Интегрированный урок "биология + физическое воспитание" по теме "Влияние двигательной активности и систематических упражнений на опорно-двигательную систему"

Разделы: Биология, Спорт в школе и здоровье детей


Задачи урока:

  1. Закрепление и развитие понятия и взаимосвязи строения и функций скелета и мышц.
  2. Развитие познавательного интереса учащихся с помощью творческих заданий и меж предметных связей с курсом физического воспитания.
  3. Продолжить формирование здорового образа жизни учащихся – формирования у них осознанной необходимости заниматься физическими упражнениями, вести активный образ жизни.

Оборудование:

  • Запись “Гиподинамия”;
  • таблица “Показатели степени физической подготовки”;
  • словарная работа (карточки) гиподинамия, атеросклероз;
  • таблички для участников “трансвекового интервью”, перед каждым табличка, на которой написаны его имя и век, в котором он жил:
    Гиппократ;
    Авиценна;
    И.Кант;
    академик А.Богомолец;
    академик Н.Амосов;
  • презентация к уроку.

Эпиграф:

Ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие.

Аристотель.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап постановки проблемы.
  1. Постановка задачи урока.
  2. Объявление темы урока.
– записывают в тетради тему урока.
II .Этап реализации проблемы.   Учащиеся делают небольшой обзор высказываний мыслителей древности и выдающихся людей нашего времени. 1 выступление. “Ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие”, - так писал в IV веке до нашей эры Аристотелей. Многие великие греки видели корень зла в правдивости существования своих сограждан. Вот мнение Гиппократа: “ … праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье”. Особую ценность имеет книга времен Древней Греции “О диете” (автор неизвестен). Автор излагает сведения о действии на организм прогулок, бега, гимнастических упражнений, анализируются причины утомления и переутомления. Здесь есть очень важная фраза: “Относительно утомления, возникающего в теле, дело обстоит так: люди, не занимающиеся упражнениями, утомляются от всякой работы.” 2 выступление. Тревогу и боль за разрушающееся здоровье своих сограждан высказывали в своих трудах римские поэты и мыслители. Вот строки из Овидия: “Смотри, как разрушается от безделья
Ленивое тело,
Так портится в озере
Без движения вода…” В той или иной степени проблема движения отразилась и в произведениях поэтов XIX века. Великий Гете вложил в уста Мефистофеля такой совет Фаусту: “Уединись в глуши полей,
Руби, копай, паши за плугом,
И ограничить тесным кругом
Себя и ум свой не жалей,
Питайся просто в скромном доме”. 3 выступление. Нельзя не поразиться наблюдательности И.А.Гончарова при описании Обломова: “Цвет лица у Ильи Ильича был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, потому что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а, может быть, того и другого”. “Хорошо прожитый день дает спокойный сон”, - писал Леонардо да Винчи. Это понятие “хорошо прожитый день” раскрывается в высказывании Л.Н.Толстого: “Несомненное условие счастья есть труд: во-первых, любимый и свободный труд, во-вторых, труд телесный, дающий аппетит и крепкий успокаивающий сон”.
  Учитель биологии: Со страниц печати не сходят слова: “Гиподинамия – это болезнь века”, “Двигательный голод и его последствия”. Однако, как мы слышали из выступлений, эта проблема занимала и древних.  
  Звучит музыка “гиподинамия” (песню исполняет В.Леонтьев, музыка Р.Паулса, стихи И.Резника). Учащиеся слушаю запись.
  Что же такое гиподинамия? Как же дается это понятие в энциклопедическом словаре?
  • Высказывают свои предположения.

Опережающее задание- ученик дает понятие: Гиподинамия ( от hypo – под, внизу, греч. dynamis- сила) – нарушений функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижение силы сокращения мышц. Распространенность гиподинамии возрастает в связи с урбанизацией, автоматизацией и механизацией труда, увеличением роли средств коммуникации.

