Ценностные предпочтения и социальные установки старшеклассников как показатель резистентности к возникновению зависимостей

Разделы: Школьная психологическая служба


Современная социальная ситуация такова, что оградить детей от условий, когда им могут предложить наркотик, практически невозможно. В этом случае первоочередной задачей становится повышение личной резистентности самого подростка и выявление факторов, влияющих на увеличение резистентности. Резистентность - сопротивляемость, нечувствительность к воздействию определённого стимула (в нашем случае - способность противостоять предложению психоактивных веществ). Психологи Центра психолого-медико-социального сопровождения г. Дзержинска в течение 5 лет проводят мониторинг динамики социальных установок и ценностных предпочтений современных подростков и их влияние на сопротивляемость подростков к возникновению зависимостей в современном мире.

Ценностные предпочтения - это социальные приоритеты, в соответствии с которыми у индивида формируются личностные смыслы, индивидуальные и социальные цели. Ценностные предпочтения становятся побудительными мотивами к определённой деятельности, к совершению конкретных действий и поступков. Иерархия ценностных предпочтений - достаточно устойчивая характеристика личности или определённой социальной группы, она влияет на субкультуру данной группы (в нашем случае - подростковую субкультуру). В то же время воздействие на конкретную систему ценностей (с целью изменения её иерархической структуры, или внедрения новых ценностей, или исключения нежелательных ценностей) возможно, но оно требует разработки стратегии и определённых усилий.

Социальная установка - это тенденция реагировать определённым образом на ту или иную социальную ситуацию. Установка считается временной, хотя и потенциально повторяемой, характеристикой. Таким образом, социальные установки более подвижны, их можно формировать, например, в процессе обучения.

Мониторинг ценностных предпочтений и социальных установок является составной частью системы профилактической работы, проводимой МОУ ПМС-центр в городе.

В исследовании приняли участие учащиеся 9,10,11 классов общеобразовательных школ города Дзержинска: в 2007 г. - 919 чел., в 2009 г. - 500 чел., в 2011 г. - 360 чел. Объем выборки гарантирует уровень достоверности t = 1,96 при уровне вероятности r = 0,95 и уровне точности = 0,7.

Приступая к проведению исследований, мы предположили:

  1. Резистентность к возникновению аддиктивного (зависимого) поведения у подростков зависит от социально-политических и экономических условий в обществе.
  2. Психолого-педагогического воздействие, направленное на формирование ответственного поведения, способно повысить/сохранить устойчивость к возникновению аддиктивного поведения.

При проведении исследований использованы методы:

  1. Анкета "Социальные установки подростков", предложенная в пособии Д.В.Рязановой [5], (бланк - Приложение 2).
  2. Методика Фанталовой Е.Б. "Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах" [6], (бланк - Приложение 1).

Анкета "Социальные установки подростков" несёт функцию презентации той выборки, которая включена в исследование. Анкета обработана с помощью контент-анализа ответов

99% опрошенных подростков были искренни в своих ответах, лишь у некоторых (1%) проявился подростковый вариант психологической защиты - "приколы".

До 80% подростков считают, что живут в благополучном социальном окружении, 20% недовольны своим социальным окружением. До 70% подростков считают себя эмоционально благополучными, 30 % испытывают состояние несчастливости по разным причинам.

Анализируя ответы подростков на вопросы, касающиеся ответственного поведения, можно сделать вывод, что основная подростковая реакция - реакция группирования - значима для этого возраста, и в то же время более 50% респондентов считают, что их мнение не зависит от мнения группы.

В случае возникновения трудностей большинство подростков обращаются за поддержкой и помощью к другу, на втором месте - обращение к родителям, на третьем месте - предпочтение остаться одному, на четвертом по значимости - прослушивание музыки. Обращает на себя внимание, что лишь единицы респондентов признают, что готовы обратиться за поддержкой к учителю.

До 20% респондентов затруднились ответить на вопрос о том, чем они отличатся от других своих сверстников. Это говорит о том, что подростки в недостаточной степени осознают себя личностью, не осознают собственную индивидуальность.

Как и следовало ожидать, наибольшее удовольствие подростки получают от общения с друзьями и прослушивания музыки. Среди ответов на этот вопрос есть спорт, компьютер, успехи, различные виды деятельности, веселье, еда, сон, подарки. Обращает на себя внимание, что среди ответов на этот вопрос отсутствует чтение, в то же время ряд респондентов (8-10% выборки) говорят о пиве, алкоголе как средстве получения удовольствия, и именно они являются "группой риска".

