Урок по природоведению в 4-м классе "Лес и человек"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • дать учащимся представление о лесе как помощнике человека, о роли леса в природе;
  • закрепить знания учащихся по теме «В зоне лесов»;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: таблицы («Лес и человек», «Количество выделяемого кислорода лесами разных видов», «Раннецветущие растения», «Лекарственные травы», «Лес в разные времена года», «Съедобные и ядовитые грибы»); репродукции картин И.Шишкина;, карта «Природные зоны России».

Ход урока

1. Эмоциональный настрой

Есть у меня зелёный друг,
Весёлый друг, хороший.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес)

– Леса России… Широко раскинулся на карте нашей страны океан лесов (показ на карте). Плещутся в этом огромном океане белоствольные берёзки, тёмные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является лес.

2. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня мы будем говорить о зелёном друге и его значении в жизни человека. Нет на земле человека, чья жизнь так или иначе не была бы связана с лесом, жизнью дерева.

3. Этап усвоения новых знаний

– Кто из вас, дети, любит бывать в лесу? Почему?
– Посмотрите вокруг себя. Что нам дал лес?

(Работа по таблице «Лес и человек)

4. Беседа-рассказ с опорой на знания учащихся

– А теперь войдём в лес. (Показ иллюстрации «Лес и человек») Приложение 1, слайд 1

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?

Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои.

– Ой, осторожно, смотрите под ноги. Как красивы эти весенние цветы! (Таблица «Раннецветущие растения»)
– Какие растения видите на картине?
– Что вы знаете о них?

(Ученики отвечают, учитель дополняет их ответы: все раннецветущие растения – медоносы, используются при простудных заболеваниях)

– А вот мы видим группу очень интересных растений. Как вы думаете, почему они изображены на одной поляне? (Все они – лекарственные)
– Какие ещё лекарственные растения вы знаете?
– При каких заболеваниях их используют?
– Как нужно собирать лекарственные растения?

5. Отгадывание загадок о грибах. Викторина «Знаешь ли ты грибы»

– Ребята, мы с вами не в простом лесу, а сказочном. Посмотрите, кто это идёт? (Выходят дети в костюмах грибов)
– Да это же грибы! Они ожили. Давайте отгадаем, какие это грибы.

Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
(Белый гриб)

Не спорю, не белый –
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще. (Подберёзовик)

Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой.
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)

Нет грибов дружней, чем эти.
Знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)

– На какие две группы можно разделить грибы? (Съедобные и несъедобные.)

6. Работа в группах. Составление памятки «Правила сбора грибов»

– Приходилось ли вам собирать грибы в лесу?
– Какие правила сбора вы соблюдали?
– Составьте памятки для начинающих грибников.

7. Сообщения ранее подготовленных детей

– Мы встретились с растениями двух нижних ярусов. А что относится к верхнему ярусу: первому и второму? (Деревья и кустарники.)
– Сейчас ребята расскажут о некоторых деревьях и кустарниках. Слайды 2–7

КЛЁН. Древесина клёна очень крепкая, поэтому используется для изготовления мебели. Её широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении. Кларнеты и флейты, из которых извлекают нежные мелодии, тоже сделаны из клёна. Это одно из лучших деревьев для озеленения городов.

ОСИНА. Об осине ходят разные слухи. Страшно становится в осиновом лесу, потому что шелест листьев напоминает чей-то шепот. Как будто ходит за тобой кто-то. Всё потому, что листья очень подвижны и колеблются даже при очень слабом движении воздуха. В народе даже сложилась поговорка: «Дрожит, как осиновый листок». Но сколько полезного даёт человеку осина. Из её древесины производится всемирно известная продукция Хохломы, а также спички, лодки. Дома из осины стоят более 50 лет. Используется дерево и в народной медицине. Почки и листья обладают противовоспалительным и потогонным действием.

ЛИСТВЕННИЦА. Королевой сибирских лесов называют люди лиственницу. Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю. Древесина этого дерева не знает износу. Знаете ли вы, что внутренние детали Кремля сделаны из лиственницы и служат по 400-500 лет. 25 веков пролежали изделия из лиственницы в алтайских курганах, пока археологи не нашли их. Это прекрасный строительный материал. Древесина лиственницы не гниёт, а со временем становится ещё твёрже и как бы каменеет.

ДУБ. Мощь и величественная красота дуба привлекает всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шёл на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют её в вагоностроении и судостроении. Кору применяют в кожевенном деле и медицине. Если положить несколько листочков дуба в банку с солёными огурцами, они станут крепкими, хрустящими.

БЕРЁЗА. Полюбилась русскому народу белоствольная красавица. Из берёзы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. Она даёт лучшее топливо. А берёста? Это же готовая природная бумага. Почки берёзы используют для лечебных целей. Сколько стихов, песен сложено о берёзе.

ЛЕЩИНА. Этот кустарник – лещина. Древесина идёт на различные поделки. Орехи употребляются в пищу, используются в кондитерской промышленности и для производства масла.

