Урок этики "Конфликты в нашей жизни. Пути разрешения"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Цели:

  • Создать условия для формирования социальной компетентности детей в условиях предупреждения конфликтных ситуаций, умения их разрешать.
  • Развивать умения нравственного самопознания, самоанализа, самооценки.
  • Сплочение детского коллектива.

Оборудование: презентация PowerPoint, канат (или толстая, крепкая верёвка), наглядность на доску - карточки, 5 конвертов с проблемными ситуациями, листочки, заранее приготовленные детьми с комплиментами и пожеланиями для каждого ребёнка, словари, предварительное анкетирование (приложение)

Ход урока

1. Орг. момент. Здороваемся с гостями.

2. Наш урок я хочу начать с одной притчи.

"Коробочка".

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади, он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоящей в середине коробочке и заглянуть в неё, в одно из её окошечек.

Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясён, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.

Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошечек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так?

- Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.

- Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды? (Нет)

- Поднимите руку, у кого возникали проблемы по поводу невымытой посуды, уборки комнаты, занятий с младшим братом или сёстрой :?

- Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по-разному воспринимаем одни и те же вещи, явления, по-разному реагируем на ситуации.

Поэтому, тема нашего сегодняшнего урока: "Конфликты в нашей жизни". (слайд 1)

- Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Выяснить, что такое "конфликт", узнать, почему они происходят, как разрешать конфликты) (слайд 2)

- Вся история человечества - это история бесконечных войн и конфликтов.

- Может ли быть мир в будущем без конфликтов? (да, нет:)

- Конфликты существовали всегда и будут существовать. Они - неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны и являются патологией. Они - нормальное явление в нашей жизни. Только их надо уметь правильно разрешать.

- В чём вред конфликтов? (мнения детей) (слайд 3)

- Недавно было предварительно проведено 2 анкеты: " Конфликтный ли вы человек?" и "Какие качества ты бы добавил себе и окружающим тебя людям". Результаты показали, что вы все по- разному ведёте себя в конфликтных ситуациях и среди нас есть представители всех конфликтных групп. Так же из таблицы видно, что вы больше предла-гаете развивать качества в других людях, чем в себе. (слайд 4)

3. - Что же означает слово "конфликт"? Какие ассоциации оно вызывает?

- Обратимся к словарям. Соберитесь в группы. Найдите в своём словаре значение слова "конфликт".

Дети по группам зачитывают. (слайд 5)

4. Игра "Перетягивание каната" 2 группы: мальчики и девочки.

- Победила команда: Спасибо, садитесь.

- Как вы думаете, в результате этой игры мог возникнуть конфликт? (мальчики сильнее, судья засудил, зрители мешали, некоторые тянули не в полную силу:)

- Да, эта ситуация похожа на конфликт. А что нужно для возникновения конфликта? (необходимо присутствие, как минимум 2 точек зрения и предмет спора) (На доске появляются опорные листы)

- Рассмотрим ситуацию: "На перемене Ваню толкнули играющие одноклассники. Он рассердился и толкнул обидчика. В результате завязалась драка, которую остановил учитель. Когда стали разбирать происшедший инцидент, Ваня понял, что его задели случайно и драки можно было избежать. Ему стало стыдно, да и мама расстроилась, узнав о случившемся."

- Что послужило данной конфликтной ситуации? (мимолётный гнев, вспышка отрицательных эмоций)

- Что такое - гнев? (Гнев -это чувство, которое выводит человека из равновесия, переполняет его и провоцирует на различные необдуман-ные агрессивные поступки) (Слово "гнев" вывесить на доску.)

- Подведём небольшой итог: Что приводит к появлению и разрастанию конфликта? (На доске подсказки) (слайд 6)

5. - Исследователи различают такие типы конфликтов:

Внутриличностные (в душе человека между совестью и честью)

Межличностные (между 2 людьми более)

Между группой и личностью

Межгрупповые (между группами)

Вывешивание на доску. (Слайд 7)

- Для того, чтобы научиться разрешать конфликты, нужно научиться осознавать проблему, открыто обсуждать и знать пути разрешения конфликтов.

- Какие пути разрешения конфликтных ситуаций вы можете назвать? Как вы разрешали свои споры?

Слайд 8. Как разрешаются конфликты.

Соревнование (конкуренция) - человек сосредотачивает внимание только на своих интересах, полностью игнорируя интересы других. Данная стратегия вызывает негатив со стороны других людей.

Избегание (уклонение) - человек показывает отсутствие внимания как к своим интересам, так и к другим. Он откладывает разрешение конфликта, надеясь, что ситуация разрешится сама собой.

Компромисс - достижение "половинчатой" выгоды каждой стороной. Люди идут на взаимные уступки.

Сотрудничество - учитываются интересы обеих сторон, находится взаимоприемлемый вариант, который устраивает обоих.

Приспособление - человек отступает от своей точки зрения и соглашается с интересами другого., лишь бы не ссориться.

6. - Сейчас вы в группах попытаетесь дать решение житейским конфликтным ситуациям. Используйте один из путей решения конфликта.

Командиры групп получают по конверту с заданием. Проверка.

1 ситуация: (слайд 9)

Ты хочешь сегодня подольше погулять, а родители не разрешают. Между вами возник спор.

Дети высказывают своё мнение.

2 ситуация: (слайд 10)

На одной из перемен к твоей парте подошёл одноклассник и взял без разрешения с парты телефон. Из-за чего возник конфликт.

Дети высказывают своё мнение.

3 ситуация: (слайд 11)

Ты любишь слушать громкую музыку, а родители любят тишину. По этому поводу возник конфликт. (Выслушиваются мнения детей.)

4 ситуация: (слайд 12)

Юра не пошёл в коридор, а сидел за своей партой и читал книгу. Подошла Лена:

- Юра, интересная у тебя книга?

Мальчик захлопнул книжку и ударил Лену по голове:

- А тебе какое дело? Вот не будешь приставать с глупыми вопросами!

Дети высказывают своё мнение.

5 ситуация: (слайд 13)

Мальчики из твоего класса постоянно обзывают и бьют тебя. Они коверкают твою фамилию и придумывают обидные прозвища. На переменах дёргают за одежду, пробегая мимо.

Мнения детей.

- Легко ли находить пути выхода из конфликта?

- Как общаться так, чтобы не конфликтовать? Какой ещё школьный предмет, кроме этики, помогает нам в этом? (риторика)

Слайд 14. Речевой этикет. Раздать листочки, заранее приготовленные детьми с комплиментами и пожеланиями для каждого ребёнка.

7. - Давайте, подведём итог нашего урока. Считаете ли вы, что обсуждение данной темы полезно?

- Изменит ли знание этой темы ваше поведение в конфликтных ситуациях?

- Если человек, находящийся рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими особенностями, мыслями, чувствами, переживаниями. У каждого есть слабые и сильные стороны. (слайд 15. Слова Е.Евтушенко)

- А на последок позвольте дать советы (слайд 16) и домашнее задание (слайд 17).

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.