Методика Фанталовой Е.Б. "Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах" основана на технике попарного ранжирования понятий, означающих "терминальные ценности", выделенные М.Рокичем. Испытуемого просят произвести попарное сравнение понятий на специальных матрицах на регистрационном бланке. Сравнение проводится дважды: первый раз по "ценности" (матрица 1), второй раз по "доступности" (матрица 2). Затем подсчитывается, сколько раз каждое из 12 понятий у каждого испытуемого было преобладающим по ценности (Ц) и сколько раз - по доступности (Д). Показатель "Ценность" отражает личностный смысл, уровень значимости данного понятия. Показатель "Доступность" говорит о том, насколько данная ценность воспринимается как доступная, легко достижимая. Побудительная сила различных мотивов и возникновение внутренних конфликтов в определённых жизненных сферах во многом зависят от характера взаимосвязи Ц и Д.

При обработке полученных результатов персональные результаты заносятся в таблицу, и по каждому понятию подсчитывается сначала средние значения Ц и Д по каждому классу, школе, а затем - по всей выборке. Кроме этого, по каждому понятию подсчитывается индекс расхождений R = Ц-Д, который свидетельствует о внутренней конфликтности, неудовлетворенности, дискомфорте.

Рассмотрим результаты исследования.

Первый показатель - ценностные предпочтения старшеклассников. В таблице 1 (Приложение 3) представлены значения, отражающие среднее количество предпочтений той или иной ценности испытуемыми, и рейтинговое место каждой ценности на каждом этапе исследования (2007, 2009, 2011 гг). Как видно из таблицы, рейтинговые места ценностей очень мало изменились, но показатели средних значений претерпели некоторые изменения.

Значимыми ценностями для подростков являются: "счастливая семейная жизнь", "наличие хороших и верных друзей", "любовь", "здоровье". Следует обратить внимание, что понятие "счастливая семейная жизнь" устойчиво занимает первую позицию.

Малозначимыми стабильно являются "красота природы и искусства", "творчество", "активная деятельная жизнь", "познание", "интересная работа". Не надо думать, однако, что подростки не активны или не деятельны. Можно предположить, что за этим статистическим фактом стоит убеждение подростков в том, что своим трудом и талантом трудно "пробить дорогу в жизни", добиться достойного положения и материального благополучия. Кроме этого, в личном опыте подростка, как правило, отсутствует переживание успеха как личного достижения, личной победы, заработанной с помощью собственной активности.

Одной из причин неприятия подростками активности, на наш взгляд, является преимущественное подчеркивание педагогами неудач и ошибок учеников. Родителей приглашают именно по этим поводам, и при этом почти полностью игнорируют победы и достижения школьников, принимая их как должное. Таким образом, в современной школе, как правило, отсутствует эмоциональная поддержка учащихся. Этот же неподдерживающий стиль часто присутствует и в семьях. Еще одна причина, которой можно как-то объяснить выявленную тенденцию, - это проекция современной жизни их собственных родителей, напоминающей "гонки на выживание". Подростки сталкиваются с наиболее неприглядными сторонами такой активной жизни: постоянной усталостью и раздражительностью родителей, безразличием к психологическим проблемам детей, переживанием своей беспомощности и тревоги за завтрашний день.

Вытеснение в малозначимые ценности таких понятий как "творчество", "познание", "красота природы и искусства" можно объяснить, на наш взгляд, недостаточным осознаванием учащимися смысла этих слов и непониманием общечеловеческой значимости и ценности этих понятий.

Нельзя игнорировать факт малоценности для подростков всех вышеперечисленных понятий. Мы опираемся в наших взглядах в том числе на положения теории персонально-экзистенционального анализа А.Лэнгле [1], согласно которой при возникновении зависимости "включаются" 3 элемента: культура (общество); сам индивид; вещество, вызывающее зависимость. По мнению А.Ленгле, типичное следствие урбанизированного мира - дефицит контакта с природой и искусством. Дефицитарность культуры вызывает необходимость чем-то заполнить эту пустоту. Человек при этом, являясь членом определенного микросоциума и обладая индивидуальными чертами, может обратиться к более низким эмоциональным переживаниям, и в дальнейшем - к зависимому поведению.

Проявившиеся в исследовании тенденции говорят о том, что у подростков утрачивается ценность взаимодействия с природой и искусством, что негативно влияет на одухотворение личности; утрачивается также ценность интеллектуальной и жизненной активности. Таким образом, подростки не склонны использовать общение с природой и искусством как ресурс для формирования духовного потенциала. Выявленные тенденции свидетельствуют о вероятности снижения резистентности к аддиктивному поведению у современных подростков. Молодые люди оказываются более подверженными рекламе и социальной моде. В совокупности с пассивностью, а также с труднодоступностью интересной работы, творчества, материальной обеспеченности и здоровья (так воспринимают эти позиции подростки) подобная позиция усиливает фактор риска возникновения зависимостей.

