Использование элементов программы "Истоки" в логопедической работе с учащимися 1-х классов, имеющими недостатки речевого развития

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Введение

Основой основ образования является развитие духовности. Актуальность вопросов социокультурного духовного обновления образования и воспитания все возрастает. Присоединение к истокам жизненно важно для каждого Человека и Общества в целом. Школа – важнейший период в жизни каждого человека. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, но и формируется как духовно развитая личность. Особенно важен в воспитательном отношении первый этап – начальная школа. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ в конце 2001 года, воспитание определяется как “первостепенный приоритет в образовании”. Данная Концепция провозглашает важнейшими задачами воспитания формирование у школьников гражданской ответственности, духовности и культуры, призывает обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности. В связи с этим необходимо обеспечить “историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов России; строить воспитательную работу с учетом отечественного опыта и традиций”. Исторический опыт нашей страны показывает, что благополучие общества находится в прямой зависимости от его нравственно-духовного состояния.

Реализация социокультурного системного подхода к истокам в образовании, автором которого является профессор РАЕН И.А. Кузьмин, в нашей школе началась с 2001 года. Основой такого подхода являются предмет “Истоки” и программа “Воспитание на социокультурном опыте”. Предмет “Истоки” введен в учебный план с 1 по 4 класс и призван внести в содержание образования систему новых категорий духовно-нравственного и социокультурного характера, сформировать у учащихся чувство любви, прочной укорененности и привязанности к Отечеству, к родной земле, ее святыням, культуре, прошлому, настоящему и будущему. Четырехлетний курс “Истоки” обеспечивается, благодаря:

  • единству образовательных, развивающих и воспитательных целей курса;
  • общему социокультурному системному подходу к формированию восприятия и освоения детьми окружающего, внутреннего и духовного мира человека;
  • постоянной опоре на освоенные представления, образы и понятия, последовательному их расширению, обогащению и развитию по мере знакомства с курсом;
  • ориентации на совместную учебно-познавательную деятельность ученика, учителя и семьи;
  • стилистическому единству текста и зрительного ряда учебных книг и рабочих тетрадей.

Таким образом, главными целями курса “Истоки” являются:

  • присоединение ученика и его семьи к неизменным социокультурным ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности;
  • развитие внутреннего мира ученика, духовного сопереживания окружающей среде;
  • воспитание ученика на русских традициях Образа, Слова, Души.

Социокультурный подход в начальной школе реализуется двумя путями: через урочную и внеурочную деятельность. Универсальная социокультурная технология позволяет применять методику и активные формы обучения в преподавании всех предметов начальной школы, в том числе и логопедии, получая положительные результаты в обучении, развитии и воспитании учащихся. На уроках и занятиях происходит постепенное присоединение детей и родителей к прошлому опыту, переосмысление настоящего опыта и развитие способности осуществлять “взгляд из будущего”, что позволяет подключить к учебному и воспитательному процессу в равной степени педагогов, учащихся и их родителей.

Таким образом, курс “Истоки”, разработанный на основе социокультурного системного подхода И.А Кузьмина и доктора исторических наук А.В. Камкина, обеспечивает педагогов:

  • эффективными стратегиями обучения;
  • социокультурным инструментарием;
  • активными формами обучения;
  • действенными методами социокультурного присоединения и социокультурных связок;
  • технологиями эффективного обучения, позволяющими развивать целостное восприятие, речь и мышление, внимание, память, чувствовать ребенка, его мотивацию к самосовершенствованию и в конечном итоге развивать духовность.

Одно из главных направлений педагогической работы в начальной школе – развитие речи учащихся. От его уровня во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников. Известно, что речь – это средство интеллектуального развития человека, его успешной адаптации и социализации, поэтому важнейшим аспектом психического развития детей является их речевая деятельность. Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом и влияют на общекультурный уровень их развития, на успехи в учении в целом.

При обучении грамоте и развитии речи, формируя у учащихся фонематический слух, учитель закладывает основу их грамотной устной и письменной речи. Умение слышать звук, фиксировать его позицию, четко произносить, правильно фиксировать его на письме, грамотно строить предложения, вступать в диалог с учителем и детьми, умело отвечать на поставленные учителем учебные вопросы, понимать и принимать учебную задачу – вот та основа, которая определяет речевую культуру ребенка и успешность его обучения по всем предметам.

