Открытое внеклассное мероприятие "Путешествие в Витаминную страну"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: показать значимость овощных культур для развития, роста и здоровья человека; воспитание активности, самостоятельности.

  1. Конкурс детского рисунка «Во саду ли, в огороде».
  2. Творческие работы учащихся: «Сказки о жителях Витаминной страны».
  3. Выставка “Урожай”.
  4. Макет поезда.

Ход мероприятия

Учитель: Дорогие, ребята, здравствуйте. Сегодня к нам на мероприятие пришли гости. Поздороваемся с ними (все учащиеся поворачиваются к гостям, наклон головы). Хорошо, садимся и начинаем наш разговор. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. « В какое?» – можете вы спросить. В Витаминную Страну! Эта страна очень большая и живут там добрые, никогда не унывающие жители. А вот и они! (В класс входит Хозяйка Страны и её жители)

Хозяйка Страны: Добрый день, ребята! Я Хозяйка Витаминной Страны, а это мои жители: Мисс Картофелинка, Чипполино, Свеколка, Морковинка и Сеньор Помидор. Сегодня они расскажут вам о себе и немного с вами поиграют. А отправимся мы в нашу страну на поезде. Ребята, вы любите кататься на поезде? (Да!) Тогда сели все поудобнее и в путь. (Звучит журчание ручейка и песнь соловья). Ребята, посмотрите, как красиво за окнами поезда: необъятные леса, просторные поляны. И пока мы едем, я хочу задать вам следующий вопрос. У кого есть огород или сад? (Ребята поднимают руки) Что вы там выращиваете? (Выслушиваются ответы детей) А как вы думаете, когда люди стали создавать огороды? (Очень давно!)

Ученик: Правильно! В далекие – далекие времена человек стал кушать овощи – травянистые растения, у которых ели какие-либо сочные части: листья, корни, плоды. Очень, очень давно – “Дедки посадили первые репки” и сварили первые щи. В старину хозяин маленького клочка земли старался посадить возле своего дома все, что ему нужно для еды, для лечения и для красоты.

Хозяйка: За беседой я и не заметила, как наш поезд пришёл по назначению. Вот и Витаминная Страна.

Ученик:

«В огороде»
По таинственным законам, непонятным до сих пор,
Огурец растет зеленым, рядом – красный помидор.
Баклажаны синие рядом с желтой дынею.
А земля – черным-черна, а земля для всех одна.
О. Бундур

Хозяйка: Ребята, так какие же названия овощей и какого цвета вы услышали в стихотворении. А какие вы ещё знаете овощи и какого они цвета. (Дети перечисляют) Молодцы! А теперь прочитаем названия основных овощей, которые написаны на «лепестках» (Ребята читают названия основных овощей, которые расположены на доске на “лепестках”). Сколько их? (9) Правильно.  

Хозяйка: Жители моей страны расскажут вам о некоторых из них, и вы узнаете многие секреты их роста, использования человеком в пищу и, конечно же, узнаем о лечебных и питательных качествах этих овощных культур. Но сначала я хочу спросить, ребята, а у вас:

«ИГРА» Дети
Настроение, каково? Во! (показывают большой палец)
Все такого мнения? Все без исключения
Может вы уже устали? Мы таких с собой не брали.
Может сядем отдохнем? Лучше дальше мы пойдём.

Хозяйка: Ребята, а вы загадки знаете? (Да) А отгадки? (Да) Тогда кто нам загадает какую-нибудь загадку? (Выходит ученик) «Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла. Ты подсолили её немножко, ведь, правда, вкусная … (картошка)» Молодцы! А кто нам стихотворение про картошку расскажет?

Ученик:

«Картошка»
Мы возьмем ведерки, да и в путь – дорожку,
Дружба нам поможет выкопать картошку.
Картошка, картошечка, урожай богатый,
Вкусную картошку любят все ребята.
Эта скороспелка оттого вкусней,
Что пришлось ребятам повозиться с ней.
Лишь закат осенний озарит окошки,
Мы в золе горячей напечем картошки.
З. Александрова

Хозяйка: А кто на своём огороде выращивал в этом году картошку? (Поднимают руки) А старшим вы помогали? (Да) Точно? Не бывает ли у вас так же, как у знаменитого Антошки? Давайте споём про него. (Ребята поют песню «Антошка, Антошка, пойдём копать картошку!») Что можно сказать про этого мальчишку? (Он не любит работать, а любит только отдыхать и вкусно поесть. Но пословица говорит: «Сделал дело – гуляй смело!», то есть надо поработать, а потом только садиться за стол.)