Переходим к рассмотрению показателя "доступность". Как сказано выше, показатель "Доступность" говорит о том, насколько данная ценность воспринимается как доступная, легко достижимая, не требующая длительного времени и больших усилий для её достижения. Полученные результаты представлены в таблице 2 (Приложение 3).

Можно заметить, что в отличие от иерархии ценностей, представления подростков об их достижимости носят более динамичный характер. К устойчивым представлениям о высокой достижимости ценностей можно отнести только "уверенность в себе".

Наибольшим изменениям подвержены представления о достижимости позиций "активная деятельная жизнь", "счастливая семейная жизнь", "любовь", "наличие хороших и верных друзей", "свобода как независимость в поступках и действиях".

В таблице 2 видно, что 2009 год по некоторым показателям "выбивается" из общей картины. Представление о доступности позиций "активная деятельная жизнь" и "творчество" существенно снизилось, в то же время возросло представление о доступности ценностей "наличие хороших и верных друзей" "счастливая семейная жизнь" и "любовь". Мы предполагаем, что это связано с ухудшением финансового положения семей в 2009 году на фоне экономического кризиса и с уменьшением доступности дополнительного образования для детей и подростков на протяжении нескольких лет. В ответ на социальные вызовы происходит сплочение семейных и дружеских коллективов, что и отразилось в нашем исследовании.

В таблице 2 видно также, что на протяжении 5-ти лет происходит постепенное снижение в восприятии старшеклассников доступности позиции "свобода как независимость в поступках и действиях", это может означать, что подростки начинают осознавать невозможность свободы без ответственности.

Труднодостижимыми подростки стабильно считают "красота природы и искусства", "здоровье", "материально обеспеченная жизнь", "творчество", "интересная работа".

Нами был произведён подсчёт индексов расхождений между предпочитаемыми и достигаемыми ценностями (Ц - Д), который отражает степень внутреннего дискомфорта и выявляет зоны внутренних конфликтов. Состояние внутреннего конфликта - это состояние "разрыва" в системе "сознание - бытие", а именно разрыва между потребностью в достижении внутренне значимых ценностных объектов и возможностью такого достижения в реальности. Индекс расхождений Ц - Д указывает на степень расхождения между тем, что есть и тем, что должно быть, между "хочу" и "имею", а также между "хочу" и "могу".

Максимальное расхождение межу Ц и Д в случае, когда Ц > Д будет означать стойкий, глубокий необратимый (до настоящего времени) внутренний конфликт. Обратное соотношение, когда Д > Ц, будет, напротив, означать состояние "внутреннего вакуума", пресыщенности, душевной пустоты, отсутствия побуждений. Наиболее оптимальным психологическим состоянием, характеризующим мотивационную сферу в аспекте соотношения между Ц и Д можно считать такое, когда Ц и Д не будут значительно расходиться по основным жизненно важным сферам, поскольку в подобном случае не должно возникать ни стойких внутренних конфликтов, ни "внутренней пустоты". Полученные результаты представлены в таблице 3 (Приложение 3).

Как видно из таблицы, наименее конфликтными зонами являются сферы: "интересная работа" (-0,73(2011), -0,83(2009), -0,96(2007)), "уверенность в себе" (-0,91(2011), -0,62(2009), -0,65(2007)). Наиболее конфликтными зонами (по убыванию степени конфликтности) являются "счастливая семейная жизнь" (индекс расхождений 3,71(2011), 2,88(2009) и 3,54(2007)), "здоровье" (2,55(2011), 1,73(2009) и 1,92(2007)), "любовь" (1,9(2011), 1,54(2009) и 2,26(2007)), "материально обеспеченная жизнь" (1,48(2011), 1,34(2009) и 1.46(2007)), "наличие хороших и верных друзей" (1,53(2011), 0,83(2009) и 2,15(2007)).

Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождают внутренний конфликт, который становится источником стресса. То, что подростки считают труднодостижимыми семейное счастье, любовь и материальное благополучие, и при этом испытывают стресс, вполне понятно: у них перед глазами чаще всего конфликтующие или разведённые родители; реклама навязывает потребительскую гонку и неудовлетворённость своими возможностями. Кроме того, высокая ценность этих сфер сама по себе порождает стресс, из-за оправданного опасения потерять или не иметь этих важных составляющих успешной жизни, при этом подросток в силу своей неопытности плохо ориентируются в этих сферах.

То, что в этот список попало "здоровье", требует объяснения. Ведь подростки, как правило, чувствуют себя энергичными, здоровыми и в силу своего возраста готовы рисковать здоровьем. Видимо, они полагают, что с возрастом люди теряют здоровье и сохранить его очень сложно.