Большинство детей при поступлении в школу правильно произносят все звуки родного языка, имеют значительный запас слов, у них завершается важнейший этап речевого развития – усвоение грамматической системы. Возрастает количество распространенных, сложных предложений, вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Однако существует группа детей, которая имеет недостатки речевого развития (общее недоразвитие речи – ОНР различного уровня). Особенности проявления этих недостатков заключаются в следующем:

  • несформированности фонематической стороны речи;
  • недостаточное развитие лексики;
  • наблюдаются нарушения грамматического строя речи;
  • бедность и невыразительность связной речи.

У первоклассников ОНР проявляется в звуковой стороне речи. Прежде всего, отмечается дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены, смешения и искажения звуков свистящих, шипящих, соноров, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных, а также недостаточно сформированы фонематические процессы. Все это препятствует своевременному формированию практических навыков анализа и синтеза звукового состава слова и создает значительные трудности на пути овладения детьми грамотой.

Лексический запас таких детей ограничен рамками обиходно-бытовой тематики и качественно неполноценен:

  • неправомерное расширение и сужение значений слов;
  • ошибки в употреблении слов;
  • смешение по смыслу и по акустическому сходству: куст – кисть и др.

Недостаточно сформирован и грамматический строй:

  • аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций;
  • отсутствие в речи сложных синтаксических конструкций.

Следствиями недостаточной сформированности лексико-грамматических средств языка являются:

  • неточное понимание учебных заданий;
  • инструкций и указаний учителя;
  • трудности в овладении учебными понятиями и терминами;
  • в формировании и формулировании собственных мыслей в процессе учебной работы;
  • слабое развитие связной речи.

Как видно из краткого анализа проявлений ОНР первоклассников они носят системный характер и становятся заметным тормозом на пути обучения детей не только родному языку, но и овладением программой начального обучения в целом.

Кроме того, у детей с ОНР, как правило, наблюдается низкий уровень сформированности психологических предпосылок к овладению учебными умениями:

  • планирование предстоящей работы;
  • определение путей и средств достижения учебной цели;
  • контроль деятельности;
  • умение работать в определенном темпе;
  • низкая работоспособность;
  • повышенная утомляемость.

К психологическим особенностям этих детей относятся:

  • неустойчивое внимание;
  • недостаточное развитие способности к запоминанию;
  • затруднено переключение с одного учебного объекта на другой;
  • отсутствие наблюдательности по отношению к языковым явлениям;
  • слабое развитие словесно-логического мышления;
  • недостаточный уровень развития самоконтроля.

Именно этим детям в первую очередь оказывается логопедическая помощь, которая выстраивает базу для успешного усвоения общеобразовательных стандартов.

Углубленное изучение детей данной категории выявило также характерные особенности: отмечается низкая мотивация, несформированность общей и мелкой моторики, неполноценность пространственного анализа, временных представлений, узкий кругозор. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности.

Таким образом, основная задача логопедической работы с детьми, имеющими ОНР, помочь им преодолеть имеющиеся речевые нарушения, способствуя становлению личности ребенка, его социализации в противоречивом и быстро меняющемся мире.

1. Использование элементов программы “Истоки” в процессе коррекционно-развивающего обучения на интегрированных логопедических занятиях.

Анализ теоретических источников о развитии образовательной области “Истоковедение”, анализ ведущих направлений развития истоковедения, анализ развития единого образовательного пространства и программы “Социокультурные истоки” позволили определить круг проблем, связанных с социокольтурной интеграцией младших школьников с недостатками в речевом развитии, определить научно-теоретические основы построения коррекционно-развивающей среды с целью создания оптимальных условий для адаптации и интеграции детей с нарушениями речи в окружающий социум.

В связи с этим предпринята попытка адаптировать элементы курса “Азбука Истоков. Золотое сердечко”, 1 класс, авторы учебного пособия Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А. в систему логопедических занятий, приобщить детей к истокам русской народной культуры. Поскольку основной проблемой детей с ОНР является понимание речевого материала, то особое внимание уделяется взаимодействию учителей 1 классов и логопеда по развитию:

  • звукопроизношения;
  • фонематического слуха;
  • звукового анализ и синтеза, звукобуквенного анализа;
  • активизация, уточнение и обогащения словарного запаса;
  • грамматического строя;
  • связной речи.