– А знаете ли вы, что долгожителями растительного мира считается американская секвойя и мексиканский кипарис? Отдельные деревья кипариса достигают возраста

6000 лет. Наш дуб растёт до 2 000 лет. Австралийский эвкалипт достигает в высоту 150 метров. Это самое высокое дерево в мире. Слайд 8

8. Совместный поиск решения проблемных ситуаций

– Эти деревья (учитель показывает ель и сосну) Слайд 9 знакомы нам с детства. Вместе с ними на Новый год к нам приходит сказка. Сумрачно в еловом лесу и верится, что именно здесь живут герои сказок: Баба Яга, Кощей Бессмертный.

(Входят Баба Яга и Кощей.)

Кощей: Да, да, правильно, там мы и живём.
Баба Яга
: И ещё долго жить будем.
Учитель: Вы бы поздоровались сначала.
Кощей: Здорово, милая. Здорово, дорогие.
Учитель: А почему вы думаете, что ещё долго жить будете? Ведь в сказках все стараются от вас избавиться.
Баба Яга: Мы теперь умные, в школе учимся. Всё знаем.
Учитель: И что же, например?
Кощей (детям): Вы вот угадайте. Без чего нельзя прожить и минуты? А вот попробуйте не дышать. Раз, два, три – не дышите. Долго продержались?
Баба Яга:
Ой, не могу больше! Не хватило мне …знаете чего? За сутки каждый из нас вдыхает 17 кг чистого воздуха. Но ещё больше потребляет кислорода легковой автомобиль. За 1000 км пробега он загрязняет столько кислорода, сколько хватило бы одному человеку на целый год.
Кощей
: А знаете, откуда кислород берётся? (Дети отвечают). Да, в лесу много разной растительности, а листьев ещё больше. Вот эти-то листья и являются фабриками кислорода.
Баба Яга: Вот, вот. Если бы не было листочков, мы бы уже померли давно. Всем известно, что осенью хорошо дышится там, где много зелени, то есть, в лесу. Поэтому я и Бессмертный дышим только свежим, чистым воздухом. Теперь поняли, почему мы ещё долго жить будем?

Учитель: О чём же, ребята, вы узнали от Бабы Яги Кощея? (Лес выделяет кислород.)
– Определите по таблице, какой лес больше всего выделяет кислорода. Слайд 10

1 га леса Количество выделяемого кислорода в год, кг
Дубовый лес 830
Берёзовый лес 725
Осиновый лес 575
Еловый лес 500

Экологическая задача: Человеку в сутки необходимо примерно 20 кг чистого воздуха. Сколько килограммов потребляем за год?

(20 х 365 = 7300 кг)

– Леса – «лёгкие нашей планеты». Много лет люди нещадно эксплуатируют их. В Приморье и Хабаровском крае в результате хозяйственной деятельности человека уничтожено 1\5 часть лесов. Слайд 11

– Какие же мероприятия необходимы для сохранения лесов?

9. Физкультминутка

В лесу темно, все спят давно.
Одна сова не спит: летит, кричит.
Совушка – сова, большая голова,
На суку сидит, головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит.

10. Знакомство с животным миром лесов

– Лес – это жилище для животных. Какие животные живут в лесу?
– Что вы знаете о жизни зверей и птиц?

(Выходят дети в шапочках птиц, летучей мыши) Слайды 12–16

  • СИНИЦА за сутки съедает столько насекомых, сколько вести сама.
  • КУКУШКА за лето съедает до 2700 крупных гусениц, майских жуков.-Многие птицы – санитары.
  • ВОРОНЫ, ГАЛКИ, СОРОКИ, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности.
  • СОВА за год уничтожает 1000 грызунов, спасая тонны хлеба.

– Когда мы хотим рассказать о наших друзьях – животных, в первую очередь называем птиц. А вот о летучих мышах никогда не говорим.

  • ЛЕТУЧИЕ МЫШИ очищают местность от малярийных комаров. За 1 час уничтожает 160–170 малярийных вредителей.

11. Обсуждение правил поведения в природе

– Вот идёт кто-то нам навстречу. Это лесник. (Выходит лесник и рассказывает о том, какой вред может нанести лесу человек. Пожар – самое худшее из всех зол) Слайд 17

Лесной пожар

Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра,
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры, впереди поляны
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес вошёл,
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
(Вадим Шефнер)

– Какой огромный ущерб может нанести человек лесу?
– Чтобы этого не случилось, нужно не только знать правила поведения в лесу, но и соблюдать их.

12. Лес в произведениях искусства

– Лес – источник эстетических впечатлений и вдохновений человека. Художественные полотна И.И.Шишкина, музыка П.И.Чайковского, стихи А.С.Пушкина, И.А.Бунина и других, конечно же, были созданы под влиянием красоты леса.

а) чтение учителем отрывков из стихотворений

Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный…
(И.Бунин)

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
(С. Никулин)

Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство любимой страны.
Все деревья в нём, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
(В. Рождественский)

б) краткая беседа по репродукциям картин. Слайд 18

13. Подведение итога урока

– Что узнали нового, интересного о лесе?

– Давайте жить так, чтобы над головой радостно шумел лес, над полянами весело порхали разноцветные бабочки, в кроне деревьев звенели птичьи голоса.

Эту истину знаю отроду
И её никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою.

Использованная литература:

Журнист Л.А. Чудо-листья.– Журнал «Начальная школа», 1992, №2.