Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Поэзия Великой Отечественной войны "Мы мир сумели отстоять"

Разделы: Преподавание литературы


Цели: познакомить с поэтическими произведениями ,пробудить интерес к истории войны, вызвать у учащихся размышления о прочитанном, душевный отклик, осознание учащимися ценности жизни человека.

Образовательные задачи: осмысление обучающимися поэтического слова о Великой Отечественной войне.

Воспитательные: формирование гражданско-патриотических качеств учащихся, гордости за свой народ, сумевший победить в Великой Отечественной войне, воспитание любви к своей Родине и ненависти ко всему, что несет фашизм.

Развивающие: развитие навыков выразительного чтения, монологической речи, формирование умений эмоционального выражения своих чувств.

Оборудование:

  • В кабинете литературы на доске вверху надпись: "Художники, поэты - о войне",ниже - портреты поэтов, плакаты военных лет.
  • Слайды с репродукциями картин: А.С.Михайлов "Горький хлеб"; Ю. М.Атланов "От Советского информбюро", "Наши" из серии "Память детства"; А.А.Дейнека "Окраина Москвы. Ноябрь.1941"; Н. Присекин "Наше дело правое"; Мыльников "Ленинград 1941года"; А.А.Пластов "Фашист пролетел"; иллюстрации к книгам В.О.Богомолова "Иван", "Зося" (рисунки О.Верейского); Фото Д.Бальтерманца "Горе 1942 ".
  • На стенде - выставка книг поэзия Великой Отечественной войны.

Музыкальное сопровождение:

  • Фрагменты из 7-й симфонии Д.Шостаковича и 6-й симфонии С. Прокофьева, "Реквием" Моцарта.
  • Записи песен военных лет.

"С войной покончили мы счеты:"
В. Окуджава

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объявление темы и цели урока .

Ш. Работа над темой урока.

Учитель:

Каждый год 9 мая мы возлагаем цветы к обелискам Славы. В этот день оставшиеся в живых ветераны собираются все вместе, чтобы вспомнить огневые годы своей юности и помянуть тех, кто остался лежать в земле, не дожив до Победы. Ветераны вспоминают то летнее утро, когда не успела поблекнуть еще зелень в лесах, самозабвенно пели в рощах соловьи, а в школах готовились к выпускному балу. В тот день, 22 июня 1941 года, вся страна собралась у репродукторов, слушая диктора Юрия Левитана, объявившего о вероломном нападении гитлеровской Германии. Началась Великая Отечественная война, которая продлится долгих четыре года..

(Негромко звучит запись музыки А. В. Александрова "Священная война".).

Вопросы к уроку , которые обучающиеся получили заранее, записаны на доске:

Поэзия и война. Какие стихотворения на эту тему вы читали?

Что вы знаете о поэтах и поэзии?

Как они создавались?

Учитель:

Наш народ отметит 66-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне, войне тяжёлой, кровопролитной, унесшей миллионы человеческих жизней, в войне, где проявились такие человеческие качества, как мужество, героизм, доброта, ненависть к врагам.

Наступил XXI век, а память о Великой Отечественной войне жива. Она жива во многом благодаря литературе, поэзии.

Что вы читали о Великой Отечественной войне?

Ученик читает отрывок из стихотворения С. Щипачева "22 июня 1941 года".

(на фоне звучащей музыки)

"Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!"

Ученица: читает отрывок из стихотворения А. Ахматовой "Клятва".

"И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль она в силу свою переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!"

Ученик: читает сообщение (получивший задание накануне).

Враг наступает. Враг грозит Москве. У нас должна быть только одна мысль - выстоять. Фашисты наступают, потому что хотят грабить и разорять. Мы обороняемся, потому что желаем жить, видеть счастливыми своих детей, слушать пение птиц, а не рев сирен и разрывы гранат. Октябрь сорок первого наши потомки вспомнят как месяц неимоверно кровопролитных боев, но и как месяц гордости: мы не пустили Гитлера в Москву, мечтавшего о параде в этом городе, мы сами провели парад на Красной площади, и оттуда направились на фронт...

Ученица: читает стихотворение Р. Рождественского "На земле безжалостно маленькой:"

На земле
Безжалостно маленькой
Жил да был человек маленький.
У него была служба
Маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату
Маленькую...
И однажды -
Прекрасным утром -
Постучалась к нему в окошко
Небольшая,
Казалось,
Война:
Автомат ему выдали
Маленький.
Сапоги ему выдали
Маленькие.
Каску выдали
Маленькую
И маленькую -
По размерам -
Шинель...
...А когда он упал -
Некрасиво,
Неправильно,
В атакующем крике
Вывернув рот,
То на всей земле
Не хватило
Мрамора,
Чтобы вырубить парня
В полный рост!

(Звучит фрагмент записи песни на стихи Р. Гамзатова "Журавли".)

Ученица: (читает сообщение) Воспоминания о блокадном Ленинграде.

(негромко звучит "Адажио" Альбиони.)

