Урок окружающего мира "От Древней Руси к единой России"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (40 МБ)


Цель:

  • расширять знания учащихся о Московском княжестве, величии и достоинствах Москвы;
  • выявить причины победы русских войск на Куликовом поле, значимость победы;
  • на примере Сергия Радонежского показать роль православной церкви в обеспечении победы на Куликовом поле;
  • формировать умение работы с картой;
  • воспитывать на примере и образе стойкости и мужества русского народа

Оборудование: компьютер, видеопроектор, учебник и рабочая тетрадь «Мое Отечество» 3 класс (ОС «Школа 2100»)

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания (актуализация знаний, умений, навыков).

1. Работа в группах. Соотнеси даты и события

1242 г.                       Нашествие монголо-татар на Русь
1237 г.                       Крещение Руси. 
988 г.                         Поход князя Игоря на половцев 
1185 г.                       Ледовое побоище. 
1380 г.

2. Фронтальная работа (проверка) – Слайд 2

II. Определяем проблему урока

1. – С каким событием можно соотнести дату 1380 г?

В этот год произошло очень важное для Руси событие. Куликовская битва.
Тема сегодняшнего урока: «Куликовская битва…». Обратите внимание, она сформулирована не полностью, к концу урока вы должны будете самостоятельно сформулировать тему в соответствии с вашими эмоциями, впечатлениями.
Какие вопросы, относящиеся к сегодняшней теме, вам хочется особенно глубоко выяснить? (Основные действующие лица, итог битвы, герои, значение). Что вы считаете наиболее важным?
Цель: Итак, сегодня мы раскроем величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее ордынское войско, выявим причины победы в Куликовской битве и ее значение.
А для этого давайте вспомним предшествующие события.

Слайды 3-5

2. Работа по учебнику с. 48
Чтение диалога Анюты и Илюши
– Какие события вспомнил Илюша XIII века? Что узнал о событиях XV века?
– Какой возникает вопрос? (Почему Русь смогла стать свободной и независимой)

3. Вспоминаем то, что знаем

  • Что такое государство? (Обратитесь к словарю)
  • Когда начались и закончились времена Древней Руси?
  • Что такое Золотая Орда?

III. Формирование новых знаний

1. Введение в тему. Рассказ учителя

Во времена нашествия орд хана Батыя Москва была разграблена и сожжена, но через годы отстроилась вновь. Выплачивая регулярно дань Золотой Орде, жители города надеялись, что больше не подвергнутся разорению. Особенно Московское княжество усиливается при князе Иване Даниловиче, по прозвищу Калита. (Слайд 6) Это прозвище произошло от того. Что князь всегда носил с собой мешок, наполненный деньгами для бедных, а такой мешок в старину звали калита. Московское княжество стало при Иване Калите сильнейшим на Руси. Прекратились разорительные набеги, расцвело ремесло в городах. Дары, обман и посулы помогли Калите одержать победу в этой борьбе.
(Слайд 7)
Постепенно на Москву начали смотреть как на объединителя Русской земли. И тогда стал звучать вопрос: «Доколе же русским людям быть данниками Золотой Орды?».
– Как думаете, что необходимо было сделать, чтобы победить Золотую Орду?
(Слайд 8)
Обладая мощным войском, московские князья уже могли бросить вызов Золотой орде. Это произошло при князе Дмитрии Донском, внуке Ивана Калиты. Он отказался платить дань. Разгневанный правитель Орды Мамай объявил, что приведет Русь к покорности. Но Дмитрий не испугался угроз Мамая. Он призвал под свои знамена русские дружины и князей из многих городов
Представьте, ребята, что вы живете в то время в Московском княжестве... На протяжении 100 лет ваши предки регулярно платили дань Золотой Орде. А ваш князь стал неуважительно относится к завоевателям монголо-татарам.
(Слайд 11)
Укажите, какое чувство у вас возникает:

а)            боязнь, страх, испуг, ужас;
б)            гордость;
в)            удивление, недоумение;
г)            радость.

– Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя? (Мнения детей)
(Слайды 9-10)
Из-за ранней смерти отца князь Дмитрий вступил на престол уже в девятилетнем возрасте и уже в десять лет возглавлял московскую рать. Юность Дмитрия Ивановича прошла в боях и походах. Поэтому военачальником он был опытным.
(Слайд 11)
В 1380 году огромное ордынское войско во главе с Мамаем двинулось на Русь.
(Слайды 12-15)
Но прежде чем выступило войско, по древнему обычаю, князь поехал в Троицко-Сергиев монастырь за благословлением к основателю этого монастыря Сергию Радонежскому. Получил князь Дмитрий благословление на трудное, но святое дело. Сергий отправил с князем двух монахов-богатырей Пересвета и Ослябю

2. Просмотр фрагмента мультипликационного ролика

– Какова роль Сергия Радонежского в разгроме врага? (Придал характер битвы за веру, вселил веру в победу)

3. Рассказ учителя

(Слайды 16-17)

Было решено принять бой на Куликовом поле.
На рассвете 8 сентября 1380 года русские построили свои войска у устья реки Непрядвы на Куликовом поле.
– Предположите, чем было удобно Куликово поле для русских?

(Слайды 19-21)

Рассказ учителя о расстановке войск: передовой, сторожевой, большой, правой руки, левой руки, резерв и засадный полки.
– Рассмотреть, как расставил свои войска князь Дмитрий?
– Почему так много сил поставил Дмитрий в центр поля?
По обычаям тех времён битва началась единоборством. Из ордынских рядов выехал богатырского вида конник по имени Челубей и стал вызывать себе противника из русской рати. Навстречу ему выехал монах Пересвет. С копьями наперевес помчались они навстречу друг другу, на всем скоку столкнулись, поразив насмерть друг друга копьями и оба погибли.

4. Просмотр фрагмента мультипликационного ролика

5. Работа по схеме сражения «Куликовская битва» (Слайды 22-30)

Великий князь Дмитрий стоял впереди своих полков, воеводы пытались отговорить его от участия в бою.
Князь сел на коня, взял в руки палицу и выехал впереди полка, чтоб первому вступить в бой и дать пример своим воинам/

Рассказ учителя о ходе сражения по анимационной карте

Монголы атаковали сторожевой полк. Вскоре сторожевой и передовой полки были уничтожены. Монголы атаковали большой полк. Но он стойко отражал атаки противника. И тогда монголо-татары направили свой удар на полки право и левой руки. Полк левой руки стал отступать к реке Непрядве, что угрожало русским полкам полным окружением, а засадный полк в это время ждал удобного момента… В решающий момент атака засадного полка обратили войска Мамая вспять.
– Подумайте, благодаря чему была одержана победа?
(Слайды 31-32)
Победа над ордынцами была полная. Сражение показало, что можно победить Орду, но для этого нужно единство и сплочение. За эту славную победу князь Дмитрий Иванович был прозван Донским.
Хотя победа на Куликовом поле не привела к полному избавлению от ордынского владычества, она имела большое значение. Впервые русским войскам удалось одержать победу над главными силами Орды. Эта победа восстановила веру народа в свои силы.
(Слайд 33)
На высоком Красном холме Куликова поля возвышается громадный памятник, сооруженный руками благодарных потомков – это стройная, сверкающая золоченной главкой чугунная 28 метровая колонна.Этот памятник посвящен Куликовской битве и славному полководцу Дмитрию Ивановичу Донскому.
Давайте дадим имя сегодняшнему уроку (предложения учащихся): «Куликовская битва – поле русской славы»; день воинской славы; сила русского духа; торжество мужества…

III Первичное закрепление. Рефлексия

– А теперь давайте проверим, как вы запомнили рассмотренное нами сегодня событие.

1. Работа в тетради (с. 19). Задание 2

  • Пронумеруй иллюстрации в правильном порядке
  • Исправь исторические ошибки

2. Решение кроссворда (Слайды 34-39)

IV. Итог урока (Слайд 40)

  • Какие события в истории нашей страны положили начало временам Московского государства?
  • Почему князь Дмитрий получил прозвище Донской?
  • В каком году произошло сражение на поле Куликовом?
  • Почему Дмитрий Донской пришёл за благословением к Сергию Радонежскому?
  • Почему в памяти народа осталась именно Куликовская битва, хотя Русь от власти Золотой Орды она не освободила?

Самооценка

– А теперь, пожалуйста, приготовьте оценочный лист и отметьте: как вы усвоили новый материал, оцените свою работу на уроке и работу класса.

V. Домашнее задание с.48-51, тетрадь с.19, задание 4.