Тренировочное занятие по волейболу

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Верхняя передача мяча двумя руками представляет собой основной технический прием волейбола. Только этим способом можно наиболее точно передать мяч. Условия правильного выполнения является своевременный выход к мячу и выбор исходного положения. Ноги согнуты в коленях и расставлены, одна нога впереди. Туловище находится в вертикальном положении, руки вынесены вперед – вверх и согнуты в локтях. Руки соприкасаются с мячом над головой, кисти находятся в положении тыльного сгибания, пальцы слегка напряжены и согнуты, они плотно обхватывают мяч, образуя своеобразную воронку (момент приема).

 Из исходного положения руки выполняют встречное движение к мячу, заключающееся в перемещении кистей рук вперед – вверх за счет разгибания ног в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах. Соприкосновение с мячом отрывистое, ударное и осуществляется пальцами. После вылета мяча руки продолжают сопровождающее движение, и затем игрок занимает стартовую стойку или выполняет перемещение. Основная нагрузка при передаче падает на указательные и средние пальцы.

Техника выполнения

И.п. – ноги на ширине плеч, туловище слегка наклонено вперед, руки согнуты в локтях, кисти перед лицом, пальцы разведены и образуют «ковш», локти направлены вперед – в стороны.

Передача начинается с последовательного разгибания ног, туловища, рук; заключительным движением кистей мячу придается необходимое направление полета.

Для того чтобы хорошо выполнять передачу двумя руками сверху, учащиеся должны:

  • уметь быстро перемещаться и принимать исходное положение;
  • помнить, как правильно располагать кисти перед лицом («ковш»);
  • при передаче касаться мяча фалангами пальцев;
  • перед выполнением передачи туловище разворачивать в том же направлении;
  • при выполнении передачи руки, туловище и ноги разгибать одновременно, а мяч сопровождать руками до полного их выпрямления.

Возможные ошибки

  1. Мяч отбивается ладонями, а не пальцами.
  2. Большие пальцы рук направлены вперед.
  3. Мяч принимается слишком напряженными или расслабленными пальцами. При приеме мяча пальцы слишком напряжены или расслаблены.
  4. Отсутствие согласованности в движениях рук, туловища, ног.
  5. Кисти не сопровождают мяч.
  6. Нет выхода под мяч, ученики передают мяч прямыми руками на слишком большом расстоянии.

Подводящие упражнения

  1. Обхватить мяч (имитация положения кистей на мяче).
  2. Поднять мяч с пола, сохраняя положение кистей на мяче.
  3. Выполнить низкий дриблинг мяча в пол (10–20 см) двумя руками на месте.
  4. Выполнить верхнюю передачу мяча в стену на минимальном расстоянии (5–10 см).
  5. Выполнить верхнюю передачу мяча в стену без зрительного контроля.
  6. Выполнить верхнюю передачу мяча над собой на минимальную высоту (5–10 см).
  7. Выполнить верхнюю передачу мяча над собой на близком расстоянии от стены (5–20 см):
    а) перемещаясь вдоль нее;
    б) опускаясь в присед и вставая;
    в) без зрительного контроля.
  8. Подбросить мяч, поймать в положении верхней передачи:
    а) после одного отскока от пола;
    б) без отскока;
    в) после перемещения.
  9. Передача мяча на различные расстояния: 1 м, 3 м и т.д.
  10. Бросить мяч в стену, выполнить верхнюю передачу:
    а) над собой;
    б) в стену.
  11. Выполнить верхнюю передачу над собой с перемещением различными способами.
  12. Выполнить верхнюю передачу от игрока к игроку.
  13. Подбросить мяч, выполнить верхнюю передачу за голову.
  14. Стоя спиной к стене, подбросить мяч, выполнить верхнюю передачу за голову в стену, повернуться и поймать мяч.

Ошибки:

  1. Неустойчивое положение игрока, кисти рук находятся на уровне лица или ниже;
  2. Несимметричное положение кистей в момент касания мяча;
  3. Большие пальцы направлены вперед;
  4. Мяч встречается не впереди, а за головой;
  5. Пальцы рук слишком напряжены или расслабленны;
  6. Кисти не сопровождают мяч;
  7. Отсутствует согласованность в движениях ног, туловища и рук.