Соотношение Д > Ц выявлено в отношении: стимулов "активная деятельная жизнь" (-2.81(2011), -2,19, -2,94), "творчество" (-2,22(2011), -1,82(2009), -2.11(2007)), "красота природы и искусства" (-2,38(2011), -1,76(2009), -2.31(2007)), а также "познание" (-2,11(2011), -1,03(2009), -0,25(2007)). Указанные сферы не являются ценными для подростков, хотя их они считают сверхдоступными. Ощущение легкой доступности снижает интерес и приводит к ограничению взаимодействия с этими сферами. Обращаем внимание, что данные ценности важны для формирования качеств, актуальных в условиях введения Федеральных образовательных стандартов (духовности, инициативности, компетентности, гражданственности). Исследование показывает, что они не являются для подростков побудительным мотивом, следовательно, их надо формировать специально и направлять на это воспитательные усилия.

В нашем городе в системе образования есть специальное учреждение, которое инициирует и сопровождает профилактическую работу в образовательных учреждениях. Это Центр психолого-медико-социального сопровождения. Его сотрудники более 10 лет самостоятельно разрабатывают и реализуют развивающие профилактические программы, направленные на продвижение в подростковой среде ценностей, побуждающих к ответственному социально одобряемому поведению, к здоровому образу жизни; развивающие способность регулировать собственное состояние и поведение, ответственность за отношения с противоположным полом; а также формирующие ценности устойчивых семейных отношений и осознанного родительства.

Программы тренингов и развивающих занятий включают в себя, кроме предоставления информации, активные методы обучения: дискуссии, психотехнические упражнения, арт-терапевтические упражнения, ролевые игры, медитации. Занятия построены таким образом, что дети и подростки активно включаются в обсуждение вопросов, предлагают и реализуют собственные варианты решения проблем, разрабатывают и реализуют социальные проекты.

Как показало исследование, на протяжении 2007-2011 гг наблюдается динамика представлений подростков о достижимости определённых ценностных предпочтений, происходит снижение уровня конфликтности и уменьшение проблемности определённых стимулов, влияющих на резистентность к ПАВ. Выявлено перемещение (хоть и незначительное) ценностей "здоровье", "хорошие и верные друзья", "счастливая семейная жизнь" и "любовь" в разряд более достижимых. Всё это свидетельствует о позитивных изменениях в структуре ценностных ориентаций подростков.

В то же время, результаты анкетирования свидетельствуют о том, что 8-10% подростков имеют предрасположенность к возникновению зависимостей. Если не предпринимать никаких профилактических шагов, не развивать ответственность по отношению к себе и другому, остается вероятность использования ПАВ для снижения конфликтности, преодоления противоречий.

Мы воспользовались данными, полученными Управлением образования города в результате анонимного анкетирования обучающихся по вопросам наркотизации [2] (Приложение 3, табл. 4). Отмечаем рост количества обучающихся, осведомленных об угрозах употребления ПАВ, в то же время снижение количества обучающихся, когда-либо пробовавших или продолжающих употреблять ПАВ. Количество учащихся, осведомленных о службах, оказывающих лечебно-профилактическую помощь, увеличивается. Данные Наркологического диспансера города свидетельствуют о снижении на протяжении последних трёх лет количества подростков, состоящих на учете в диспансере. Надеемся на сохранение всех перечисленных позитивных тенденций.

Делая вывод из всего вышесказанного, можно утверждать, что ценностные ориентации подростков, несмотря на определённую устойчивость, поддаются некоторым изменениям под влиянием целенаправленной коррекционно-развивающей работы. Таким образом, формирование у детей и подростков ответственного поведения, ответственности за сохранение собственного здоровья, ответственности за отношения с другими людьми способствует повышению резистентности к употреблению психоактивных веществ, а также снижению уровня правонарушений, связанных с употреблением ПАВ среди несовершеннолетних.

Литература

  1. Лэнгле А. "Воспринимать то, что трогает. Феноменология в практике экзистенциального анализа" - "Экзистенциальный анализ", №1/2009, -www.existentionalanalysis.ru
  2. "Мониторинг качества образования", - Дзержинск, - Управление образования, 2011.
  3. "Подросток на перекрестке эпох" - Москва, - "Генезис", 1997.
  4. Реабилитационная программа "Перекресток" - Москва, - Научно-методический центр "Дар" им. Л.С.Выготского Минобразования РФ, 2000.
  5. Рязанова Д.В. "Тренинг с подростками. С чего начать?" - Москва, 2003.
  6. Фанталова Е.Б. "Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов // Психологический журнал, 1992, Т. 13, №1, С. 107-117.