Стоял ноябрь сорок первого года. Ленинград был блокирован с суши. Начался голод. Прекратилась подача электроэнергии. Перестал действовать водопровод. 125 граммов черного хлеба - вот и все суточное питание ленинградцев в трудные зимние месяцы. Среди сугробов стояли вмерзшие в снег машины, троллейбусы, трамваи. Люди умирали прямо на улице. Падали и больше не поднимались. У кого были силы, тот вез на саночках обмотанное в простыню тело умершего на кладбище, за город. Блокада длилась два с половиной года. Пискаревское кладбище - страшный памятник тех лет.

Я рассказываю о Ленинграде, где мы тогда жили. О ленинградской блокаде. Убивали нас голодом, убивали долго. Девятьсот дней блокады... Девятьсот... Когда один день мог показаться вечностью. Вы не представляете, каким длинным голодному человеку кажется день. Час, минута... Долго ждешь обеда... Потом ужина... Блокадная норма дошла до ста двадцати пяти граммов хлеба в день.

Трамваи не ходят... Воды нет, отопления нет, электричества нет. Но самое страшное - голод. Я видела человека, который жевал пуговицы. Маленькие и большие пуговицы. Люди сходили с ума от голода...

Очень хотелось жить...

Часто собирались и сидели возле папиной фотокарточки. Папа был на фронте. Письма от него приходили редко. "Девочки мои..." - писал он нам. Мы отвечали, но старались его не расстраивать.

Мама хранила несколько кусочков сахара. Маленький бумажный мешочек. Это был наш золотой запас. Один раз... Я не выдержала, я знала, где лежит сахар, залезла и взяла один кусочек. Через несколько дней еще один... Потом... Прошло немного времени - опять... Скоро в мамином мешочке ничего не осталось. Пустой мешочек...

Девятьсот...

Люди, как тени, медленно двигались по городу. Как во сне... В глубоком сне... То есть ты это видишь, но у тебя мысль, что ты видишь сон. Вот эти медленные... вот эти плывущие движения... Будто не по земле человек идет, а по воде...

Голос менялся от голода... Или совсем пропадал... Нельзя было определить по голосу - мужчина это или женщина? И по одежде нельзя, все закручены в какие-то тряпки. Наш завтрак... Наш завтрак был кусок обоев, старые обои, но на них остался клей... Мучной клей... Вот эти обои, и кипяточек...

Девятьсот дней...

Очень хотелось жить...

Услышали... По радио передали: "Блокада прорвана! Блокада прорвана!" - счастливее нас людей не было. Счастливее нельзя быть. Мы выстояли!! Блокада прорвана...

По нашей улице шли наши солдаты. Я подбежала к ним... А обнять - сил не хватило...

Из воспоминаний (Гали Спанновской - 7 лет)

Ученик: фрагмент из стихотворения О. Берггольц "Февральский дневник".

"А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы, тишина...
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
Одних полозьев жалоба слышна.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных....
...А девушка с лицом заиндевелым,
Упрямо стиснув почерневший рот,
Завернутое в одеяло тело
На Охтинское кладбище везет...
...Скрипят полозья в городе, скрипят...
Как многих нам уже недосчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
Что слезы вымерзли у ленинградцев..

Ученик: сообщение и чтение стихотворения С. Орлова "Его зарыли в шар земной..."

Война унесла десятки миллионов жизней. Особенно много полегло в первые месяцы войны... На защиту Отечества встал и стар, и млад. А сколько детских жизней унесла война! Каждый год мы приносим цветы и слова бесконечной благодарности павшим. "Небольшая, казалось, война",- как написал Р. Рождественский. Ничем не примечательные, обыкновенные люди. Они защитили свою землю, и она навеки стала для них мавзолеем.

"Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля-
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой:
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей".

Учитель: Какова главная мысль этого стихотворения?

Ученик: читает стихотворение К. Симонова "Майор привез мальчишку на лафете".

Учитель:

Вопросы к учащимся.

1) Кто и откуда вез парнишку?

Как автор противопоставил войну и детство?

Что было в этом мальчике незабываемым?

В каких строчках звучит главная мысль стихотворения?

Учитель: На фронт уходили писатели, композиторы и актеры. Одни из них воевали с оружием в руках, другие поддерживали солдат своими песнями, спектаклями. Ведь случались на фронте и минуты затишья. И тогда звучали песни, стихи, возвращавшие солдат в мирную жизнь, во имя которой сейчас они воевали. Среди прошедших войну была и Юлия Друнина, поэтесса, написавшая такое четверостишие:

"Я только раз видала рукопашный.
Раз - наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне".

Среди тех, кто прошел войну писатели - Б. Васильев, Ю. Бондарев, поэты С. Орлов, Е. Винокуров, К. Ваншенкин, Б. Окуджава.

(Звучит запись песни "До свидания, мальчики" в исполнении автора)

Ученик:

Не обожжённые сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину, -
Конечно, мы смотрим глазами иными
На вашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенёс,
Конечно, мы смотрим иными глазами,
Такими же, полными слёз.
Ю. Поляков.

Ученик: читает подготовленное стихотворение "Баллада о банке варенья"