Психолого-педагогические условия формирования этнотолерантности у старшеклассников в системе дополнительного образования

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика


Сегодня в России социальная ситуация характеризуется увеличением межэтнических и межкультурных контактов. Ярко проявляются различия между людьми, религиями, этносами и культурой. Эти различия повлекли за собой большое количество конфликтов между людьми. Для разрешения этой сложной ситуации нужна постоянная работа с людьми всех возрастов во всех сферах жизни. В сфере образования необходимо целенаправленно формировать у школьников адекватное представление о различных аспектах межэтнического взаимодействия, прививать им навыки цивилизованного межэтнического и межкультурного общения на основах принципа не насилия, этнической толерантности. На данном этапе жизни эту работу лучше проводить с подростками. В этом возрасте формируется мировоззренческая картина подростка и все, что он видит и впитывает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе. А так же формируется чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности. В этом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, такие как: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому.

В школах нет системной целенаправленной программы по формированию этнотолерантности, поэтому эта работа носит или эпизодический характер, или не проводится совсем. С нашей точки зрения эта работа должна носить системный характер и затрагивать различные образовательные учреждения. В этом плане большую работу могли бы проводить центры дополнительного образования. В центрах дополнительного образования реализуются программы по развитию толерантных качеств личности школьника. В этих программах используются новые методы работы со школьниками, проводят различные конкурсы по вопросам толерантности. Благодаря таким мероприятиям ребята не только знакомятся с разными гранями культуры друг друга, но и узнают себя.

Наше исследование по формированию этнотолерантных  представлений проводится с учащимися подросткового возраста и старшеклассниками. В данной статье мы представили фрагменты нашего исследования, проведенного со старшеклассниками двух школ города Самары: МОУ СОШ № 34 (смешанная по национальному признаку) и школа с татарским языком обучения СОШ "Якталык".

Для нашего научного исследования мы выбрали диагностические методики Г.У. Солдатовой: “Индекс толерантности” и “Типы этнической идентичности”.

Первая диагностическая методика “Индекс толерантности” отражает отношение к окружающему миру и другим людям, проявление социальных установок в различных сферах взаимодействия людей, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Вторая диагностическая методика “Типы этнической идентичности” позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности. Один из показателей трансформации этнической идентичности – это рост этнической нетерпимости. Степень этнической толерантности респондента оценивается на основе следующих критериев: уровня "негативизма" в отношении собственной и других этнических групп, порога эмоционального реагирования на иноэтническое окружение, выраженности агрессивных и враждебных реакций в отношении к других групп.

Типы идентичности с различным качеством и степенью выраженности этнической толерантности выделены на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма, начиная от "отрицания" идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе, и заканчивая национальным фанатизмом – апофеозом нетерпимости и высшей степенью негативизма по отношению к другим этническим группам.

Опросник содержит шесть шкал, которые соответствуют следующим типам этнической идентичности: этнонигилизм, этническая индифферентность, норма, этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм.

Этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм представляют собой ступени гиперболизации этнической идентичности, означающей появление дискриминационных форм межэтнических отношений. В межэтническом взаимодействии гиперидентичность проявляется в различных формах этнической нетерпимости: от раздражения, возникающего как реакция на присутствие членов других групп, до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей, агрессивных и насильственных действий против другой группы и даже геноцида [1, с.15]

Анализ результатов первой диагностической методики показал нам, что в школах преобладает средний уровень толерантности. Результаты представлены нами в диаграмме 1.

Диаграмма 1.

Д

В диагностируемых школах низкий уровень толерантности проявляется среди учеников 10 класса МОУ СОШ № 34. Такие результаты свидетельствуют о наличии высокой интолерантности учеников и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

Самые высокие показатели в образовательных учреждениях присущи среднему уровню толерантности. Такие результаты показывают учащиеся, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

Высокий уровень толерантности в ходе анализа был выявлен только у 4 человек. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности.

Наличие положительных результатов в МОУ СОШ “Яктылык” говорит о том, что в школе с определенным национальным контингентом, у учеников старших классов лучше развиваются толерантные качества личности, чем в школе со смешанным контингентом детей, без определенного национального уклона.

При более углубленном анализе этого опросника было просмотрено уровень развития различных аспектов толерантности. (Диаграмма 2)

Диаграмма 2.

д

Этническая толерантность, как один из аспектов толерантности получила самые низкие результаты. Стоит заметь, что наиболее низкий результат преобладает у учеников 10 класса МОУ СОШ № 34. Низкие результаты этого аспекта говорят о том, что у учеников преобладает отрицательные или сложные отношения с представителями других этнических групп.

