Урок геометрии в 8-м классе "Царство четырехугольников"

Разделы: Математика


Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: Урок-игра

Методы урока: проблемно - поисковый, групповой

Средства: опорные конспекты, презентация PowerPoint

Задачи урока:

  • создать условия для развития умений обобщать, анализировать, абстрагировать и конкретизировать свойства четырёхугольников и отношения между ними;

  • создать условия для развития умений работать индивидуально, в группе, умения защиты результатов работы в группе;

  • создать условия для развития умений оценивать результаты своей работы на уроке, регулировать и контролировать свои действия.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, чертежные инструменты.

Раздаточный материал: индивидуальные домашние тесты, комплект параллелограммов разных размеров; дифференцированное домашнее задание.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка уровня усвоения материала;

3. “ Встреча с параллелограммом” (определение вида фигуры, исследовательская работа). Подведение итогов;

4. “ В гостях у прямоугольника” (решение задачи).

5. “Загадка ромба” (физкультминутка)

6. “Желания квадрата” (самостоятельная работа)

7. Подведение итогов урока. Басня “Ученый кот”

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие учителя. Подготовка учащихся к работе. Настрой на урок. Учитель задает вопрос: “Какая фигура лишняя на экране?”, после чего учащиеся записывают тему урока “Четырехугольники”

2. Проверка домашнего задания. Учащиеся заполняются контрольные листы по результатам домашнего теста (2 варианта). Вопросы теста сформулированы таким образом, что предполагается 2 варианта ответа “да” или “нет”. Например: верно ли утверждение: если в четырехугольнике диагонали взаимно перпендикулярны, то это ромб? Всего в тесте 12 подобных вопросов, охватывающие определения, свойства и признаки трапеции, параллелограмма, прямоугольника, роба, квадрата. Здесь же ведется обсуждение некоторых вопросов.

В итоге должно получиться название игры “Царство четырехугольников”. Учащиеся заполняют контрольный лист(см.Презентация 1)

3. “Встреча с параллелограммом”. Учащиеся работают в группах по 4 человека, выполняют задание “от Параллелограмма”: Определить тип фигуры, ограниченной биссектрисами параллелограмма не пользуясь инструментами. ” Исследовательская работа. У каждой группы на столах несколько видов параллелограммов. (С помощью сгибов).

Подведение итогов. Учащиеся доказывают, что получившаяся фигура прямоугольник.

4. “В гостях у прямоугольника”. Решается задача “от Прямоугольника” на определение фигуры, получившейся после последовательного соединения середин сторон прямоугольника. Ученик проводит построение на интерактивной доске и решает задачу, ученики записывают решение в тетрадь. Ромб искомая фигура.

5. “Загадка ромба” (физкультминутка).

Во время загадки учащиеся выполняют “просьбу Ромба”: Если Вы услышите слово РЕКА, то начнете раскачиваться в разные стороны; когда услышите слово ГОРА потянетесь вверх, поднимая руки, а если услышите – МОСТ, то кончиками обуви потопаете по полу

Как-то раз собрались все четырехугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: "Давайте отправимся все в царство четырехугольников. Кто первым придет, тот и будет королем." Все согласились. И рано утром все отправились в далекое путешествие. На пути им встретилась река, которая сказала, что переплывут ее только те, у кого диагонали пересекаются и делятся пополам. Часть четырехугольников осталась на берегу, а остальные переправились и пошли дальше. Но вскоре на пути им встретилась гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого диагонали равны. Несколько путешественников осталось у горы, остальные продолжили путь. Дошли они до обрыва, где был узкий мост. Мост поставил условие, что пропустит только тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. В итоге по мосту прошел только один четырехугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем. Кто стал королем четырехугольников?

6. “Желания квадрата” (самостоятельная работа).

“Квадрат” предлагает ребятам решить дифференцируемую самостоятельную работу по трапеции. Ученики решают одну из трех задач и записывают ее решение на контрольных листах.