Проведение коррекционно-развивающих логопедических занятий в контексте с элементами “Истоковедения” базируется на следующих направлениях:

  • подведение детей к пониманию сути Истоков;
  • воспитание духовно-нравственных ценностей на основе системообразующих категорий Слово, Образ, Книга, дает представление о Мире;
  • использование материалов учебных страниц “Азбуки Истоков”, содержащих важнейшие образы и понятия, которые образуют единую линию и задают вектор социокультурного развития личности.

Одной из основных задач интеграции логопедических тем и “Азбуки Истоков” является введение ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы. Богатый литературный материал и активные занятия способствуют расширению кругозора и словарного запаса учащихся первоклассников, развитию образного и логического мышления, формированию навыков продуктивного диалога и сотрудничества.

На занятиях дети приобщаются к лучшим образцам русской классики и народной поэзии, учатся внимательно и уважительно относиться к Слову, повествующему о событиях былых времен, Слову народной мудрости – воспитывающему, наставляющему, Слову, воспевающему красоту мира. В течение всех логопедических занятий дети приобщаются к истокам родного слова, знакомятся с семантическими связями и несложными этимологическими примерами.

На интегрированных занятиях главной целью является не изучение букв и слогов, чтобы складывать из них слова, а изучение слов, чтобы научиться их понимать. Понимая чтение как процесс извлечения смысла, а не механического звукослияния, ребенок решает актуальную для него задачу. При этом любой результат осознается как достижение. Научившись обозначать слышимые речевые звуки соответствующими буквами и видеть их в словах, чувствуют реальное приближение к раскрытию тайны печатного слова.

На занятиях используются методы активного обучения с опорой на непроизвольное запоминание, что позволяет избежать перенапряжение и утомление. Организация занятия происходит по правилу смены деятельности, происходит организация самостоятельной работы в парах и группах, тематическая связь с обучением грамоте, русским языком, чтением, которые способствуют развитию системного восприятия и мышления, активизации творческого потенциала личности, улучшению внимания и памяти.

Использование пособия “Азбука Истоков” на логопедических занятиях помогает развитию целостного восприятия способности слышать Слово, видеть Образ, чувствовать окружающий мир. Помогает освоить понятие “истоки”, узнать, что означает Слово, Образ, Книга.

В 1-м классе все дети умеют произносить слова. Но как произносить Слово? Что необходимо вкладывать в Слово? Что является истоком речи? Каждый человек должен ценить сказанное Слово. “Азбука Истоки” поможет разобраться в этом.

Страницы “Азбуки Истоков” помогут детям научиться видеть Образ. Не все, что видится, есть Образ. Многое является безобразным. “Азбука Истоков” поможет первокласснику узнать, что обозначает Книга как синтез Слова и Образа. Как полюбить Книгу? Книга – главный инструментарий в школе. Учебный курс “Истоки – 1” поможет осуществить присоединение: “Слово – Образ – Книга”, освоить понятия: слово, образ, книга.

1. Слово: Первое Слово – исток речи. Почему так важно первое слово? Как научиться произносить слово? Слово добра – источник радости. Какие слова душу радуют? Почему люди при встрече говорят друг другу: “Доброе утро!”, “Здравствуйте!”, “Добрый день!”.

Смысл жизни – делать добро. Почему добро побеждает зло?

Слово чести исходит от сердца. Честь. Почему важно беречь честь смолоду? Честное слово – основа прочной дружбы.

Святое слово – исток мира. Слово из Библии. Слова сказанные и несказанные. Тайна Святого Слова. Почему Святое Слово может защитить любого человека? Почему мудрые люди берегут Святое Слово?

Слово о родителях. Родители – самые близкие люди. Радость родителей – добрая весть о детях. Забота о родителях, добрые слова о родителях – основа порядочности любого человека.

2. Образ: первый образ, увиденный человекам. Не все, что видится, есть образ. Как научиться видеть Образ? Как наполняется мир образами? Слово образа.

Образ света. Солнце – исток света и тепла. Светлый Образ. Какие образы душу радуют? Белый свет. Икона. Свет Учения. Светлый путь.

Образ праздника. Что такое праздник? Какие бывают праздники. Образ Праздника. Праздничное настроение. Праздничный наряд. Праздничные слова. Круг близких.

Образ покрова. Белоснежный покров. Покров на Руси. Почему русские люди высоко чтят Покров?

Образ родника. Родник – начало жизни. Речь родника. Криница. Святой родник. Святая вода. Рождество. Крещение. Почему Святой родник не замерзает даже в лютые морозы?