Социальная толерантность получила средние результаты. Низкие показатели в этом аспекте толерантности преобладает у 9 класса МОУ СОШ “Яктылык”. Это говорит о том, что у учеников преобладает интолерантные проявления в отношении различных социальных групп.

Последний аспект толерантности получил самые высокие результаты у учащихся диагностируемых школ.

Результаты второй диагностической методики показали, что диагностируемых школах у 74 старшеклассников преобладает позитивная этническая идентичность (норма). (Диаграмма 3.) Этот тип этнической идентичности показывает сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Она задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой – как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.

У 35 школьников диагностическая методика выявила преобладание этнической индифферентности. Для этого типа этнической идентичности характерно размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.

У 20 школьников преобладает этнофанатизм. Этот тип показывает готовность школьников идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических "чисток", отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.

Этноизоляционизм преобладает у 17 школьников диагностируемых школ. Для школьников данного типа этнической идентичности характерна убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости "очищения" национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия.

У 16 школьников анализ результатов показал преобладание этнонигилизма. Это одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию.

Последний тип этической идентичности этноэгоизм преобладает у 13 школьников. Данный тип идентичности выражается в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта "мой народ", но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за "чужой" счет.

Диаграмма 3

д

 

Сравнение показателей двух школ по данной диагностической методике показывает что у школьников МОУ СОШ “Яктылык” показатели типов идентичности выше чем у школьников МОУ СОШ № 34.

Для повышения уровня толерантности и этнотолерантности и снижения показателей типов идентичности у старшеклассников центр дополнительного образования провел длительную игру “Едины в России”. Длительная игра была разработана нами совместно со специалистом центра дополнительного образования. Цель длительной игры: знакомство учащихся с понятием толерантности, многообразием народов проживающих на территории страны и их культуры. Игра проходила на протяжении 9-10 учебных недель.

На вводном занятии классные руководителя учащихся 9 – 10 классов рассказывали своим ученикам о понятии “толерантность”, и многонациональности народов нашей страны. Занятие завершалось общим сбором в рекреации, где висел плакат с изображение территории страны, разделенной на секторы разных цветов (рис 1.). Каждый цвет показывает определенную национальность. Для игры были выбраны следующие национальности: азербайджанцы, башкиры, белорусы, казахи, мордва, русские, татары и чуваши. Каждая национальность разделена на 7 пазлов. Каждый пазл это определенный раздел темы. Рассматриваемые темы: национальные игры, национальный костюм, национальная кухня, национальные песни, национальные пословицы и поговорки, национальные праздники и национальные сказки.

Ведущий рассказывал учащимся о том, как будут проходить занятия.

Рис 1.

Задания ребята получали в конце занятий, после защиты всех классов. Задания находились на пазлах, которые прикреплялись к карте. Пазлы ученики классов выбирали по очереди. За выполнением задания ответственно следил классный руководитель класса. На защите дети получали часть пазла с элементом картинки (рис 2.). Данные пазлы совпадают с пазлами заданиями выбранными детьми. Заключительное занятие проходило в форме блиц – опроса. Блиц – опрос состоял из 16 вопросов по всем темам игры. На задаваемые вопросы команды отвечали табличками с названием национальности. Ответы детей оценивает жюри. Во время подсчета жюри баллов, организаторы предложили ученикам собрать пазлы, которые они получали после каждого занятия на карте. После сбора картинки состоялось награждение команд.

Рис 2.

После торжественного подведения итогов ученики принесли присягу толерантного гражданина России и получили памятный значок “Я толерантный гражданин России”. (Рис 3.)

Рис 3.

Учащиеся были настолько вдохновлены длительной игрой, что предложили ее дополнить. Ребята предложили:

  • Организовывать и проводить традиционные праздники и обычаи, приглашать на эти праздники учащихся других классов и школ.
  • Выпуск школьной газеты, в которых бы печатались материалы, которые они защищали в длительной игре, фотографии с проведенных мероприятий, а так же анонс предстоящих мероприятий.
  • На уроках труда воссоздавать элементы традиционных костюмов. После чего получившиеся изделия представлять на школьных показах или фестивалях, концертах.

Таким образом, после проведения длительной игры “Едины в России” мы зафиксировали следующие факты: у старшеклассников нет целостного представления о нашей стране, где веками проживают люди разных национальностей, мало знаний о специфике культуры разных национальностей. Дети старшего школьного возраста это лидирующая группа, с которой необходима совместная целенаправленная и систематичная работа центров дополнительного образования, школ и домов дружбы народов. Такая работа поможет формированию духовных ценностей личности, а так же будет способствовать снижению числа межэтнических конфликтов в обществе.

Список литературы:

  1. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков / Г.У. Киселева, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. – М.: Генезис, 2000. – 345 с.