  • записывают понятие в тетрадь.
  Каковы же признаки гиподинамии? Задание классу: записать в тетрадях признаки гиподинамии.
  • сообщение учащегося:

Они особенно ярко проявляются в утренние часы. Например, у человека после ночного сна нет ощущения свежести, он вял, раздражителен. Не приносит ему облегчения и умывание, отсутствует аппетит. Пешком пройти не хочется, а в транспорте все раздражает. Улучшение общего состояния происходит через 3-4 часа и длится до обеда, а затем опять возникает усталость. У больных гиподинамией изменения возникают прежде всего в мышцах и в сердце, так как здесь уменьшается количество главного энергетического вещества АТФ. Электрокардиограмма покажет ухудшение работы сердца при нагрузке. У малоподвижных людей развивается атеросклероз – поражение кровеносных сосудов, отложение на их стенках жировых бляшек. Спутником гиподинамии является снижение дыхательного объема легких, нарушения со стороны органов пищеварения.

  • записывают в тетради признаки гиподинамии.
  Вопрос: Что такое атеросклероз? Вопрос: Как же бороться с гиподинамией?
  • Записывают понятие в тетради.
  • “Трансвековое интервью”

Ведущий журналист (один из учащихся) представляет участников интервью, все садятся за стол – это Гиппократ, Авиценна, философ XVII века И.Кант, ученые-академики А.Богомолец и Н.Амосов. Журналист: Какое место в медицине должен занять режим здоровья? Гиппократ: “Природа делает что нужно. Однако знание всего человека недостаточно для лечения ввиду того, что человек, который ест, не может быть здоровым, если он не делает телесных упражнений. Пища и упражнения имеют противоположные свойства, которые, соединяясь, способствую поддержанию здоровья”. И.Амосов: “Благополучия в здоровье людей нет. Почему? Причина в том, что образ жизни, избранный нашим современником, противоречит самой природе человека. К сожалению, убедить человека в том, что он живет неправильно, непросто”. Журналист: Что вы понимаете под режимом здоровья? Гиппократ: “труд является пищей для всех членов и мышц, сон – внутренностей. Упражнение орагнов – труды, пища, сон… все умеренно! Поддержание здоровья: ни пресыщение пищей, ни воздержание от труда”. Авиценна: “Основное в искусстве сохранения здоровья – это есть уравновешивание необходимых факторов. Они суть: 1 – уравновешенность натуры, 2 – выбор пищи, 3- очистка тела от шлаков, 4 – сохранение телосложения, 5- уравновешенность физического и душевного движения”. А.Богомолец: “Первый принцип этой разумной жизни – работа. Работать должен весь организм, все его функции. Ни одна из них не должна быть забыта, ни одну нельзя перегружать до истощения”. Н.Амосов: “Режим здоровья – это определенный образ жизни человека. Можно наметить такие его черты: разумное ограничение питания, физическая нагрузка, сдержанное отношение к недомоганию и болезням”. Журналист: Не могли бы Вы поподробнее остановиться на роли двигательной активности? Авиценна: “Самое главное в режиме сохранения здоровья – есть занятие физическими упражнениями. Физические упражнения являются наиболее сильными факторами, предотвращающими скопление зачатков переполнения, и, вместе с тем, повышают прирожденную теплоту и придают легкость”. И.Кант: “Основное правило – не щадить свои силы, не расслаблять их комфортом и праздностью”. Гигиеническая программа:

  1. Держать в холоде голову, ноги, грудь.
  2. Меньше спать, т.к. постель – гнездо заболеваний.
  3. Больше двигаться, гулять в любую погоду.
  4. Вредно за едой, как и во время ходьбы, мыслить.

Н.Амосов: “Одна из заповедей режима – физическая нагрузка. Хороший вид нагрузки – ходьба, но ходить нужно не менее 1 часа в день. Осваивать комплекс упражнений надо постепенно, понемногу увеличивая нагрузку”. Журналист: Спасибо!

  Вопрос к учащимся: Какой вывод можно сделать на основании этого интервью? Учитель биологии: задает вопрос учителю физического воспитания:
  • Как отражается развитие опорно-двигательной системы на работе других органов?

