Начало года – работа в рамках ФГОС 2-го поколения педагога-психолога в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


Всем известно, что в этом году в общеобразовательных учреждениях России первоклассников обучать стали по стандартам второго поколения. Многие столкнулись с ситуацией необходимости нового нестандартного обучения учащихся с целью формирования универсальных учебных действий и личностного подхода в обучении. На базе гимназии действует инновационная площадка. Для продуктивного подхода к работе, в рамках ФГОСов второго поколения и разработки программ, позволяющих наиболее продуктивно развивать универсальные познавательные действия и навыки коммуникации у первоклассников, на методическом совете начальной школы было принято решение в качестве эксперимента проводить дополнительные игровые занятия педагога-психолога с двумя из пяти классов первоклассников в период адаптационного периода на большой перемене. По-моему мнению, ребята шести с половиной лет, приходя в школу, сталкиваются с проблемой адаптации не только в новом коллективе, к новой социальной роли и новым требованиям, но и с ситуацией изменения ведущей деятельности с игровой на учебную. Поэтому, подбирая и проводя игры, я особое внимание обращала на развитие таких навыков у учащихся, как умение уточнять информацию, умение договариваться, принимать коллективное решение, умение соблюдать правила, работать в группе. В течении двух с половиной месяцев на большой перемене учащиеся 1 "А" и 1 "Б" классов освоили такие общеизвестные игры из детства взрослых как "Гуси-лебеди, "Пятнашки"("Латки"), "Латки-вышины", "Латки-присядки", "Краски", "Жмуркм". В период с 27 октября 2011 года до 15 ноября 2011 года в МБОУ гимназии № 33 было проведено обследование учащихся первых классов с целью выявления дезадоптивных учащихся с помощью микропрактикума "Мой класс". Хотелось бы представить данный микропрактикум в развернутом виде, так как им очень удобно пользоваться практикующему психологу при диагностике адаптации первоклассников. Данная методика может использоваться как в индивидуальной работе, так и в групповой и так как она рисуночная, то проходит очень легко и интересно.

"Мой класс"

Источники:

  1. Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В.Еремкина, Н.А.Жокина, Н.В. Мартишина "Справочник заместителя директора по воспитательной работе" Москва: Образовательный центр "Педагогический поиск",1999г
  2. Социально-психологические проблемы взаимодействия в группах и коллективах: Методическое пособие для студентов. Саранск, 1990г.

Инструкция:

Вниманию учащихся предлагается листок с рисунком класса: "Ребята! На этом рисунке схематично изображен ваш класс. За столом сидит учитель, заняты своим делом ученики. Часть ребят играет во дворе. Найдите и отметте крестиком на рисунке себя, напишите рядом свою имя и фамилию. Затем отметте (тоже крестиком) на рисунке своего товарища, напишите рядом его имя и фамилию".

Учителю важно знать:

- С кем из участников ситуации отождествляет себя испытуемый?

- Какое место в классе он отводит индефицируемому с собой персонажу (Рядом с учителем, вне классной комнаты, вместе с ребятами, один)

- Каково содержание занятий, эмоционально значимых для школьника?

Анализ результатов:

На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса младшего школьника.

Позиция "один, вдали от учителя" - эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе.

Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, - доказательство лагополучной социально-психологической позиции ребенка.

Место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем.

Игровая позиция: не соответствует учебной позиции.

 Обработка результатов:

Каждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе (табл.1)

Таблица 1

Варианты ответов Колличество баллов по номерам
       
а 0 1 2 5
б 5 2 5 2
в 3 3 0 3
г 2 0 1 0
д 4 5 3 1
е 1 4 4 4

Баллы суммируются и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации.

Уровни мотивации

Количесто баллов по номерам

Сумма баллов итогового уровня мотивации

1

2

3

4

I

5

5

5

5

17 - 20

II

4

4

4

4

13 - 16

III

3

3

3

3

9 - 12

IV

2

2

2

2

5 - 8

V

0-1

0-1

0-1

0-1

0 - 4

I - очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху

II - высокий уровень учебной мотивации

III - нормальный (средний) уровень мотивации

IV - сниженный уровень учебной мотивации

V - низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.

Для оценки эффективности образовательного процесса на этапе тестирования первоклассников определяются следующие показатели:

- количество учащихся, уровень мотивации которых характеризуется как очень высокий;

- количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как высокий;

- количество учащихся с нормальным уровнем мотивации;

- количество учащихся со сниженным уровнем учебной мотивации;

- количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации.

Все названные показатели необходимо выразить в процентах от общего числа обследуемых детей. Полученные процентные показатели информируют педагогов о начальном уровне мотивации у детей, начинающих школьное обучение, и являются отправной точкой в отслеживании динамики развития мотивации учения на последующих возрастных этапах.

В ходе обследования получили данные по следующим критериям:

- уровень сформированности позиции школьника и познавательного интереса;

- уровень социально-психологической обстановки;

- приоритет значимого лица;

- трудность в адаптации.

Сформированную позицию школьника и сформированный познавательный интерес

В 1 "А" классе - 0%,

В 1 "Б" классе - 9%,

В 1 "Г" классе - 5%,

В 1 "Д" классе - 13%.

Сформированную позицию школьника и выраженный познавательный интерес

В 1 "А" классе - 12,5%,

В 1 "Б" классе - 26%,

В 1 "В" классе - 38%,

В 1 "Г" классе - 18%,

В 1 "Д" классе - 21%

Позиция школьника сформирована

В 1 "А" классе - 25%

В 1 "Б" классе - 4%

В 1 "В" классе - 9%

В 1 "Г" классе -5%

В 1 "Д" классе - 0%

Трудности адаптации в классном коллективе

В 1 "А" классе - 8%

В 1 "Б" классе - 26%

В 1 "В" классе - 29%

В 1 "Г" классе - 36%

В 1 "Д" классе - 25%

Таким образом наглядно видно, что адаптационный период завешен не у всех учащихся первых классов. В классах 1 "А" и 1 "Б" показатели несколько лучше, поэтому можно сделать вывод, что вводя проведение больших перемен как игровые с усвоением правил и налаживанием коллективного взаимодействия, мы можем помочь первоклассникам более безболезненно адаптироваться в новом коллективе и принять новую для них роль ученика.

Презентация.