1) Мисс Картофелинка: Правильно! Сначала потрудись, поклонись матушке земле, выкопайте картошку, а потом и угощайтесь. Ведь я та самая простая незаменимая картошечка, которая приходит к вам в семью каждый день. Может быть, я не права? Ребята, в какой семье обходятся без меня? Не зря меня называют “вторым хлебом”. Ведь я нужна хозяйкам каждый день для приготовления разных блюд, как и хлеб нужен нам каждый день, и на завтрак, и на обед, и на ужин. А давайте вспомним свои любимые блюда, в которых встречается картошка. (Дети перечисляют блюда с картошкой. Это могут быть пирожки с картошкой, вареники, жареный картофель, картофельное пюре, котлеты картофельные и т.д.) Очень хорошо. Вы говорили, что помогаете собирать картошку. Вот я сейчас и проверю во время игры, которую придумала специально для вас.

Игра с картошкой:

“Соберем урожай” Картошка рассыпана по площадкам. 2-е желающих должны собрать картошку. Кто быстрее справится, тот и победитель, причём глаза ваши будут завязаны. (На двух тумбочках рассыпана картошка и дети выполняют задание Мисс Картофелинки) Молодцы, порадовали меня. Вижу, что действительно вы хорошие помощники.

Хозяйка: Ребята, давайте все дружно покажем Мисс Картофелине, как мы умеем работать.

Физкультминутка:

Семена картошки в землю мы сажали
Раз-два, раз-два! Вот как мы сажали
– наклоны вперед
А потом пололи, дружно поливали
Раз-два, раз-два! Вот как поливали!
– повороты вправо-влево
И в конце работы картошку собирали
Раз-два, раз-два! Вот как собирали!
– приседания

Хозяйка: Кто хочет ребятам ещё загадку загадать? (Выходит ученик)

«Я рос на грядке, характер мой гадкий: куда не приду, всех до слёз доведу» (Это лук.)

Правильно. Да, действительно, много приходится пролить слёз, когда крошишь лук. Но это очень полезно для глаз – вместе со слезой уходят мелкие соринки. Много надо запасти лука, ведь зима-то длинная, холодная. Часто простывают дети и взрослые, и вот приходится лекарство с осени запасать.

2) Мисс Картофелинка: Лекарство? При чем же здесь лук?

Хозяйка: Да, а действительно, ребята, причем же здесь лук?

Ученик: Ах, картошечка, вместе с луком в огороде–то растёшь и не знаешь ничего о луке. Ну, не беда. Ребята, прочитайте, пожалуйста, для нашей гостьи пословицу (Показывает на плакат и дети хором читают) – «Лук – от семи недуг!» Ребята, а что это значит? (Если человек, например, 2-3 минуты пожуёт лук, то во рту у него не останется ни одного вредного микроба – все они будут убиты)

– летучие вещества, которыми лук защищается, могут защищать и здоровье человека; – вкусная приправа к кушаньям.

3)Мисс Картофелинка: Да, я наблюдала, как моя Хозяюшка готовила грядки под лук, сажала луковицы, да и как жарким летом ухаживала за луком, не напрасно.

Хозяйка: Ребята, а кто помогал своей маме высаживать лук на грядки, или видел, как сажали лук мамы и бабушки. Расскажите, пожалуйста. (Стихотворение, как дети сажали лук)

Ученик:

Посадили мы на грядке лука целых три десятка.
Были луковки так мелки, поместились все в тарелке.
Урожай пришли копать: лук наш вырос – не узнать!
Уж тарелка им мала, не хватает и ведра!

Хозяйка: Ребята, а какие ещё загадки вы знаете?

Ученик:

Многим долго неизвестный, стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной, мальчик – луковка, знаком.
Очень просто, хоть и длинно, он зовется ….. (Чипполино)

1) Выходит мальчик Чипполино: Здравствуйте, ребята, кто из вас читал о моей семье сказку? Как она называется? Кто ее написал? (Ребята отвечают, а Чипполино достает книгу «Чипполино» , Джари Радари). Я знаю, что у вас есть «Классная библиотека» и то, что многие из вас любят читать, поэтому я дарю эту книгу вам. Читайте обо мне и пишите письма. «А куда?» – спросите вы. Адрес прежний: Огородная Страна, Чипполино, а если забудете адрес, то отдайте письмо своей учительнице – она обязательно меня найдет. Поняли? (Да)

А теперь, ребята, давайте поиграем в мою игру.

