Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формирование элементарных математических представлений у детей.

Задачи: продолжать учить детей считать до 8 (прямой счёт), учить соотносить цифру с количеством предметов; закрепить знания детей о частях суток, о геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник); развивать речь, внимание, память, логическое мышление; развивать умение действовать сообща при выполнении общей поставленной задачи, нравственные качества: доброту, стремление прийти на помощь сказочному герою, способствовать созданию положительных эмоций у детей во время экскурсии.

Коррекционная задача: совершенствовать тонкую и общую моторику, закреплять произношение поставленных логопедом звуков, активизировать употребление в речи детей слов улица, дом, название частей суток, сутки, согласование существительных с числительными (при счете).

Оборудование: 2 домика, карточки с числовыми фигурами (до 8), мяч, цифры (от 1 до 8), модели частей суток, проект улицы на бумаге, наборы геометрических фигур для выкладывания домов по количеству детей, 2 мольберта, 2 набора конструкторов.

Предварительная работа: ознакомление с моделями частей суток, рассматривание иллюстрации о частях суток, дидактические игры “Считай дальше”, “Угадай, какой цифры не стало”, “Геометрическое лото”, “Угадай, какой фигуры не стало”, зрительные диктанты, беседы о родном городе, об улицах, на которых живут дети, рассматривание альбома “Мой город”.

Ход урока

Дети вместе с воспитателем входят в зал и встают полукругом.

Воспитатель обращается к детям:

“Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай
Друга называй по имени
Утра доброго желай!”.

После этого воспитатель спрашивает у детей.

Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, как называется город, в котором мы живём?

Дети: Город Зима.

Воспитатель: Правильно. Город состоит из улиц и домов. И у каждого из вас есть родная улица, на которой вы живёте. Вы знаете свою родную улицу?

Дети: Да

Воспитатель: Поиграем в игру “Назови свою родную улицу” (Воспитатель бросает мяч каждому ребёнку и просит назвать улицу, на которой он живёт). А как называется улица, на которой расположен наш детский сад?

Дети: Улица Луговая.

Воспитатель: Правильно. Сегодня я предлагаю вам отправиться на экскурсию по улице Математики. Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Эта улица необычная, сказочная и там мы встретимся со сказочными героями. Отправляемся в путь. (Дети вместе с воспитателем под музыку идут по дорожке и подходят к первому дому. На доме висит вывеска “улица Математики, дом № 1”)

Воспитатель: Интересно, кто же здесь живёт? (Cтучит в дверь)

Из домика выходит Незнайка, встречает детей.

Рисунок 1

Незнайка: Здравствуйте, ребята! (Незнайка хмурится, почёсывает лоб, в руках у него конверт с фотографиями)

Воспитатель: Незнайка, чем ты так озабочен?

Незнайка: Да вот, я научился фотографировать, и сделал снимки домов на разных улицах. У меня в конверте фотографии и цифры, но цифры я не знаю. Помогите мне сосчитать количество домов на фотографиях и обозначить их цифрами. Вы это умеете делать?

Дети: Да.

Воспитатель: Да, Незнайка, мы тебе поможем. Ребята, присаживайтесь на стульчики. (Дети проходят и рассаживаются перед мольбертом на стульях)

Воспитатель: Незнайка раздай детям фотографии, а мне дай карточки с цифрами. Ребята, внимательно посмотрите сколько у вас домов на фотографии и посчитайте их. Я вам буду показывать карточку с цифрой, а вы найдите фотографию с домами соответствующую этой цифре.

Дети считают дома на фотографии. Каждый ребёнок выходит и отвечает: “На моей фотографии пять домов” и т.д. (Карточки с цифрами воспитатель располагает на мольберте слева направо не по порядку).

Воспитатель: Ребята, а мы правильно расположили цифры на мольберте или нет?

Дети: Нет.

Воспитатель: Тогда давайте их расположим правильно по порядку. Дети располагают цифровой ряд слева направо (от 1 до 8). А теперь, ребята, давайте вместе с Незнайкой назовем цифры по порядку.

Дети называют.

Незнайка обращается к детям: “Ребята, а я тоже знаю интересную игру, хотите поиграть?”.

Дети: Да.

Дети выходят в круг вместе с Незнайкой (физкультминутка “Шли по улице ребята”).

“Шли по улице ребята,
1, 2 - шли ребята, 3, 4 - шли ребята.
Вслед за ними плёлся пятый,
Впереди бежал шестой
А седьмой отстал от всех
Испугался, закричал: “Где, вы? Где, вы?
“Не кричи, мы тут рядом, поищи!”.