Любимый образ. Почему важно совершать добрые дела и любить близких?

3. Книга: Книга – семья Слова и Образа. Согласие слова и образа. Как книга передает образы и слова? Любимая книга. Любимые Образы и Слова.

Первая книга. Первая прочитанная книга. Почему запомнилась эта книга? Кто ее прочитал?

Волшебный мир книги. Первая услышанная сказка. Любимая сказка. Любимые образы. Какую сказку ты хотел бы рассказать детям?

2. Развитие лексико-грамматических средств языка на логопедических занятиях.

Проблема формирования всех компонентов речи занимает важнейшее место в работе школьного логопеда, а вопрос о технологии ее развития и коррекции становится одним из самых актуальных. Среди наиболее существенных задач по развитию речи можно назвать пополнение лексики, работу над грамматическим оформлением речи, усвоение словосочетаний, овладение связью слов в предложении, моделями разных синтаксических, развитие и совершенствование связной речи.

Пополнение лексического запаса предполагает различные направления работы:

  • усвоение новых слов и значений, то есть количественное обогащение словаря;
  • понимание смысловых оттенков слов их переносного смысла, то есть качественное обогащение словаря;
  • активизация словаря.

Как известно, слово является одной из значимых единиц языковой системы, оно выступает как нечто центральное во всей системе языка. При помощи слова называются

предметы и явления, их особенности, свойства, качества, отношения. Слово является условным их обозначением. Однако для обозначения одного или иного предмета, действия, качества и т. д. словом необходимо иметь четкое представление о его звуковом составе, так как за каждым конкретным знаком закрепляется определенный звуковой комплекс, соответствующий фонологическим нормам данной языковой системы. Слово имеет не только определенное звучание, но и смысловое содержание. Слово, на ряду с лексическим, имеет еще и грамматическое значение. Например, слова мама, страна, азбука различны по своему лексическому значению, но схожи в грамматическом отношении: все они имена существительные, единственного числа, 1 склонения, имеют непроизвольную основу и окончание – а. Данные общие признаки и составляют грамматическое значение этих слов.

Устранение пробелов лексико-грамматического развития осуществляется на всех этапах коррекционного обучения и проводится на специально отобранном речевом материале, включая материалы пособия “Азбука Истоков” и осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности детей, при целенаправленной организации речевой и мыслительной активности.

При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у учащихся первоклассников с речевой патологией.

С учетом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:

  • выделение и объяснение лексического значения общего корня в гнезде родственных слов;
  • нахождение общей морфемы в словах;
  • нахождение сходства и отличия в наборе однокоренных слов;
  • активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

1. Развитие ассоциаций.

Называются слова: поле, школа, семья, мир, лад, согласие. В ответ дети называют слово, какое припомнилось. Слова называются по одному.

Вопрос: почему припомнилось это слово?

2. Классификация предметов.

Детям дается набор предметных картинок, например: “овощи – фрукты”, “домашние и дикие животные”, “посуда”, “мебель”, “насекомые”, “деревья”, “одежда”, “транспорт” и т. д.

Задания:

  • разложить на две группы;
  • разложить на три группы;
  • подумайте, на сколько групп можно разложить эти предметы;
  • на какие лексические группы мы разложим эти картинки и т. д.

3. Исключение предмета. “Найди лишний предмет”: капуста, огурец, морковь, слива (специальные карточки с предметными картинками).

“Назови лишнее слово”: добро, любовь, уважение, почитание, зло (слова написаны на карточках). Почему зто слово лишнее?

“Назови лишнее слово среди слов, обозначающих названия предметов”:

кукла, песок, юла, мяч, совок, ведерко. Почему? А какие слова можно объединить в одну группу? Почему? (У детей на столах предметные картинки).

“Назови лишнее слово среди слов, обозначающих признаки предметов”:

светлый, добрый, честный, благословенный, жестокий. Какие слова можно определить в одну группу? Почему? Какое слово лишнее?

“Назови лишнее слово среди слов, обозначающих действие предмета”:

благодарить, уважать, сиять, любить. Почему выделили слово сиять?

4. Упражнения на сравнения.

