Развитие самосознания дошкольников в процессе экологического воспитания

Разделы: Работа с дошкольниками


Природа является одним из самых эффективных путей развития личности ребенка, развития его самосознания, т.к. ее объекты привлекая дошкольников, прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Именно экологическое воспитание способствует формированию таких качеств ребенка, как самодостаточность, активность, способность к адекватному оцениванию не только собственного поведения и состояния, но и поведения и состояния рядом находящихся, но самым важным, на мой взгляд, является то, что в процессе этой деятельности можно помочь ребенку развивать чувство уверенности в своих силах и сформировать позитивное отношение к своему “Я”.

В свою группу я пришла 2 года назад и сразу обратила внимание на то, что дети не умеют выстраивать взаимоотношения со сверстниками: часто ссорятся, не умеют договариваться, согласовывать свои действия, не умеют контролировать свое эмоциональное состояние, конфликтуют, распределяя обязанности в процессе самостоятельной деятельности. Наблюдая за детьми в различных видах деятельности отметила, что у пяти детей занижена самооценка, которая проявлялась в частых отказах от деятельности (“Я не могу”, “Не умею”, “Не получится”), у троих был низкий социальный статус, который проявлялся в неприятии сверстниками, эти дети зачастую оставались в одиночестве во время игр. Именно поэтому

Целью моей педагогической деятельности стало развитие основ самосознания и индивидуальности дошкольников через приобщение к экологической культуре.

В процессе осуществления данной деятельности я решала следующие задачи:

  • развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступки окружающих людей в процессе бесед, наблюдений, чтения худ.литературы, занятий экологического содержания;
  • оптимизировать межличностные отношения через осознание своего положения среди других и формирование позиции “Я - вместе с другими” в совместной экологической деятельности;
  • развивать чувство уверенности в своих силах, позитивное отношение к своему “Я”, повышать самооценку через включение детей и родителей в совместную проектную деятельность “Красивый сад – руками детей”.

Способность к адекватному оцениванию своей деятельности, анализу собственного поведения и поступков окружающих людей развивала в процессе:

  • самостоятельной природоведческой деятельности детей. Для этого создала в группе условия для стимулирования детской любознательности, инициативности и самостоятельности: оборудовала центр “Науки”, занимаясь в нем, дети знакомились с растениями, учились устанавливать связи и зависимости, находить способы решения возникших проблем;

  02.jpg (36754 bytes)

  • занятий по экологии, например на занятии “Кто как зимует” рассказывала детям о том, какое тяжелое время для разных животных – зима, здесь формировала гуманное отношение к животным, а на занятиях типа “Знакомство с природой” раскрывала наиболее интересные стороны жизни леса, т.е. эмоциональный аспект;
  • чтения произведений В.Бианки, Н.Сладкова, Павловой и др. для того, чтобы помочь детям осознать то, что каждый человек, и взрослый, и ребенок отвечает за сохранение природы. Например, в произведении А.Яшина “Покормите птиц зимой” проживали воображаемую ситуацию, искали пути решения проблемы птиц зимой, а в произведении Н.Павловой “Разными глазами” дети с интересом рассматривали мир как будто под микроскопом: вместе с автором “превращались” в муравья и видели травинку величиной с дерево, а в сказке “Ручеек и девочка” учились оценивать поступок девочки, которая жестоко обращалась с ручейком, проводили аннологию между поведением героя и своим собственным. В процессе обсуждения свое мнение мог высказать каждый. Предлагала детям, подумать, как еще можно было поступить, как они поступили бы в этой ситуации, так во время обсуждения ненавязчиво, не диктуя свою точку зрения, подводила детей к тому, что нужно поступать так, а не иначе. Использование данного приема способствовало тому, что дети перестали бояться высказывать свое мнение, так как они поняли, что никто их не осудит и не посмеется над ошибкой;

12.jpg (28923 bytes)

Для того, чтобы оптимизировать межличностные отношения через осознание своего положения среди других и формирование позиции “Я - вместе с другими” проводила

  • подвижные игры экологического содержания, например в играх “Съедобное - несъедобное”, “К названному дереву беги” помогали снять эмоциональное напряжение, погасить отрицательные эмоции;

 15.jpg (27350 bytes)

  • комплексные занятия экологического содержания, например на занятии “Север царство льда и снега” после обсуждения теоретической части дети делились на подгруппы и выполняли совместную работу “На льдине”, здесь учила выстраивать взаимоотношения, учитывать не только свое “хочу”, но и желание соседа, других детей из команды;

  • экологические викторины, КВН, задания, предполагающие решение кроссвордов, где учила детей выстраивать взаимоотношения, действовать в команде;
  • совместные выставки рисунков (например “Мой любимый зеленый город”, дети с родителями рисовали свой любимый зеленый город), совместные выставки “Кладовая природы”, “Осенняя сказка”, для которых дети с родителями делали совместные поделки из природного материала. Эти выставки помогли формировать умения оценивать свой вклад в общее дело, оптимизировала детско-родительские отношения;

