Литературно-музыкальная композиция "Поколения помнят…"

Разделы: Внеклассная работа


Вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро. Современные дети мало знают о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Кто из молодых людей сейчас скажет, кто такие пионеры-герои, за что получил Золотую Звезду Героя Марат Казей, и чем знаменита Зина Портнова?  Считаю, что в данное время необходимо уделять больше внимания мероприятиям, воспитывающим патриотизм и активную гражданскую позицию подрастающего человека, знакомить детей с произведениями о войне, организовывать встречи с ветеранами. И данная литературно-музыкальная композиция помогает осуществить эти задачи.

Цель урока:

  • формирование нравственно-патриотического сознания школьников;

Задачи урока:

  • Развивать познавательную активность обучающихся;
  • Способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге и самоотверженности мальчишек и девчонок военных лет;
  • Воспитывать патриотические чувства на примерах героизма, храбрости и мужества русской армии;
  • Воспитывать чувства уважения и благодарности участникам Великой Отечественной войны.
  • Воспитать чувства сострадания к людям, неприятия жестокости и насилия.

Оборудование:

  • Видеопроектор.
  • Экран.
  • Музыка (колонки).

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, ребята, уважаемые учителя и гости! Мы рады видеть вас на нашем мероприятии. Сегодня у нас в гостях труженица тыла, вдова ветерана ВОВ Васильева Нина Михайловна. Давайте дружно её поприветствуем.

Ведущий: Праздник 9 Мая стал священным для каждого из нас. Нет ни одной семьи, которой бы не коснулось горе. Тысячи воинов ушли на фронт, тысячи наших земляков работали в тылу. На защиту Отечества поднялись всем народом и сумели отстоять право на мирную жизнь. Как мы распорядились этим главным завоеванием, смогли ли быть достойными Великой Победы? Такой вопрос должен задать себе каждый. Беречь свою родину, быть патриотами – именно так учит нас жить старшее поколение.

Ведущий: 22 июня 1941 года без объявления войны фашистские войска напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война. Над страной нависла угроза потери независимости и свободы.

“ И помнит мир…” выступление 4а класса (Презентация – приложение 1)

(Слайд 1)

(Слайд 2) 1чтец: 22 июня 1941 года на нашу Родину вероломно напал злой и сильный враг — фашистская Германия.

(Слайд 3) 2 чтец: Без объявления войны фашистские войска напали на нашу Родину.

3 чтец: Началась Великая Отечественная война.

4 чтец: И все, от мала до велика, поклялись, как один встать на защиту родной страны.

1 чтец:

Еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущие пути.
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.

2чтец:

С этим чувством человек рождается,
С ним живет и умирает с ним .
Все пройдет, а Родина-
Останется,
Если мы то чувство сохраним.

(Слайд 4) блок “Солдаты войны”

1 чтец:

Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой.
Человеку было двадцать лет.
Над лесным ручьем он дал обет:

2 чтец:

Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток.
Кто его посмеет обвинить,
Если будет он в бою жесток?

3чтец:

Он защищал тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя-
Великой Армии простой солдат.

Один из чтецов прикрепляет к “Вечному огню” язык пламени.

(Слайд 5) блок “Женщины войны”

1 чтец:

Да разве об этом расскажешь-
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..

2 чтец:

В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.

3 чтец:

Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила долю свою.
И все – без конца и без счета -
Печали, труды и заботы
На голову пали твою.

4 чтец:

Ты не искала счастья вновь,
Трудилась, боль превозмогая,
Сбивала плечи, руки в кровь,
Свою Россию поднимая!

Двое чтецов прикрепляет к “Вечному огню” языки пламени.

(Слайд 6) Блок “Дети войны”

1 чтец:

Бьют зенитки, и бомбы летят завывая,
Разоренное утро, и ночи без сна…
Чье-то детство огнем опалила большая,
Не по детскому росту война.

2 чтец:

Накинув старый зипунишко,
По огородам, без дорог,
Спешит торопиться парнишка
По солнцу – прямо на восток.

(Слайд 7)

3 чтец:

Но по щеке его ни разу
Не проложила путь слеза.
Должно быть, слишком много сразу
Увидели его глаза.

4 чтец:

Все видевший, на все готовый,
По грудь проваливаясь в снег,
Бежал к своим русоголовый
Десятилетний человек.

Двое чтецов прикрепляет к “Вечному огню” языки пламени.

(Слайд 8)

1 чтец:

Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.

(Слайд 9)

2 чтец:

Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?

(Слайд 10)

3 чтец:

Чем им обязан – знаю я.
И пусть не только стих,
Достойна будет жизнь моя
Солдатской смерти их.

(Слайд 11)

4 чтец:

Вспомним всех,
Горем вспомним своим…
Это нужно не мертвым!
Это нужно живым!

( Слайд 12) На экране появляется число погибших в ВОВ.