“Чем отличаются предметы?”:

чашка – стакан лопата – топор
яблоко – груша сосна – лиственница
ложка – вилка лиса – заяц

“Разложить картинки по сходству”:

овца, дерево, корова, колос, береза, жук, трамвай,
стрекоза, троллейбус, вертолет, лодка, сова,
самолет, очки, кролик, воробей, курица, медведь

“Подбор слов по аналогии”:

Огурец – овощ
Ромашка – (земля, цветок, клумба)
Чтение – (буква, цифра, число, звук)
Счет – (задача, число, вопрос)
Родник – (вода, источник, Родина)

Смысловые ряды”:

гвоздь – молоток
шуруп – (отвертка)
дом – (крыша)
книга – (обложка)
утро – (ночь)
зима – (осень)

“Где можно применить предмет?”:

кнопка:

– для прикрепления бумаги;

– можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;

– положить на стол.

5. “Название частей целого”:

Кот – тело, голова, ноги, лапы, ногти, усы, волосы, когти, шерсть, хвост, уши и т.д.

“Отгадать предмет по названию его частей”:

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево);
Туловище, грива, голова, лапы, хвост (лев);
Клюв, перья, крылья, голова, туловище (птица) и др.

“Что это? “Кто это?”
длинный полосатый
зеленый хвостатый
вкусный злой
соленый большой

6. Выбрать из трех слов два слова “неприятеля”:

друг, печаль, враг;
большой, низкий, маленький
добро, дело, зло

Важным направлением работы по обогащению лексического запаса является ознакомление с различными способами словообразования. В процессе такой работы развивается способность восприятия и различения значимых частей слова, формируются наблюдательность, способность сопоставлять слова по их морфологическому составу, выделять и сравнивать различные элементы в словах. Коррекционная работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных посредством приставок и суффиксов.

Работа по образованию новых слов посредством приставок проходит в такой последовательности: * уяснение лексического значения слова, от которого нужно образовать новые слова с приставкой: дело – делать (сделать, приделать, отделать, заделать – сопоставить, ввести в словосочетания: сделать поделку; приделать деталь);

  • выделение общего элемента в слове с одинаковой приставкой и разными корнями: полететь, побежать, поиграть, постоять;
  • усвоение соотношения приставок и предлогов: поехал по дороге; отплыл от берега, слетела с ветки; подбросил под потолок и др.

В процессе выполнения различных заданий дети должны практически усвоить значение наиболее употребительных приставок:

  • с пространственным значением: в -, вы-, под-, над-, от-, у-, про-, пере-;
  • с временным значением: за-, по-;
  • неполнота действия: под-, при-;
  • полнота или результативность действия: в -, вз-, воз-, до-, за-;

Чтобы закрепить практическую работу над приставками, рекомендуются такие задания:

1. Прочитать предложение, используя одно из данных в скобках слов: Илья (приклеил, отклеил) марку к конверту.

Отец (задвинул, придвинул) к столу стул.
Коршун (подлетел, налетел) на зайца.

2. Выбрать нужную приставку и добавить ее к выделенным словам:

Птицы летели к кормушке (под-, от-).
Света ставила цветы в вазу (по-, от-).

3. Подобрать подходящие по смыслу приставки:

… плыть от берега;
... летел на хищника;
… шел за водой.

Отрабатывая употребление глаголов, следует уделять большое внимание составлению предложений с однокоренными глаголами, имеющими различные приставки. В процессе этой работы проводится морфологический анализ глаголов, выявляется роль приставки в изменении смысла предложения.

Суффиксальное образование слов:

1. Образование уменьшительно-ласкательных существительных:

-ик- дом – домик

нос – носик
куст – кустик

-чик-

забор – заборчик

прибор – приборчик
разговор – разговорчик

-ок-

город – городок
голубь – голубок

  1. Выбрать и сгруппировать слова с общим суффиксом, объяснить значение слов.
  2. Образовать слова с оттенком увеличения с суффиксом -ищ-

Дом – домище
Рука – ….
Ум – …

Работа над всеми названными лексико-грамматическими категориями проводится практически без правил или научных определений, при минимальном количестве терминов.

Большое значение имеет использование на логопедических занятиях поговорок, загадок, пословиц, сказок, давно забытых слов и выражений и играют значимую роль в коррекции дефектов речи. В устном народном творчестве отражаются нравственные идеалы народа: трудолюбие, уважение, вежливость, дружба. Фольклорный материал, подобранный в “Азбуке Истоков” способствует развитию внимания, памяти, снятию усталости и утомления. Происходит приобщение детей, имеющих ОНР, к истокам русской народной культуры и коррекция речевых нарушений, способствующих формированию общечеловеческих нравственных ценностей.

Приложение