Незнайка: Спасибо вам, ребята за помощь, помогли мне посчитать сколько домов на фотографиях и обозначить их цифрами. Я теперь научился считать. До свидания, ребята!

Воспитатель: До свидания, Незнайка! Теперь продолжим нашу экскурсию по улице Математики.

Дети вместе с воспитателем идут по дорожке и подходят к следующему дому. На доме висит вывеска “улица Математики, дом № 2”.

Воспитатель: А кто же здесь живёт? Давайте постучимся (дети вместе с воспитателем стучат).

Из домика выглядывает Хрюша.

Хрюша: “Кто это меня беспокоит? А, это ребятишки пришли. У меня уже кровать расстелена, сейчас спать лягу, ведь я уже пожелал вам “Спокойной ночи!”. А вы разве спать не готовитесь, ведь вечер уже, скоро ночь наступит?

Воспитатель: Ребята, разве сейчас вечер? Какая сейчас часть суток?

Дети: Утро.

Хрюша: Неужели? Я совсем запутался, это наверное Степашка с Каркушей надо мной подшутили. Помогите мне разобраться в частях суток!

Воспитатель: Ребята, поможем Хрюше разобраться. Тогда присаживайтесь на ковер перед домиком и вспомним части суток. Ребята, какая сейчас часть суток у нас?

Дети: Утро. (Воспитатель предлагает ребенку найти модель, обозначающую утро и расположить ее на мольберте)

Рисунок 2

Воспитатель: Что мы делаем утром?

Дети: Просыпаемся, умываемся, идем в детский сад, завтракаем, делаем зарядку и т.д.

Воспитатель: А что следует за утром? (День)

Аналогичная работа проводится с моделями: день, вечер, ночь.

Воспитатель: Ребята, как одним словом можно назвать утро, день, вечер, и ночь.

Дети: Сутки (индивидуальные и хоровые ответы).

Воспитатель: Хрюша, ты запомнил части суток?

Хрюша: Я понял, что сейчас утро. Спасибо, ребята, я пойду умоюсь и позавтракаю.

Воспитатель: До свиданья, Хрюша. А мы продолжим дальше экскурсию по улице Математики. Перед дорогой немного отдохнём.

Упражнение на релаксацию.

“1, 2, 3, 4, 5 - все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим”.

Воспитатель проходит с детьми по дорожке.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на улице Математики еще строятся дома.

Дети проходят и видят, что домов нет, их встречает Строитель.

Воспитатель: Ребята, а здесь почему-то домов нет. А кто это нас встречает?

Строитель: Ребята, я начинающий строитель. Я уже нарисовал проект новой улицы, но не знаю, из каких деталей (геометрических фигур) можно построить дома. Помогите мне, вы это наверняка знаете?

Воспитатель: Конечно, знаем. Давайте расскажем строителю, что мы знаем о геометрических фигурах и поможем ему доделать проект улицы.

Дети отвечают на вопросы воспитателя:

- Какие фигуры не имеют углов (овал, круг).

- Какие фигуры называются четырёхугольниками?

- У какой фигуры три угла?

Строитель хвалит детей: “Молодцы, ребята! Я теперь тоже узнал, какие есть геометрические фигуры.

Воспитатель: Ребята, нам предстоит трудная работа, давайте разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика

“Мы по улице шагаем,
Всё мы видим, замечаем,
Светофоры и машины,
Ярмарки и магазины,
И дороги, и мосты,
И деревья, и кусты”.

Строитель: Вот мой незаконченный проект. Я вас прошу помочь мне и из геометрических фигур выложить различные дома, а я по этому проекту смогу построить новую улицу.

Дети под музыку приступают к работе, выкладывают дома.

В процессе работы воспитатель спрашивает у детей, из каких геометрических фигур они выкладывают дом. По окончании работы воспитатель предлагает нескольким детям рассказать, какие дома у них получились. (У моего дома крыша треугольная, фасад дома прямоугольный, дом двухэтажный, шесть окон и т.д.)

Строитель обращается к детям:

“Вы мне очень помогли, ребята! Теперь проект улицы закончен, и я могу приступать к строительству. Тем более что машины уже подвозят строительный материал. Я хочу вам подарить наборы конструктора, чтобы вы тоже строили дома.

Рисунок 3

Дети благодарят Строителя, прощаются с ним.

Воспитатель: Вам понравилась экскурсия? По какой улице мы путешествовали? Давайте вспомним, у кого в гостях мы побывали и как помогли нашим друзьям.

Дети: Незнайке помогли посчитать дома на фотографиях, Хрюше помогли разобраться в частях суток, строителю помогли построить новую улицу.

Воспитатель: Наша экскурсия закончена, отправляемся в свою группу.