса: обучение детей диафрагмально - релаксационному дыханию, которое обеспечивает оптимальное состояние организма для процесса речеобразования и снятию психоэмоционального напряжения,

Занятия с заикающимися детьми состоят из нескольких этапов.

1. Диагностический. (1сеанс)

В программе заводится карточка, где отражаются анамнестические данные на ребенка. Далее проводится диагностика в течение 3 минут с помощью специального диагностического режима. Регистрация физиологических параметров важна для оценки функционального состояния организма и для отслеживания изменений, происходящих в ходе курса коррекции.

2. Формирование навыка диафрагмально - релаксационного дыхания. (2-8 сеансов)

Так как правильное дыхание является основным необходимым навыком для коррекции данного нарушения, следует уделить особое внимание точности вырабатываемого навыка, то есть соблюдению правильности технологии дыхания. Часто при заикании имеются жестко закрепленные патологические стереотипы дыхания, которые с трудом поддаются коррекции, это может удлинить этап формирования навыка.

Занятия проходят в режиме «Кардио-ФБУ». Для снятия сигнала ЭКГ, используются электрические биполярные кардиодатчики, размещаемые на запястьях. Идентификация удара сердца и определение времени его прихода осуществляется программным путем. Регистрация параметров дыхания и временной функции дыхательного цикла производится путем программной обработки характеристик кардиосигнала по изменению длительности дыхательной волны.

Обучение проводится логопедом в ходе практических тренинговых занятий – сеансов, по специальной технологии. Исходное положение: сидя, слегка откинувшись на спинку стула или кресла. Руки опущены, лежат на коленях. Вдох делается через нос, без напряжения, комфортно. На вдохе живот надувается. Выдох через рот, медленно, спокойно, через слегка сомкнутые губы, с полным мышечным расслаблением, брюшная стенка на выдохе медленно втягивается. На выдохе должно быть ощущение, что вместе с воздухом уходит напряжение. Задача в том, чтобы с каждым выдохом расслабляться все больше и больше. Расслабление должно быть не только мышечное, но и эмоциональное.

На практических занятиях с компьютерными тренажерами сигналом обратной связи служит развитие мультипликационного сюжета или изменение изображения. Эти изменения отражают изменения пульса на вдохе и выдохе.

Для правильного проведения процедур обучения навыку дыхания необходимо использовать чередование рабочего режима (дыхание диафрагмальное) и режима отдыха (дыхание произвольное).

3. Закрепление навыка. (8-15 сеансов)

На этом этапе работы нужно сформировать навык речевоспроизведения на выдохе. Для этого логопед дает ребенку задачу воспроизводить определенный звук или слог, а затем слово, словосочетание или текст на фазе выдоха. Эта работа проводится в режиме «Кардио-Лого», содержащим стимульный материал для постановки слитного речевоспроизведения на выдохе. При остановке речевоспроизведения следует строго следить за параметрами дыхания:

  • частота дыхания должна быть в пределах 4-8 дых./мин;
  • должна наблюдаться синхронность изменения значений пульса и дыхательного цикла (увеличение пульса на вдохе и снижение на выдохе);
  • должно удерживаться стабильное значение показателя RSA (не менее 10 уд/ мин).

Учитывая, что избыточное психоэмоциональное напряжение может помешать ребенку успешно справляться с заданием, дополнительно следует использовать режим ЭМГ для обучения ребенка мышечной релаксации. При этом, в зависимости от особенностей детей, специалист может решить несколько дополнительных задач:

  • научить контролировать уровень мышечной активности на группе мышц, участвующих в процессе речи (датчики устанавливаются на наружных мышцах лица и шеи, в которых наблюдается патологически избыточная или судорожная активность);
  • научить контролировать уровень общего психоэмоционального напряжения (датчики устанавливаются на лобные, трапециевидные мышцы, или мышцы кисти).

На этом же этапе возможно дополнение работы другими методами саморегуляции (визуализация, музыкотерапия, аутогенная тренировка и т. д.).

4. Заключительная часть (5-10 сеансов)

На этом этапе работы следует проводить тренировку ритмической, вопросно-ответной и спонтанной речи, уделяя внимание слитности, плавности и легкости речевоспроизведения.

Ожидаемый результат: Эффективность биоуправления при коррекции заикания высока и достигает 80% и выше, при этом эффект плавной речи сохраняется не менее 9 мес. Кроме того, значительно оптимизируется общее психофизиологическое состояние и снижается характерная для этих детей тревожность, невротичность, напряженность, что способствует повышению адаптационных возможностей организма.

Список литературы:

  1. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – М., 1983.
  2. Методическое пособие «Комфорт». Диагностика и коррекция психофизиологического состояния. - Санкт Петербург, 2004.
  3. Селиверстов В.И. Заикание у детей. – М., 1997
  4. Ястребова А. В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1980