 08.jpg (29209 bytes)  10.jpg (27815 bytes)

 17.jpg (46651 bytes)

  • оформили мини-музей “Колосок”;

 18.jpg (45929 bytes)

  • экологические праздники, на празднике “Берегите природу” дети с удовольствием входили в роль наставников, советчиков по сохранению окружающей среды, они смогли почувствовать свою значимость, а также учились общаться друг с другом в праздничной обстановке;

 13.jpg (31457 bytes)

  • организовывала работу в зимнем саду, там дети имели возможность ухаживать за животными, растениями зимнего сада. Это помогло мне развить в детях такие моральные качества, как способность сочувствовать, сопереживать, заботиться о других;

 11.jpg (27053 bytes)

Акции “Панорама добрых дел”, учила детей перевязывать сломанные ветки кустарников и деревьев, кормить птиц зимой и т.д., здесь учила проявлять сочувствие, сопереживать друг другу, взрослым, больным.

 Огромную роль в развитии чувства уверенности в своих силах, позитивного отношения к своему “Я”, повышению самооценки играло включение детей и родителей в проектную деятельность.

Нами был разработан и реализован детско-родительский проект “Красивый сад – руками детей”. Почему именно совместный проект? Потому что именно семья занимает важное место в экологическом воспитании человека, именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки.

Цель данного проекта: формирование экологических знаний у детей и выстраивание взаимоотношений в детско-взрослой команде в процессе участия в проектно-исследовательской деятельности, создание “ситуации успеха”, в которой каждый ребенок мог бы почувствовать, увидеть свою успешность, увидеть насколько важны результаты его деятельности для общей работы.

Реализация проекта проходила в 3 этапа.

На первом этапе

  • провела детско-родительский конкурс рисунков на тему: самая красивая клумба, газон;
  • выбрали лучшие идеи, сделав макеты клумб, газона под названием “Солнышко”, “Каменный цветок”, “Бабушкин сад”;
  • приняли участие в публичной защите на базе городского Центра экологии;

04.jpg (30544 bytes)

 16.jpg (48118 bytes)

На втором этапе реализовывали проект:

  • выбрали растения для посадки с помощью нашего садовника детского сада;
  • высадили семена, ухаживали за рассадой, отслеживали произошедшие наблюдения и фиксировали их в Дневнике наблюдений;

 

  • с помощью родителей сделали и оформили рокарий;

   07.jpg (36994 bytes)

  •  высадили рассаду, за которой дети ухаживали в течение всего лета, при этом с небольшой помощью взрослого распределяли обязанности между собой. Дети не только работали, но и наблюдали за ростом и развитием растений, играли в экологические игры, загорали, пели песни о природе, на месте закрепляли правила поведения в природе, все это внесло огромную роль в развитии чувства уверенности в своих силах у детей, в формировании позиции “Я вместе с другими”.

  

3 этап:

Результатом нашей работы было 2 место в городском конкурсе по ландшафтному дизайну “Красивый город – руками детей”.

   

Подводя итоги проделанной работы на данном этапе могу отметить следующее:

  • Дети научились договариваться, планировать и выполнять совместные поручения, распределять обязанности с небольшой помощью взрослого, в результате дети стали меньше конфликтовать, у детей повысилась самооценка, они стали чаще участвовать в коллективных играх, начали проявлять свою инициативу, научились контролировать свое эмоциональное состояние не во всех, но во многих ситуациях.
  • Дети узнали много нового об окружающей природе, увидели результаты своего труда и получили истинное эстетическое наслаждение, а самое главное, научились бережно относиться к природе, ценить результаты своего и чужого труда.
  • Эта работа помогла детям почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправными участниками событий, что способствовало усилению позиций “Я сам”, “Я сделаю”, “Я умею”. У детей появилась возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность. Коллективный характер многих этапов работы позволил детям увидеть себя в общем контексте деятельности, каждому оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий для достижения единой цели. Кроме того, эта работа помогла сплотить детско-родительский коллектив.

 Литература.

1.О.Н.Истратова “Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники”/ О.Н.Истратова.-Изд.2-е.-Ростов н/Д:Феникс,2008.-349с.

2. Венгер Л.А., Мухина В.С. психология. – М., 1988.

3.Л.В.Кузнецова “Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей” Ж. Дошкольная педагогика №6 2009.

4. Л.Л.Тимофеева “Проектный метод в обучении старших дошкольников” Ж. Дошкольная педагогика №1 2010.

5.О.А.Воронкевич “Добро пожаловать в экологию!” Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста-СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2010.-496 С.

6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина, и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: Изд.3-е, переработанное.-244 с.

7. Г.Фесенко “Музей хлеба” Ж.Обруч №4 2007.

8.С.Н.Николаева Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-168 с.

9. С.Н.Николаева Как приобщить ребенка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1993.-64 с.