Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (986 кБ)


Тип урока: знакомство с новым материалом, мультимедиа-урок.

Тема урока: Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

Цели урока:

  • развивать навык правописания падежных окончаний прилагательных в дательном падеже;
  • развивать умение распознавать падеж имен прилагательных;
  • развивать орфографическую зоркость, внимательность, творческие способности;
  • закрепить знания ранее изученных орфограмм.
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
  • отрабатывать и корректировать навыки каллиграфического письма;

Средства:

  • Учебник “Русский язык, 4 класс” (Т.Г.Рамзаева).
  • Компьютерная презентация в формате Microsoft Power Point.
  • Карточки для коллективной работы на доске.
  • Индивидуальные карточки для учащихся.

Ход урока

1. Минута чистописания.

2. Организационный момент и сообщение темы урока

На доске карточки со словами, учащимся предлагается исключить лишнее и обосновать ответ:

Игра “Исключи лишнее” (ПРИЛОЖЕНИЕ) (Слайд 2-5)

Дочка, почка, печь, ласточка. (Печь, т.к. орфограмма “Ь знак после шипящих имен существительных” )

Семья, подъехал, подъём, объявление. (Семья - разделительный Ь знак)

Шалаш, тушь, багаж, пейзаж.

(Тушь – 1. Ь знак после шипящих имен существительных 2. ж.род)

Школа, река, весёлый, эхо (весёлый – часть речи – имя прилаг.)

- Сегодня на уроке мы продолжаем наблюдать за изменением имен прилагательных мужского и среднего рода по падежам.

3. Словарная работа. Слово “прекрасный” (ПРИЛОЖЕНИЕ ) (Слайд 6)

  1. Прочитайте отрывок из произведения А.С.Пушкина и вставьте пропущенное слово.
  2. Образование слова прекрасный. (ПРИЛОЖЕНИЕ ) (Слайд 8)
  3. Составьте словосочетание. (ПРИЛОЖЕНИЕ ) (Слайд 9)
  4. Измените словосочетание по падежам.

4. Сообщение темы и цели урока.

- Сравните изменение по падежам наших словосочетаний. Как вы думаете, над изменением прилагательных в каком падеже мы будем сегодня наблюдать?

(Учащиеся делают вывод, что на уроке будем наблюдать за изменением прилагательных в дательном падеже).

5. Работа по теме урока.

Обобщение пройденного: - Давайте вспомним:

Вопросы Д.падежа к именам существительным

Д.п. (рад) Кому? Чему? Другу (какому?) прекрасному

Введение в тему.

Подберите прилагательные к существительным, и измените их в дательный падеж (Учащиеся работают в тетрадях и 2 ученика у доски. Записывают подходящие по смыслу прилагательные с вопросом и выделяют окончания прилагательных)

…. край, ….. море

Дальнему краю, синему морю.

Вывод правила.

- Пронаблюдав за изменением прилагательных в дательном падеже, какой вывод можно сделать? (Учащиеся делают вывод: - какой вопрос задается к прилагательным в Д.п;

- Какие окончания пишутся в именах прилагательных мужского и среднего рода.

Д.п. (какому?) -ому, -ему. (ПРИЛОЖЕНИЕ ) (Слайд 10)

Работа по учебнику, с.13, упр.302. (Самостоятельная работа, с предварительным разбором)

6. Творческая работа. (Устно) (Слайд 11)

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные прилагательные по смыслу. Определите падеж, выделите окончания.

Февраль.

Пришёл суровый февраль. Звери и птицы не рады …..(сильному) морозу. Трудно ходить оленю по …. (глубокому) снегу. Голодной птице морозный день – это смерть. В непогоду ребята идут подкармливать своих пернатых друзей.

Составление рассказа. Рассмотрите картину зимнего леса. (ПРИЛОЖЕНИЕ ) (Слайд 12)

- Придумайте продолжение рассказа. (Устно выслушиваются рассказы учащихся)

7. Закрепление пройденного. (ПРИЛОЖЕНИЕ ) (Слайд 13)Учащимся предлагается перфокарты с записью словосочетаний и набор возможных окончаний прилагательных. Окончания прилагательных пропущены.

- Прочитайте словосочетания, вставьте необходимые окончания прилагательных.

8. Самопроверка по слайду.

9. Домашнее задание: упр.303, стр.14, по желанию составить и записать мини-сочинение “Зимний лес”.

10. Итог урока.

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже? (Какому?)

- Какие имеют окончания? (-ому; -ему)