Влияние мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста с поражением ЦНС

Разделы: Логопедия


Дети имеют задержку речевого развития на фоне органической природы нарушения и на фоне неврологических заболеваний. Проявление органического поражения центральной нервной системы способствует как общей двигательной неловкости, так и недостаточно сформированных тонких дифференцированных движений пальцев рук, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости. Характерным являются некоторая скованность, отсутствие легкости при выполнении движений. У детей наблюдается недостаточная пальцевая деятельность. Так, например, при работе с пирамидками, либо другими дидактическими предметами, требующими точной координации рук, у многих детей она полностью отсутствует. Движения рук хаотичны и беспорядочны. Органические нарушения накладывают свой отпечаток на ручную мускулатуру. У малышей отмечается повышенный или пониженный тонус в кистях рук, что обуславливает их слабость и утомляемость.

Возраст до трех лет рассматривается как сенситивный период для речевого развития, это возраст оптимальных возможностей. А развитие моторной речи напрямую зависит от развития мелкой моторики рук. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активного словаря ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить с детьми, начиная с первого месяца их жизни.

Для каждой возрастной группы детей предлагается свой вид деятельности по развитию мелкой моторики рук.

В возрасте до трех месяцев целесообразно проводить упражнения рефлекторного характера, используя от природы хватательный рефлекс. Это могут быть шарики диаметром 2-2,5 см, различные по весу и текстуре.

Пластмассовый, деревянный, резиновый. Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь ребенка сверху. Они стимулируют движения рук(схватывание, сжимание), развивают тактильную чувствительность ладони. В 4-5 мес. Полезно использовать упражнения с ленточкой и шнурком. Они побуждают малыша не только крепче схватывать предмет, но и перехватывать его. В 6 мес. активизируем движения руки с помощью игрушек-вкладышей: матрешек, коробочек, мисочек, колпачков и т.д. В

8-10 мес. предлагаем ребенку доставать игрушки из мешочка, сшитого из яркой ткани, и складывать их обратно. В 10-12 мес. Можно давать ребенку пирамидки из 3-5 колец.

Важным видом работы по развитию мелкой моторики и нормализации тонуса является пальчиковая гимнастика. Здесь важно научить ребенка удерживать позу пальчиками и руками, переключаться с одного движения на другое, а так же подражать движениям взрослого. Можно использовать элементы кукольного театра, игры с пальчиками, сопровождающиеся чтением ритмических стишков-потешек. Игры с пальчиками создают благоприятный, эмоциональный настрой, хорошо тренируют пальцы, способствуют развитию умения слушать и понимать, улавливать речевой ритм. Пальчиковые игры позволяют регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на коррекции речи детей, совершенствовать внимание и память- базовые психические процессы для развития речи. Облегчают усвоение в дальнейшем навыков рисования и письма.

Игры с мелкими предметами развивают координированные движения глаз и руки, развивают движения пальцев, формируют тонкие дифференцированные движения пальчиками. Можно использовать следующие виды упражнений и дидактический материал:

  • мозаики различной величины;
  • разные виды шнуровки;
  • застежки;
  • набор колец, разных по размеру, для нанизывания на стержень;
  • цветные клубочки для перематывания ниток;
  • набор мелких игрушек для игры "Чудесный мешочек";
  • пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров;
  • бусы и леска для нанизывания;
  • конструкторы разной величины;
  • материал для сортировки мелких и крупных предметов в различные емкости;
  • пирамидки, вкладыши;

С детьми 3-4 лет проводятся занятия по ручному труду. Они очень важны для развития тонкой ручной координации. Здесь можно использовать и лепку из пластилина, работу с соленым тестом, различные виды аппликаций.

Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения ребенком навыков самообслуживания. Важно и его посильное участие в труде: уборке помещения и игрушек, своего рабочего места, сервировке стола, поливке цветов. Эти повседневные нагрузки имеют не только нравственно-эстетическую ценность, но и являются хорошей произвольной систематической тренировкой для пальцев рук.

Формирование графических навыков является наиболее сложным процессом. Для детей с поражением ЦНС, изобразительная деятельность является сложным навыком, требующим слаженной работы всех мыщц руки, кисти. На первых ступенях по формированию графических навыков предлагается простой способ рисования - рисование подушечками пальцев. Затем рисуем на нелинованных листах фломастерами. Рисование ими не требует сильного нажима, а линии получаются яркими и привлекательными. Отрабатываем круговые движения руки, имеющие широкий размах. Постепенно переходим от широких движений к более мелким. Далее рисуем цветными карандашами и красками.

Причиной ручной неловкости часто бывает нарушения мышечного тонуса. При повышенном тонусе - кисть сильно напряжена, быстро устает. При пониженном - рука вялая, слабая. И при выполнении задания амплитуда движений снижается.Необходимо чередование статических, динамических упражнений и упражнений на релаксацию. Для повышения тонуса можно использовать упражнения с эспандером, резиновым мячиком; игры со льдом и контрастные теплые ванночки. Для расслабления мышц используем игры с водой. Использование сухого пальчикового бассейна, проведение в нем пальчиковой гимнастики способствует активизации двигательных кинестезий, праксиса позы, улучшает динамическийпраксис.

Таким образом, работая с детьми раннего возраста, имеющих поражение ЦНС, с уверенностью можно констатировать, что речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Строение речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от руки. А влияние импульсации с мышц руки так значимо только в раннем детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Тренировка пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, движения пальцев рук имеют огромное значение среди других двигательных функций, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. И чем раньше начнется работа по развитию мелкой моторики рук, тем успешнее и своевременнее будет речевая активность ребенка.

