Формирование ключевых компетенций на уроках истории

Разделы: История и обществознание


В отечественной педагогике сегодня активно обсуждается проблема воспитания компетентного человека, компетентностного обучения. Что стоит за этими терминами – “компетентность”, “компетентностное обучение”?

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

  • Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основ использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
  • Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
  • Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
  • Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.

Исходя из исследований современных ученых – ключевые компетентности – это определенные обществом, самой личностью способности, умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов как в личной, так и в профессиональной сферах жизни.

Цель компетентностей – помочь ребенку адаптироваться в социальном мире. Но как помочь ребенку стать компетентным? Этого можно добиться при использовании новых инновационных технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность, где учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнер. Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению, чтобы его познавательная активность мотивировала выработку личностного знания.

Выделяют:

1. Общекультурную компетентность – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

2. Социально-трудовую компетентность – означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

3. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, копир, модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.

4. Коммуникативную компетентность включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе. Владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т.д. Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе, фиксируется необходимое и достаточное количество объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

5. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

6. Учебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

7. Личностного самоопределения – знания о человеке, его внутреннем мире, отношениях, о собственных психических качествах, возможностях, способностях, ценностях, целях, идеалах.

Процесс активизации учебно-познавательной деятельности на уроках истории и обществознания, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников. В технологическом смысле познавательная активность обеспечивается за счет:

  • внедрением эффективных педагогических технологий;
  • постоянным использованием межпредметных связей, повышающих научный уровень образования;
  • использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • организацией процесса личностного осмыслением исторического опыта.

Одним из условий формирования ключевых компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений. Приведу некоторые примеры интерактивных методик, которые я использую в практике своей работы. Например, по история России при прохождении темы : “Правление Ивана Грозного” в 10-м классе можно дать задание: Опишите картину В.Сурикова “Покорение Сибири”. Оцените значение подвига Ермака.

Можно дать проблемные задания и вопросы: 10 класс. Всеобщая история. Тема: “Великая французская революция” Проблемный вопрос: “Являлась ли Великая французская революция практическим воплощением идей гуманистов – просветителей?”

Как показывает опыт, межпредметные связи выступают непременным дидактическим условием развития у учащихся интереса к знаниям как истории, обществознания так и основ наук в целом.

Использование на уроке различных источников в значительной степени повышает познавательный интерес к предмету.

Особенно важное воздействие на эмоциональную сферу восприятия исторического и обществоведческого материала производит использования литературного материала. В 10-м классе по всеобщей истории можно провести семинарское занятие: “Ренессанс. Реформация. В поисках новой личности” Задание: Какую обратную сторону индивидуализма раскрывает знаменитый монолог Гамлета У. Шекспира?

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и учащимся в творческой деятельности различные источники информации.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учащимися определенной суммы знаний, но и формирование у них навыков самостоятельной работы.

Практика показала, что школьники, активно использующие навыки работы с компьютером, применяют в самостоятельной работе более высокий уровень умений ориентации в бурном потоке информации, выделяют главное, систематизируют и обобщают.

Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий.

Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, позволяющие создать информационную поддержку при подготовке и проведении уроков истории,

обществознания, МХК. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора на уроках.

Презентация позволяет учителю иллюстрировать изучаемый учебный материал. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство учащихся, фиксируя их внимание на изучаемом объекте. Данная программа позволяет развить познавательный интерес и творческие способности учащихся.

Использование ресурсов Интернета позволяет применять в создании творческих проектов по курсу истории яркие иллюстрации, карты, схемы, фотографии, справочный материал.

По содержанию проекты в значительной мере межпредметны, так как интегрируют знания по истории, литературе, искусству, информатики.

В процессе демонстрации презентации учащиеся приобретают опыт публичных выступлений. Элемент соревнования повышает самооценку ученика, что позволяет развить и сформировать его личностные качества в современном информационном обществе.

В нашей школе формированию ключевых компетенций отводится большое внимание. По – мимо работы на уроках, проводится большая внеклассная работа.

Важной частью внеклассной работы по истории и обществознанию являются подготовка учащихся к участию в олимпиадах разного уровня по предмету, организация и проведение олимпиад внутри ОУ. Они позволяют активизировать и развить творческие и познавательные способности учащихся, выявить талантливых, мотивированных на изучение отечественной истории, права и обществознания детей, служат популяризации исторических и правовых знаний, социализации личности, профессиональному самоопределению

Большое значение в формировании компетенций и правового сознания школьников имеет элективный курс “История моей страны”. Элективный курс разработан с целью помочь учащимся в освоении программы по истории России за 9-й класс, дополнить и углубить их знания по истории; подготовить учащихся гуманитарного класса к экзамену по истории в форме ЕГЭ и к поступлению в профильный класс гуманитарного направления.

В ходе занятий учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы, учатся проводить структурно-функциональный анализ учебного исторического и юридического материала, решают и сами составляют упражнения и познавательные задания на формирование хронологических знаний; упражнения и задания на формирование понятий; упражнения и задания на формирование причинно-следственных связей и закономерностей общественного развития; упражнения и задания на формулирование теоретических выводов изучают приемы и способы работы со статистическими сведениями; осваивают приемы работы с историческими и юридическими документами, и осуществляют самостоятельный разбор документа.