Логические законы и правила преобразования логических выражений

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


Цели:

  • учебная: закрепить теоретические знания обучающихся о приемах при обработке сложных логических высказываний;
  • воспитательная: воспитание всесторонне развитой личности, развитие познавательной деятельности обучающихся;
  • развивающая: развитие навыков и умений логического мышления у обучающихся при решении логических задач.

Тип урока: урок-игра.

Оборудование и дидактические материалы: компьютер, мультимедиа проектор, экран, акустическая система, презентация с гиперссылками (для перехода между слайдами используются анимационные картинки, для выбора задания звёзды).

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Первый этап игры: Логические операции.
  3. Второй этап игры: Логические законы.
  4. Третий этап игры: Минимизация логических выражений.
  5. Итоги урока. Домашнее задание.

Ход урока

I. Знакомство с правилами игры.

Обучающимся предлагается учебная игра по типу телевизионной игры «СВОЯ ИГРА». Участвует весь класс на личное первенство. Каждый участник за правильный ответ получает определённое количество баллов. Игра проводится в три этапа, на каждом этапе предлагается для выбора по пять вопросов. Цена вопроса изменяется по возрастающей в пределах одного этапа, а также и по этапам.

II. Первый этап: Логические операции.

Проверка знаний логических операций.

  1. Дать определение конъюнкции. Представить таблицу истинности. (3 балла)
  2. Дать определение дизъюнкции. Представить таблицу истинности. (3 балла)
  3. Дать определение инверсии. Представить таблицу истинности. (3 балла)
  4. Дать определение импликации. Представить таблицу истинности. (5 баллов)
  5. Дать определение эквивалентности. Представить таблицу истинности. (5 баллов)

III. Второй этап: Логические законы.

  1. Записать закон двойного отрицания. (5 баллов)
  2. Записать законы противоречия и исключающего третьего. (10 баллов)
  3. Записать закон тавтологии и закон коммутативности. (15 баллов)
  4. Записать законы ассоциативности и поглощения. (20 баллов)
  5. Записать законы дистрибутивности и де Моргана. (25 баллов)

IV. Третий этап: Минимизация логических выражений.

1) Упростите формулу

Постройте исходную и упрощенную логические схемы. (30 баллов)

Ответ на данное задание:

2) Упростите формулу

Постройте исходную и упрощенную логические схемы. (35 баллов)

Ответ на данное задание

3) Упростите формулу

Постройте исходную и упрощенную логические схемы. (40 баллов)

Ответ на данное задание

4) Упростите формулу

Постройте исходную и упрощенную логические схемы. (45 баллов)

Ответ на данное задание

5) По логической схеме составить соответствующее логическое выражение, упростить его и составить логическую схему упрощенного выражения. (45 баллов)

Ответ на данное задание:

V. Итоги урока.

По количеству баллов, набранному каждым участником, определяются три первых места (обучающиеся, получающие оценку «5»), следующие пять участников получают оценку «4», обучающиеся, набравшие минимальное количество баллов, получают оценку «3», обучающиеся, не набравшие ни одного балла, получают оценку «2».

Литература:

  1. Шауцукова Л.З. Информатика: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Л.З. Шауцукова. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2004.
  2. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.