Она называется «Гусеница». На 2-х тарелках лежит приготовленный лук, а на столе выбраны самые большие 2 луковицы. Два желающих ученика на скорость должны найти на тарелке луковицы разные по величине – от большой к маленькой . Побеждает тот ученик, который быстрее выложит «гусеницу». (Выходит два ученика и выкладывают «гусеницу» на время) Молодцы, ребята. А теперь я проверю , как вы знаете секреты кулинарии: говорите «ДА» если я произношу название тех блюд, в которые нужно добавлять лук во время приготовления пищи и «НЕТ», в которые лук не кладут.

Л У К

нужен не нужен
   

Названия блюд: борщ, тушеная капуста, зимний салат, компот, жареная картошка, кисель, щи, котлеты, каша манная, блины. Хорошо знаете ответы на мои вопросы, молодцы!.

Хозяйка: Ребята, какую ещё загадку вы знаете?

Ученик:

Всех круглее и краснее, он в салате всех вкуснее.
И ребята с давних пор очень любят …(хором – помидор)

Хозяйка: Ребята, а у кого на даче росли и созревали помидоры? (Поднимают руки) Где быстрее по вашему появляются плоды томатов – в теплицах или при выращивании в открытом грунте? (В парнике).

Ученик:

«Парник»
На даче у бабушки домик стоит,
прозрачною пленкою сверху накрыт.
Но бабушка с дедушкой в нем не живут,
в домике том помидоры растут.
Чтоб не случилось с погодой весной,
домик укроет и в холод, и в зной.

Сеньор Помидор: (Ходит по комнате, поглаживает себя по животу) – хвалится: – Да, да, я самый вкусный, самый сочный, самый ароматный, самый, самый …

Репа, Огурец, Лук читают по ролям стихотворение Помидор.

В огороде помидор взгромоздился на забор,
Притворяется негодник, будто сам он огородник!
Ай-ай-ай! Помидор! Стыд тебе и позор!
Возмутилась тетка Репа: – Это глупо и нелепо.
Ай-ай-ай! Помидор! Стыд тебе и позор!
Крикнул дядя Огурец: – безобразник! Сорванец!
Ай-ай-ай! Помидор! Стыд тебе и позор!
Огорчился старый Лук: – Не терплю подобных штук!
Ай-ай-ай! Помидор! Стыд тебе и позор!
Покраснел сорванец, устыдился, наконец,
И скатился, чин по чину, к огороднику в корзину.
Я. Бисехва

Сеньор Помидор: ребята, я не буду больше зазнаваться. А среди вас не бывает таких? (Нет) Я уверен, что нет. Да, все овощи важны и вкусны. Я предлагаю сыграть со мною в следующую игру, и в этом убедится. Мне нужен один желающий. Участнику игры завязывают глаза, а затем дают попробовать кусочки разных овощей: свежий помидор, соленый огурчик, вареную свеклу, картошку, горошек. Ребята вы должны узнать, что за овощ вам дали. (Выходит ученик и пробует овощи) Молодцы, вы хорошо знаете овощи на вкус.

Хозяйка: И ещё послушайте две загадки, которые загадают вам ребята.

  1. «Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло» (свекла) Правильно.

  2. «В темном тереме девица, наверху ее косица.
    Дернешь за косу плутовку и увидишь что? … (морковку)» Правильно.

Свеколка:Дорогие, ребята и взрослые! Я – Свеколка, внучка бабушки Свеклы. Ведь у моих родственников есть, о чем рассказать, есть свои овощные секреты. Самое главное – в свекле есть витамин С, который повышает сопротивляемость вашего организма и спасает вас от болезней.

Ученик:

«Свекла»
От дождя земля намокла, зайчик солнечный исчез,
Но живет на грядке свекла, набирает вкус и вес.
Может, звезды свеклу греют, потому что все сильней
Под лиловой кожей зреют кольца сахарные в ней.
В. Сабирев

2) Свеколка: Ребята, сегодня я хочу вас научить, как готовится самый витаминный салат. Как вы думаете, как называется этот салат? (Винегрет) Ведь свекла один из основных овощей, который добавляют в винегрет. Итак, может кто-то знает, какие овощи нужны при приготовлении винегрета? Если нет, то я вам буду показывать цветные полоски, а вы вспоминайте овощи такого цвета, которые надо взять для винегрета. (Свеколка показывает цветные полоски, а дети называют соответствующие овощи).

