Афоризмы для работы (Из опыта работы по авторской программе "Наш мир и я")

Разделы: Общепедагогические технологии


1. Авторская программа «Наш мир и я».

В начале 2000-х годов мною была разработана авторская программа «Наш мир и я.

Идея данной программы стройно входит в общую концепцию и программу развития нашей школы – создание личностно-ориентированного пространства «Найди себя». Методологической основой авторской образовательной программы «Наш мир и я» является личностно-ориентированное обучение и субъектный подход к групповой работе. Реализация субъектной парадигмы в практической деятельности требует кардинального изменения позиции учителя. Выстраивается качественно иной способ взаимодействия, основанный на совместном сотрудничестве учителя и ученика в процессе творческого, практического и философски-направленного познания себя как личности окружающего мира и жизни.

Одной из важных целей программы является развитие потребности собственного литературного, художественного творчества и постижение мира через эмоционально-нравственные переживания, интеллектуальные размышления. Содержание авторской программы – это переплетение истоков общих знаний о Мире, законов бытия и творческого подхода к их осмыслению.

Авторская программа «Наш мир и я» отличается от строго научного стиля. Обсуждение и чуткое отношение к каждому участнику является более желанным методом. Возникновение дискуссий и неприятие определенных идей не является признаком педагогической неудачи и отсутствием смысла проведенных занятий. Речь на занятиях идёт не о получении правильного ответа при использовании готовых формул, а о выборе наиболее оптимального решения сложной нравственной проблемы. Учащимся предлагается ведение творческих тетрадей, в которых они пробуют свои силы в поэзии, прозе, ассоциативных рисунках. Привычное оценивание в программе с духовно-нравственной направленностью недопустимо. Отмечаются фантазия, ясность изложения мысли, их последовательность, творческий подход к выполнению заданий. Периодически оформляются выставки работ учащихся, лучшие отправляются для публикации в местную, региональную, всероссийскую печать.

Учащимся предлагаются такие темы для обсуждения, как «Личность и её назначение», «Что есть Я?», «Ты и твои друзья», «Природа глазами души», «Умозрение в красках», «Развитие наших способностей», «Семья», «Философские рассказы и притчи», «Космические законы жизни», «Миг творчества души», «Что такое судьба?», «Что в имени моем?» и другие.

Деятельность по образовательной программе «Наш мир и я» предполагает разные формы и виды сотрудничества: это ролевые игры, дискуссии, тренинги, духовные беседы, «вглядывание» в себя, погружение в мир образов, чувств, мыслей, ведение творческого дневника или альбома. Ребята сочиняют стихи, пишут синквейны, афоризмы, сочинения размышления, эссе. Интересным для них является и создание ассоциативных рисунков и рисунков - вглядывания в себя.

Главное отличие данной образовательной программы в том, что искусство мысли, образа, цвета, чувствознания становятся предметностью диалога. Именно индивидуальные творения ребят – как продукт образовательной деятельности, а процесс создания – как один из вариантов, способов познания своего и окружающего мира. Основной задачей стало создание учениками своих произведений, своего творчества мысли.

Я хочу предложить вашему вниманию афоризмы из книги Коры Антаровой «Две жизни». Они помогли мне в простраивании уроков-встреч с детьми по авторской программе «Наш мир и я». Думаю, что этот материал будет востребован учительской аудиторией при подготовке к урокам и классным часам.

2. Афоризмы из книги Коры Антаровой «Две жизни».