(Слайд 13)

1 чтец: Все помнится, ничто не позабыто,
2чтец: Все помнится, никто не позабыт,
3чтец: И днем, и ночью в чаше из гранита
4чтец: Святое пламя трепетно горит.

(Слайд 14)

Ведущий: В этот день мы вспоминаем павших и живых, воинов и мирных жителей – всех, благодаря кому была завоевана победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Прошло уже более 60 лет, но события военного времени не забыты – они живы в воспоминаниях ветеранов, запечатлены на страницах книг. Память о трагических днях передается из поколения в поколение, и мы должны ее сохранить.

Ведущий: Каким было бы наше будущее в случае иного исхода войны? Отстоять мир в борьбе с фашистскими захватчиками удалось ценой невероятных усилий, огромных жертв.

Ведущий: 4 года шла война – это 1418 дней и ночей! 34 тысячи часов и 27 миллионов погибших людей! 27 миллионов, вы только представьте – если по каждому из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать… 32 года!

Декламация стихотворения о войне (обучающиеся 3-го класса)

Ведущий: В годы войны дети быстро взрослели, уже в 10—14 лет они осознавали себя частицей большого народа и старались ни в чем не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и в действующей армии. Вместе с взрослыми подростки ходили в разведку помогали партизанам подрывать эшелоны врага, устраивать засады...

Каждый приближал Победу как мог. Кто-то, ровняясь на старших, делал все, чтобы прогнать захватчиков с нашей земли, кто-то встал вместо отца к станку.

Буцких Андрей 2а выступление о детях – героях ВОВ

(Презентация – приложение 2)

Буцких Андрей: О Великой Отечественной войне мне рассказали родители. Ещё я знаю войну по фильмам. Сколько подвигов совершили тогда люди. Подвигов знаменитых и таких, о которых мало известно. Война коснулась всех поколений. Все как один встали на защиту своей страны. Среди тех, кто защищал Родину, было очень много детей.

Всё, что они делали, приближало день нашей победы над врагами…

Мальчишки и девчонки стали незаменимыми помощниками советских воинов. Выполняли разные поручения: разносили листовки и медикаменты, передавали донесения, добывали много ценных сведений, участвовали в гражданской обороне. Многие ребята участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов. Нередки были случаи, когда подростки школьного возраста воевали в составе воинских частей, так называемые “сыновья и дочери полков”.

Дети и старики, стоя у станков днями и ночами, изготавливали оружие для солдат, постоянно не доедая, в холоде и преодолевая тяжелейшие условия. Они делали все, что было в их силах, чтобы помочь пережить войну и одержать победу над захватчиками.

За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями.

Многие юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами. Многие из них были награждены медалями и орденами посмертно.

Живым – почёт и бесконечное уважение. Погибшим – вечная память.

Ведущий: “Великая Отечественная война... Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о ней — мужские. Это понятно: воевали-то в основном мужчины — но в этом и отражение неполного нашего знания о войне. Ведь огромная тяжесть легла на плечи матерей, жен, сестер, которые были санинструкторами на полях сражений, кто заменял мужчин у станков, на заводах и на колхозных полях”.

Звучит песня под гитару.

Ведущий:

Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

(Минута молчания) фон “Метроном”

Ведущий: 1418 долгих дней и ночей шла война. Казалось, нет ей конца и края. Но победа пришла.

На экране видеофрагмент “День Победы” – приложение 3

Ведущий: 66 лет назад закончилась Великая Отечественная война. Для мировой истории это, может быть, краткий миг, а для людей — целая жизнь. Время летит, как ветер. Годы текут, как реки. Но как утесы, как скалы, стоят герои. Бессмертен их подвиг. Потому что залогом их бессмертия стала наша память. Пусть она всегда хранит былое. Память нужна не только тем, кто выстоял, еще нужнее она нам — молодым, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир и какой ценой достигается свобода. Свободу надо беречь.

Прошла война, прошла страда.
Но боль взывает к людям:
Давайте люди никогда
Об этом не забудем.

Пускай во всём, чем жизнь полна,
Во всём, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.

Ведущий: Уважаемая Нина Михайловна мы преклоняемся перед вашим героизмом и говорим вам огромное спасибо за мирное небо над головой. От всей души желаем вам здоровья и благополучия.

Фон, звучит песня “Главный праздник”

Буцких А. дарит цветы и пакет с памятным подарком

Ведущий: Мы должны помнить о прошлом и благодарить старшее поколение за Великую Победу. Она оплачена миллионами жизней, слезами родных и близких. Спасибо павшим и живым. Спасибо и низкий поклон всем нашим ветеранам, труженикам тыла. С праздником 9 Мая! С праздником Великой победы! До новых встреч!

Аудио-сопровождение "Главный праздник"

Аудио-приложение "Метроном"