Далее в работе представлен конспект занятия с упражнениями на развитие мелкой моторики рук.

Конспект логопедического занятия с детьми второго года жизни

Тема: "Игрушки. Мишка"

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • Формировать у детей представления об игрушке Мишке, его повадках, действиях, внешнем облике. Развивать активный словарь на уровне звукоподражания, простых самостоятельных слов, расширять пассивный словарь. Закреплять навык выполнения простых речевых инструкций. Формировать навык сюжетно-ролевой игры.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать мелкую моторику рук, развивать ощущения собственных движений, развивать артикуляционную моторику(активизация мимических мышц, формирование произвольных мимических движений), развивать речевое дыхание(формирование устойчивого физиологического выдоха и произвольного речевого выдоха). Развивать общие движения и навыки, зрительное и слуховое внимание, развивать тактильные восприятия и ощущения.

Коррекционно-воспитательные:

  • Формировать навыки сотрудничества, воспитывать доброе отношение к окружающим, формировать положительные эмоции.

Оборудование: мягкая игрушка Мишка, кукольная посуда, тесто соленое, пособия для развития мелкой моторики, сухой пальчиковый бассейн, пособия для развития речевого дыхания.

Ход занятия

1. Оргмомент

Как зовут девочку, у которой такое красивое платье? Ее зовут Даша. Посмотреть в зеркало.

- Где Даша? А какой красивый у Даши бантик на голове.

- Где у Даши голова? А где глазки? А ушки? А носик? А язычок?

2. Артикуляционная гимнастика

Упр. "Покажи-спрячь язычок"

Упр. "Часики"

Упр. "Индюшата"

Упр. "Поцелуйчики"

3. Развитие речевого дыхания

Упр. "Шарики"

Упр "Дудочка играй"

4. Дыхательно-голосовые упражнения:

Речедвигательная ритмика

Упр. "Поймай звуковую песенку"(ловим звук в кулачки)

А-а-а о-о-о

У-у-у и-и-и

5. Развитие мелкой моторики

- работа с сухим бассейном (ребенок находит в бассейне мелкие игрушки: матрешку, грибок, массажный колючий шарик "ежик";

- работа с массажным шариком:

Были мы вчера в лесу, (Катать шарик в ладонях, затем открыть и

Там мы встретили лису.пружинки надевать на пальчики)

Видели там ежика,
Колючего немножечко.
Ой, какой колючий еж,
На иголки он похож!

- пальчиковая гимнастика:

Упр. "Пальчики здороваются"

(соединять вместе подушечки пальчиков: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

Упр. "Коза"

Упр. "Очки"

Упр. "Шнуровка"

6. Основная часть занятия

1) -Тук-тук-тук, что за стук? Кто же это так стучит? Кто же в гости к нам спешит? Это Мишка-косолапый.

(Рассмотреть мишку. Потрогать, какой он мягкий, пушистый, заострить внимание, что он большой, Мишка рычит. Дать ребенку Мишку. Обнять Мишку, показать у него уши, лапы, глаза, нос).

Он пушистый и большой,
Но совсем-совсем не злой.
Шишки любит собирать,
Зовет Дашу поиграть.

Динамическая пауза " Мишка косолапый"

Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет.
Шишка отскочила, прямо Мишке в лоб!
Мишка рассердился, и ногою топ!

Мишка по лесу гулял.
Мишка шишки собирал.
Очень Мишка наш устал,
Сел Мишутка, задремал.

А пока Мишка отдыхает, мы приготовим ему угощение. Испечем ему пирожки (Работа с тестом).

Я пеку, пеку, пеку
Всем друзьям по пирожку.
Угощайся, дружок,
Очень вкусный пирожок!

(Пирожок выложить на тарелочку и украсить горошками и фасолью).

- А еще мы для Мишки приготовили чай. Вкусный, сладкий. Возьмем кружечку, нальем чай и угостим Мишку. (Обыграть ситуацию)

- Мишка, не скучай, пей наш вкусный чай.

7. Итог занятия

- Кто приходил к нам в гости? С кем мы сегодня играли?

- Чем мы угощали Мишку, что ему давали?

- Что сказал нам Мишка? Спасибо!

- Мы молодцы? Да!

Похлопаем себе и получим сюрприз от Мишки-сладкоежки вкусную конфету.

Литература

  1. Аскарина Н.М. "Воспитание детей раннего возраста". М. Медицина, 1969.
  2. Белая А.Е., Мирясова В.И. "Пальчиковые игры", М. АСТ, Астрель, 2002.
  3. Гербова В.В. "Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада". М. Просвещение,1979.
  4. Гришвина А.В. "Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития". М. Просвещение,1988.
  5. Ивановская О.Г., Гадахина Л.Я. "От 1 до 5 с чудесами по пути.М. "Ребенок учится говорить". М. Советская Россия.
  6. Косинова Е.М. "Гимнастика для пальчиков". М. ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
  7. Никитин Б.Г. "Ступеньки творчества или развивающие игры". М. Просвещение, 1991.
  8. Парамонова Л.Г. "Упражнения для развития речи". С.-П. Дельта, 1999.
  9. Трауготт Н.Н. "Как помочь детям, которые плохо говорят". С.-П.Смарт, 1994.
  10. Цвынтарный В.В. "Играем пальчиками и развиваем речь". С.-П., 1998.