Организация образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по реализации задач образовательной области "Художественное творчество". Факультатив "Сказочные кружева"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • приобщать детей к восприятию народного искусства;
  • знакомить с народным творчеством - кружевоплетением;
  • учить видеть красоту кружев, замечать разное построение узора в разных по форме и назначению кружевных изделиях;
  • развивать творческое воображение, эстетическое восприятие;
  • воспитывать у детей интерес к народным традициям и обычаям; уважение к труду мастеров, создающих красивые вещи;
  • формировать умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

Оборудование: кружевные салфетки разного размера и цвета, платки, воротнички, манжеты, одежда, тематические иллюстрации, коклюшки, нитки разного цвета для плетения косичек, крючки, подушечка (из пенопласта), булавки и круглыми головками.

Предварительная работа: рассматривание репродукций с вологодскими кружевами, русскими костюмами, пение песен, чтение русских народных сказок, потешек, скороговорок, беседы о русском быте и традициях

Словарная работа: кружева, мастерская, узор, коклюшки

Правила по техники безопасности:

  • хранить булавки в игольнице.
  • бережно относится к своей работе и инструментам для работы.
  • не брать булавки, крючки в рот, не вкалывать их в одежду.
  • приводить свое рабочие место в порядок.
  • в случае травматизма, плохом самочувствии обратиться к педагогу за помочью.

Организация деятельности:

Воспитатель и дети в русских народных костюмах под музыку «Во поле березка стояла» заходят в зал (оформленный как мастерская)

Воспитатель: ребята, мы с вами находимся в старинной мастерской, где люди (мастера) занимались старинным мастерством - кружевоплетением.

Рассказ педагога об истории русского кружевоплетения:

Ребята, а вы знаете, откуда кружева получили свое название? В старину одежда называлась «окружение», а когда по ней пускали кружева, то они кружились – «узор кружится», от этого, и появилось такое название – кружева.

Очень многие женщины и богатые, и бедные плели кружева. Богатые плели золотыми нитями, бедные – белыми. Чтобы не было скучно, мастерицы пели песни. Красота русских кружев ценилась не только в России, но и далеко за её пределами.

Русское кружево, создаваемое руками наших мастериц – одно из красивейших народных промыслов. Русское плетение отличается от всех других кружев богатством и разнообразием узоров.

В старину, когда девушке собирали сундук с приданным, туда обязательно складывались кружевные скатерти, носовые платочки, салфетки.

Современное кружевоплетение, как вид декоративно - прикладного искусства сохраняет и развивает традиции прошлого.

Воспитатель: Ребята, скажите, а вы когда - ни будь, любовались морозными узорами на стекле? Или зимним лесом, где пушистые от снега ветки переплетаются в чудесное кружево, сквозь которое пробиваются солнечные лучи?

Ответы детей: я видел деревья, у которых ветки переплелись между собой; я видела солнце, которое выглядывало через веточки.

Воспитатель: жаль только, что эта красота не долговечна - пригреет солнышко, подует ветер - и нет ее, а вот эти ажурные узоры, это сказочная красота не исчезнет, не растает.

Ребята, давайте подойдем к выставке и посмотрим на представленные изделия, созданные из кружев: салфетки, платки, воротнички, манжеты, одежда.

Дети проходят к выставке и рассматривают представленные экспонаты.

Воспитатель: посмотрите, какие это узоры, кажется, невозможно разобраться в хитросплетении нитей, словно какая-то загадка заключается в замысловатых узорах. Кружевами украшают одежду, белье, салфетки, вазы, закладку для книги и т.д. Самые известные модельеры работают с кружевом.

Дети: акружева плетут из ниток и раньше и сейчас?

Воспитатель: да, ребята, кружева и раньше плели из ниток и сейчас плетут из них. А нитки бывают разные, вот посмотрите (показывает детям разные образцы ниток: шелковые, мулине, льняные, хлопчатобумажные), намотанные на коклюшки. Коклюшки это круглые деревянные палочки с головкой на одном конце. На шейку коклюшки наматывают нити и плетут кружева. Перекидывая одну коклюшку на другую. Еще делают специальную подушечку, в которую воткнуты булавки с твердой головкой (похожие на гвоздики). Нити обвивают вокруг булавок и сплетают в прекрасные кружева.

Предложить детям рассмотреть крючки № 0; 1; 2. Ребята, крючки тоже использовали и используют сейчас в плетении кружев.

Воспитатель: ребята, а давайте представим, что мы с вами – настоящие мастера, которые умеют плести красивые кружева. Сейчас я скажу волшебные слова и мы превратимся в известнейших мастеров и сплетем простой и в тоже время основной прием плетения, который называется «плетешок - косичка».

Воспитатель произносит «волшебные слова», дети садятся за столы и начинают плести косичку.

Дети: А давайте, как было в старину. Вы рассказывали, что когда плетут кружева, поют русские песни. Давайте споем нашу любимую песню.

Песня

Рядом с осинками в синих косынках
Синие гроздья на синих рябинках,
Синие зори и синие птицы, -
С этою красою ничто не сравнится.
Звонкими волнами кружатся краски.
Чтобы блестели анютины глазки.
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не смог повторится.

По окончании воспитатель предлагает организовать мини-выставку детских работ, назвать её и оценить получившиеся работы.

Итог занятия: выставка работ детей.