Специальные упражнения для овладения техникой выполнения верхней передачи

1) Ловля и бросок набивного мяча в средней и низкой стойках в парах.

2) Броски набивного мяча над собой и ловля.

3) Ловля набивного мяча на месте и после различных перемещений в сочетании с броском мяча вперед-вверх, над собой, назад.

4) В парах. Один подбрасывает мяч вверх и верхней передачей посылает партнеру, тот ловит и выполняет то же самое. Следить за принятием стойки и отбиванием мяча пальцами на уровне лица.

5) В парах. Один игрок набрасывает мяч партнеру, который верхней передачей возвращает ему мяч обратно.

6) Игроки стоят в колонне по одному, тренер посылает мяч несильным ударом одной руки, прием мяча сверху.


Рисунок 1

7) Занимающиеся стоят в колонне, тренер передаёт мяч вперёд, первый бежит в том же направлении, останавливается двойным шагом или скачком, поворачивается лицом к тренеру и верхней передачей направляет ему мяч обратно. Когда учитель посылает мяч в зону 6, ученик выходит к мячу из зоны 5 и 1. Если учитель посылает мяч под различным углом к сетке в зоны 3 и 2, занимающиеся выходят к сетке и выполняют вторые передачи вдоль сетки.


Рисунок 2

8) Передачи из зоны 6 в зону 3,2 и четыре, а также из зоны 3 в зону 2 и 4, из зоны 2 в зоны 3 и 4.


Рисунок 3

9) Занимающиеся стоят в колонне по одному, учитель поочерёдно направляет мяч каждому. Вначале игрок выполняет приём и передачу мяча стоя на месте, затем после двух шагов, скачка вперёд или приставных шагов в сторону.

10) Верхняя передача мяча в стену в движении приставными шагами вправо и влево вдоль стены, а также удаляясь от стены и приближаясь к ней.

11) Чередование верхних передач: передача в стену, передача над собой и поворот кругом, передача в стену стоя спиной к ней, снова поворот к ней и передача в стену и т.д.

12) Приём и передача мяча сверху в парах на месте, передача после одной (двух) передачи над собой. Многократные передачи над собой на месте.

13) Приём и передача мяча сверху в парах в движении приставными шагами.

14) Занимающиеся перемещаются по кругу, в середине круга тренер поочерёдно передаёт им мяч, занимающиеся стараются возвратить мяч обратно точной верхней передачей.


Рисунок 4

15) Встречная передача мяча. Перед тем как передать мяч во встречную колонну, занимающийся выполняют передачу над собой. В начале занимающиеся после передачи уходят в свою колонну, впоследствии в противоположную.


Рисунок 5

16) Занимающиеся стоят по кругу, в середине круга два- три водящих с мячами. Занимающиеся приставными шагами передвигаются по кругу, водящие передают им мячи, которые они немедленно возвращают обратно тем же водящим.


Рисунок 6

17) Передача мяча на точность. Занимающиеся стоят в двух колоннах лицом к сетке на расстоянии 1,5–2 м. от нее, первые игроки в колоннах подбрасывают мяч над собой и верхней передачей отправляют его через сетку, стараясь попасть в гимнастические маты, лежащие в зонах 4, 2, 6. Затем маты располагаются в зонах 3 и 5, 3 и 1 и т.д. (рис.4)

img7
Рисунок 7

18) Передача мяча на и точность. Один занимающийся стоит в зоне 3, остальные в колонне в зоне 4, такое же расположение учащихся на противоположной стороне площадки. Занимающийся, стоящий в зоне 3, подбрасывает мяч над собой и передачей посылает его в зону 4, игрок, первый в колонне, выходит к мячу и верхней передачей направляет через сетку в заданную зону, стараясь попасть в лежащий там мат.