7. Подведение итогов урока. Басня “Ученый кот”

УЧЕНЫЙ КОТ

(басня)

К. Анкундинов

У кошки маленький котеночек подрос.
      — Как дальше быть? — возник вопрос.
      Ловить мышей — такая штука,
      Что тут нужна теперь наука.
      Решила мать, что впору
      Послать котенка в школу,
      И вот за партой в классе
      Сидит пушистый Вася...

С усердием большим, как наказала мать,
      Принялся кот науку постигать.

Он изучил до тонкости по темам
      Строение мышей (по графикам и схемам).
      Их чучела изготовлял из тряпок
      В кружке “умелых лапок”.
      Решал, едва не плача,
      Он про бассейн задачу.
      (Сколь выльется сметаны,
         когда открыты краны.)
      Был в геометрии как дома,
      Знал доказательств остроту;
      Тригонометрия знакома
      Была прилежному коту.

      И через десять лет, науками богат,
      Понес домой наш кот из школы аттестат...
      В то время у какой-то горки
      Мышонок вылезал из норки,

В то время у какой-то горки
      Мышонок вылезал из норки,

Хоть Васька изучал мышиный род по книгам,
      Исконного врага узнал он все же мигом.

Но как его схватить?
      Нельзя же прыгнуть сразу!
      Тут надо применить
      Научных знаний базу...

Вот неизвестного мышонка
      За икс он принял очень тонко.
      Затем в системе CGS
      Нашел его удельный вес.
      v — скорость, ускоренье — а.
      (А брызги сыплются с пера!)
      По теореме Пифагора
      Он путь нашел довольно скоро;
      Привел ответы, глядя в книгу,
      К логарифмическому виду;
      Вписал последнюю строку
      И приготовился к прыжку...
      Пока ученый кот над уравненьем бился,
      Мышонок-неуч в норке скрылся.

 Запомните, друзья, соль истины такой:
      Теория мертва без практики живой.

Вариант №1

Верно ли утверждение?

  1. Любой квадрат является ромбом
  2. Любой прямоугольник является квадратом.
  3. В ромбе диагонали равны и взаимно перпендикулярны.
  4. Если в трапеции углы при основании равны, то она равнобедренная
  5. Если в параллелограмме диагонали равны, то он является квадратом.
  6. Если в четырехугольнике диагонали взаимно перпендикулярны, то этот четырехугольник ромб.
  7. Любой прямоугольник является параллелограммом.
  8. Если в четырехугольнике две стороны параллельны, то он трапеция.
  9. Сумма углов при соседних вершинах параллелограмма равна 1800.
  10. Прямоугольник это четырехугольник, в котором два угла прямые и две стороны равны.
  11. Ромб это четырехугольник, в котором диагонали взаимно перпендикулярны и точкой пересечения делятся пополам
  12. Если в четырехугольнике диагонали равны, то он прямоугольник.

Вариант №2

Верно ли утверждение?

  1. Если в параллелограмме диагонали равны, то он является квадратом.
  2. Любой квадрат является ромбом.
  3. Ромб это четырехугольник, в котором диагонали взаимно перпендикулярны и точкой пересечения делятся пополам.
  4. Если в четырехугольнике диагонали взаимно перпендикулярны, то этот четырехугольник ромб.
  5. Диагонали ромба являются биссектрисами его углов.
  6. В ромбе диагонали равны и взаимно перпендикулярны.
  7. Ромб это четырехугольник, в котором диагонали взаимно перпендикулярны и точкой пересечения делятся пополам
  8. Если в трапеции углы при основании равны, то она равнобедренная
  9. Если в четырехугольнике две стороны параллельны, то он трапеция.
  10. Любой прямоугольник является квадратом.
  11. Если в четырехугольнике диагонали равны, то он прямоугольник.
  12. Сумма углов при соседних вершинах параллелограмма равна 1800.