Учитель физического воспитания: Степень тренированности человека можно определить по подсчету пульса в покое и после физической нагрузки.

Учащиеся делают вывод и записывают его в тетради:

  • И в древности, и в настоящее время основным условием сохранения здоровья является двигательная активность.
 

(Наблюдения проводили предварительно на уроке физической культуры.)

Учитель физического воспитания давал учащимся различную физическую нагрузку.

  • Для наблюдения были выбраны 3 ученика разной степени физической подготовленности и 1 ученик для оформления таблицы.

а) учащимся давалась разминка;
б) учащиеся должны были подтягиваться;
в) учащиеся должны были отжиматься.

  Чертится таблица на доске с показателями, по которым можно сравнить степень физической подготовленности.
  • Другая группа учащихся фиксирует частоту сердечных сокращений по пульсу в течение 5 минут по минутам при выполнении нагрузки.
  • Заполняется таблица на уроке физической подготовки.
  • Ассистент заполняет таблицу данными, которые были зафиксированы на уроке физической подготовки.
  • Учащиеся чертят и заполняют таблицу в тетради.

Испытуемый

Показатели частоты сердечных сокращений

Покой

Работа

Восстановление

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

I

78

105

110

120

124

96

90

86

84

82

80

II

80

110

110

116

128

90

98

96

96

86

84

III

68

115

124

120

120

120

104

104

98

94

90

На доске записаны показатели, по которым можно сравнивать степень физической подготовленности:

В покое у здоровых людей 60-70 ударов в мин.

В покое у тренированных людей 40-50 ударов в мин.

Во время небольших физических нагрузок и после них 100-130 ударов в мин.

Во время средних физических нагрузок и после них 130-160 ударов в мин.

Во время сильных физических нагрузок и после них 160-190 ударов в мин.

  Чертится на доске график для каждого испытуемого.
  • Учащиеся чертят график в тетрадях

  Делается вывод на основании графика и таблицы. img3.gif (1246 bytes)
 
  • Определяется достаточность нагрузки для организма после тренировки.
Работа скелетных мышц рефлекторно усилила деятельность сердца. Учащение пульса превысило (покой и работа). Сердце усиливает свою работу за счет увеличения частоты сокращений: I испытуемый ((105-78)/78)*100%=31%
II испытуемый ((110-80)/78)*100%=37%
III испытуемый ((115-68)/68*100%=67%
  На основании полученных вычислений делается вывод: если после работы (нагрузки) не вызвано учащение пульса более, чем на 30% от исходной величины, то сердце усиливает свою работу за счет увеличения количества крови, выбрасываемого при каждом сокращении. Нагрузка недостаточна. Чтобы организм получил пользу от тренировки, нагрузку надо увеличить. Учащиеся вывод записывают в тетрадь.
III. Подведение итогов Учитель биологии подводит итог: что же происходит с опорно-двигательной системой при регулярных занятиях спортом? (беседы с учащимися). В ходе беседы выясняются следующие положения, которые учащиеся записывают в тетради:
  1. Занятия спортом способствуют формированию скелета. Кость растет усиленно в тех направлениях, в которых испытывает большее напряжение. Чем сильнее развиваются мышцы тела, тем прочнее становятся кости скелета.
  2. Чем большую работу совершают мышечные волокна, тем дольше питательных веществ и кислорода приносит кровь. При регулярной физической нагрузке мышечные волокна быстрее растут, утолщаются, а значит, могут совершать большую работу.
  3. Мышечная работа сопровождается изменениями в деятельности почти всех систем органов.
  4. В тканях активнее происходит обмен веществ.
  Таким образом, занятия физическим трудом, спортом, оказывают благоприятное воздействие на весь организм. Можно согласиться с академиком Амосовым, когда он будущее медицины видит в привитии людям навыков режима здоровья, в широком применении физических упражнений. Если вы задумаетесь над своим образом жизни, то цель нашего урока будет достигнута. Анализ ответов и выставление оценок.  
IV.Задание на дом §16 Запись домашнего задания в дневниках.