img8
Рисунок 8

19) Тренер находится в зоне 6 лицом к сетке, учащиеся в колонне по одному стоят на противоположной стороне, также в зоне 6(затем в зоне 5 и 2). Тренер с собственного подбрасывания верхней передачей посылает мяч через сетку, игрок, первый в колонне, должен выйти к мячу и, приняв мяч сверху, направить его в зону 3 (2 или 4 – по заданию).

img9
Рисунок 9

20) "Мяч капитану". Занимающиеся делятся на три-четыре команды, которые стоят рядом в колоннах. Напротив каждой команды на расстоянии 3-4м. располагается водящий (капитан), который поочерёдно передачей посылает мяч игрокам своей команды. После передачи игрок идёт в конец своей колонны. Победителем выходит команда, дольше других правильно выполняла передачу.

img10
Рисунок 10

21) "Эстафета у стены". Три-четыре команды стоят в колоннах лицом к стене на расстоянии 2-3 м. от неё. По сигналу игроки, первые в колоннах, выполняют одну (две, три) передачу в стену и уходят в конец колонны. Затем передачу выполняет следующий игрок и т.д. Побеждает команда, не допустившая падения мяча.

22) Передачи мяча над собой в движении по кругу бегом и приставными шагами вправо и влево.

23) Учащиеся стоят в треугольнике. Передача мяча вправо и влево. После передачи игрок переходит в ту колонну, куда он передал мяч.


Рисунок 11

24) Встречная передача мяча через сетку. Вначале без перехода из колонны в колонну, затем с переходом.

25) Передача мяча назад в тройках. Первый игрок передаёт мяч назад второму (первый игрок стоит спиной ко второму), второй- третьему, третий – первому и т. д.


Рисунок 12

26) Занимающийся выполняет один раз ловлю и передачу баскетбольного мяча, а второй раз выполнить верхнюю передачу волейбольного мяча у стены.

27) Игрок выполняет одну за другой передачи над собой, делая предварительный хлопок ладонями за спиной. Упражнения усложняются количеством хлопков.

28) Во время ходьбы игрок выполняет передачи вперёд-вверх над собой поочерёдно.

29) То же, но несколько передач подряд вверх – вперёд.

30) Игрок выполняет передачи над собой в высоту до 2м. Каждая передача сочетается с поворотом (переступанием) на 45° сначала в одну, а потом в другую. Упражнение усложняется поворотом на 90°.

31) Игрок выполняет передачу, передвигаясь правым боком вперёд до определённого ориентира. Назад выполняется левым боком вперёд с соответствующей по направлению передачей.

32) Игрок, стоя на коленях, выполняет серии передач над собой на высоту 1-2 м. Одна серия состоит из 8-10 передач.

33) Игрок выполняет две передачи: 1 – в направлении стенки, 2 – (после отскока мяча от стенки) над собой.

34) Игроки поочерёдно передают мяч партнёру, стоящему в 5-6м. в противоположной колонне. После передачи каждый игрок перемещается и занимает позицию в конце противоположной группы

35) Игроки поочерёдно передают мяч партнёру, после чего перемещаются, чтобы занять место в конце соседней группы.

После 5-6 передач каждым игроком направление передач меняют.


Рисунок 13

36) Игроки стоят в углах условного квадрата со стороной 6м.

В одном углу два игрока, один с мячом. Начиная упражнение, он передаёт его вперёд партнёру, который с предварительным поворотом вправо выполняет диагональную передачу. Каждый игрок перемещается вслед за мячом и заменяет место игрока, которому была передача. После 5-6 передач каждым игроком направление передач меняют.


Рисунок 14

37) Четыре игрока располагаются на одной линии на расстоянии 3 м друг от друга. Мяч – у игрока, стоящего слева. Он передаёт его игроку, который первым стоит к нему лицом.

Этот игрок выполняет передачу назад партнёру, который посылает мяч игроку, стоящему напротив. Он передаёт мяч назад крайнему партнёру и т.д. После 8-10 передач каждым игроком, меняются позициями.


Рисунок 15

Желаю успехов в освоении верхней передачи.