1) Морковинка: Свеколка, какие догадливые ребята в этом классе. А догадаются ли они, почему плод моркови ярко-красного, оранжевого света? Чем полезен для организма человека морковный сок? (Мы не знаем точно, но думаем, что в ней витамины) Правильно.

Морковь потому покраснела, что в ней есть каротин – вещество, которое окрашивает ее в оранжевый цвет.

В организме человека каротин превращается в витамин А. Это витамин роста. Витамин А – улучшает зрение. Каротин есть и в других овощах и фруктах желтого, оранжевого и красного цвета: в репе, красном перце, помидорах, апельсинах, мандаринах, хурме; но раньше всего каротин нашли в моркови.

Морковь в любом виде – свежем, пареном, вареном – полезна для всех. Она поддерживает организм в здоровом состоянии.

Ученик:

«Морковь нужна всем»
Люблю морковку! Вот она еще в комочках глины.
Лежит, нарядна и сочна – сплошные витамины!
Я даже приучил щенка морковку грызть для роста.
Она и для снеговика необходима просто.
В. Сабиров

Морковинка:

Помни это:
Лучше маленькая морковка,
Чем большая конфета!

Хозяйка: Помните, её не просто вырастить, много надо вложить старания, терпения, а главное умения, чтобы собрать хороший урожай, а иначе выйдет вот что.

Ученик:

«Вот так помогли»
Мы на даче помогать будем с братиком опять!
Только к грядке подошла – ой, крапива обожгла!
Больно мне, но я не плачу, мы работаем на даче.
Полем, полем по порядку. Разомлели от жары.
Оглянулись мы на грядку – ни морковки, ни травы.
З. Орлова

Хозяйка: ребята, а сейчас поиграем в игру «Репка» (Ребята встают из-за парты и стараются вытянуть репку)

Кто-то за кого-то ухватился цепко,
Ох, никак не вытянуть!
Ох, засела крепко,
Но еще помощники скоро прибегут,
Победит упрямый дружный общий труд.
Кто засел так крепко?
Может это … репка?

Хозяйка: Ребята, а как это было на самом деле, давайте вспомним сказку, где дед репку посадил и вырастил.

Ученик:

Красное лето,
Как ты скоротечно,
Вот и пришла созревания пора.
Дед проворчал:
«Как ты, бабка, беспечна, ну-ка скорей всех зови со двора!»
Дедка – за репку,
За дедом – старушка,
Внучка и Жучка,
И Кошка пришла,
Переглянулись.
Где мышка-норушка?
А вот и мышка тоже пришла. (Тянут-потянут, вытянули репку).

Хозяйка: Ребята, а что помогло героям сказки вытянуть репку (Слаженная, дружная работа). Да, правильно, а иначе нельзя в огородном деле, да и в любом деле то же. Правильно? (Да) Только вместе, только дружно и только слаженно, тогда будет толк.

Хозяйка: Вот и закончилось наше путешествие по Огородной Стране. Её жители рассказали самую малость, но они надеются, что наши встречи ещё впереди. А сейчас все в поезд. Вас ждут дома и, чтобы вы о нас не забывали мы дарим вам томатный сок и желаем, чтобы и соки, и овощные блюда были у вас на столе каждый день. Будьте здоровы, наши маленькие друзья! (До свидания)

Учитель: Ну, что, ребята, вот мы и вернулись в класс из нашего сказочного путешествия. Оно вам понравилось. (Да) А, что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей) Кто не успел поделиться своими впечатлениями – нарисуйте или напишите новые сказки. Ведь до этого путешествия многие из вас уже сочиняли сказки о жителях Огородной Страны и мы их читали в классе. Теперь, я думаю, что нам ещё захочется сочинить что-то новое: и о её Хозяйке, и о путешествии, да и просто не забудьте написать письма её жителям и мы попросим Почтальона Печкина их отправить, а затем будем ждать ответы. Спасибо всем за путешествие. Попрощаемся с нашими гостями и подарим им на память брошюру: «Хозяйке на заметку», чтобы они тоже иногда вспоминали наше путешествие и скажем им «До свидания!»