  1. «Счастье человека зависит от силы его души; от той высоты, которой он способен достичь».
  2. «Если мысль увлекает тебя в пределы любви духовной, ты слышишь, как звучит сердце другого человека; и созвучие ваше складывается по силе тех вибраций, что шлёт мощь твоего творящего сердца».
  3. «Нужно жить только тем, что совершается сейчас. … Это «сейчас» и есть самое главное.».
  4. «Нет случайностей. Всё, с чем мы сталкиваемся, подчинено закону причинности, и нет в жизни следствий без причины».
  5. «Не жизнь делает человека, а человек несёт в себе жизнь и творит свою судьбу».
  6. «Первая утрата – и свет угас. Новая встреча – и свет засиял».
  7. «…Внезапны бывают удары судьбы, и человек должен быть внутренне свободным, чтобы суметь мгновенно включаться в новую жизнь; не ждать чего-то от будущего, а действовать. Жить в каждое текущее мгновение. Действовать, любя и побеждая, думая об общем благе, а не только о своих собственных достижениях».
  8. «Дважды потерять прошлого нельзя. Зачем думать с ужасом о будущем, которого вы не знаете, и которого ещё нет. Потерять можно одно только настоящее, вот это летящее «сейчас». А это зависит только от энергии, от жизнерадостности человека».
  9. «Какой странный инструмент – сердце человека! Одной улыбки и лёгкого пожатия руки было довольно, чтобы мне стало легко, чтоб сердце открылось для тех радостных сил и чувств, которые я закупорил где-то в тени души».
  10. «Нельзя прожить одарённому человеку – тому, кто предназначен внести каплю своего творческого труда в труд всего человечества, - безмятежно, без бурь, страданий и борьбы с самим собою и окружающими. Вы входите теперь в жизнь. Если вы сумеете сейчас найти в себе благородство и не выдать зло, причинённое вам, - то …создадите себе и близким радостную жизнь».
  11. «Сила человека не в злобе, а в доброте, в том благородстве, которое он с собой несёт».
  12. «Когда сердце истинно открыто красоте, оно не знает страха и поёт дивную песнь – песнь торжествующей любви».
  13. «Надо хорошенько думать о каждом своём слове. Нет таких слов, которые может безнаказанно выбрасывать в мир человек. Слово – не простое сочетание букв. Даже если человек не знает ничего о тех силах, что носит в себе, и не думает, какие вулканы страстей и зла можно сотворить и пробудить неосторожно брошенным словом, - даже тогда нет безнаказанно брошенных в мир слов».
  14. «Вся жизнь – вечное движение; а это движение творят мысли человека».
  15. «Побеждай любя – и ты победишь всё».
  16. «Всё движется в жизни. В жизни человека не может быть ни мгновения остановки. Двигаясь по своим делам и встречам, человек растёт и меняется непрестанно».
  17. «И если хочешь нести свет и свободу людям в пути, - начинай всматриваться в них по-новому. Начинай бдительно распознавать разницу между мелким, случайным в человеке и его великими качествами, родившимися в результате его трудов, борьбы и целого ряда побед над самим собою. Начинай сейчас, а не завтра. И суди о нём только по его поступкам».
  18. «Нельзя поднять человека на новую ступень духовного развития, сколько бы ни силился показать ему мудрость, находящуюся в нём и рядом с ним. Когда же эта Мудрость, у каждого по-своему, по самым разнообразным причинам, шевельнётся внутри, человек в одно мгновение может оказаться не только на другой ступени сознания, но и совсем в другом звене той золотой цепи, что опоясывает всех людей. Как сила и энергия Вселенной, ежеминутно творящая и бросающая на землю свои искры».
  19. «Когда человек достигает мудрости, то первыми он находит в себе смирение и Ровность духа».
  20. «Все ваши дни – это череда мгновений Вечности, в которых нужно ясно видеть конечную цель».
  21. «Всегда, когда будете учиться или творить, умейте отдавать труду текущей минуты весь свой дух, всё сердце, всю любовь».

Я предложила вашему вниманию лишь малые крупицы знаний, которые смогут помочь в работе учителя. Пусть для кого-то эти мгновения чтения станут продолжением знакомства с великой книгой – «Две жизни» Коры Антаровой. Удачи всем на пути вечного познания Жизни!

Литература.

  1. Авторская программа «Наш мир и я» /автор Щемелева О.Ю.
  2. Кора Антарова «Две жизни».