Урок во 2-м классе "Имя прилагательное как часть речи"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • дать представление об имени прилагательном как части речи;
  • обогатить словарный запас учащихся;
  • развивать устную и письменную речь;
  • развивать интерес к родному языку;
  • использовать субъектный опыт учащихся;
  • развивать навыки сотрудничества при работе в группах.

Оборудование урока:

  • АРМ учителя;
  • Презентация по теме.

План урока:

  • Организационный момент.
  • Чистописание.
  • Словарная работа.
  • Подготовительный этап к введению понятия “имя прилагательное”.
  • Введение понятия “имя прилагательное”.
  • Физкультминутка.
  • Работа в тетради.
  • Работа в группах.
  • Подведение итогов урока.
  • Домашнее задание.

Литература:

  1. Т. Рик “Доброе утро, имя прилагательное”.
  2. http://www.fotki.yandex.ru

1. Организационный момент.

– Приветствие

– Запись числа в тетради

– Ребята, сегодня на уроке нас ждет много интересных открытий. Посмотрите на план нашего сегодняшнего урока. Кто согласен с планом работы? (Приложение) (Слайд 1)

2. Чистописание.

– Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву Оо. Какой звук обозначается буквой о? Дайте характеристику звуку о.

“Букву о мы пишем часто:
В слове гром, и в слове солнце,
В Ольге, в озере, в оконце.
Будь внимателен, смотри-
Букву о не пропусти!”

3. Словарная работа.

– В следующей нашей работе необходимо быть очень внимательным и поставить букву о только в те слова, в которых она необходима.

М…рковь, р…машка, чел…век, обл…ко.

– В каких словах потребовалось написание буквы о ?
– В каком слове нас поджидала “ловушка?”

4. Подготовительный этап к введению понятия “имя прилагательное”.

– Посмотрите на доску. Я изобразила наши словарные слова с помощью рисунка. Это что? (Слайд 2)

– Была просто морковь. Ничего особенного. Морковь как морковь. Пришел художник и раскрасил ее. Какая теперь морковь? (Слайд 2)

– А это что? (Слайд 3). Художник и ее раскрасил. Какая теперь ромашка? (Слайд 3)

– Это кто? (Слайд 4) Художник и го преобразил. Опишите человека, какой он? (Слайд 4)

– Это что? (Слайд 5) Какое оно?

– Ребята, посмотрите как изменились наши предметы. Что появилось у всех наших предметов? Как можно сказать одним словом?

– По признакам, ребята, можно догадаться, о каком предмете идет речь.

– Давайте вместе попробуем отгадать предмет по его признакам. Готовы?

а) Зеленая, пушистая, душистая, колючая…
б) Высокое, зеленое, ветвистое…

Молодцы, у вас получилось по признакам определить предмет.

5. Введение понятия “имя прилагательное”.

– Ребята, слова, которые обозначают признак предмета, называются именами прилагательными. (Слайд 6)

– Запишите эти новые понятия в тетрадь.

– А как вы думаете, почему эти слова назвали прилагательными?

– Прилагательное прилагается к существительному. Оно объясняет, какое это существительное, какой это предмет. Давайте вспомним, какие вопросы мы задавали, когда раскрашивали предметы.

Морковь (какая?)
Ромашка (какая?)
Человек (какой?)
Облако (какое?)

На какие же вопросы отвечают имена прилагательные? Запишем в тетрадочку.

6. Физкультминутка

– Славно, славно потрудились,
Пришло время отдохнуть.

7. Работа в тетради.

– Сейчас будем работать в тетрадях. Я вам буду называть предмет, а вы попробуйте его описать по определенному признаку.

а) Земляника (какая?)….,….,….-по вкусу
б) Яблоко (какое?)….-по форме
в) Девочка (какая?)….,… .-по характеру

Проверяем, какие же признаки вам удалось подобрать.

– Посмотрите в своей тетрадочке на памятку, которую мы вместе составили. Что нового узнали сегодня на уроке?

– Послушайте внимательно стихотворение об именах прилагательных.

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить:
Вот громкий стук, вот синий шар,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий мяч, вот острый меч,
Весенний сад, родная речь!

– Понравилось стихотворение? Какие имена прилагательные помогли существительным стать “веселее?”

8. Работа в группах

(Учащиеся самостоятельно выбирают группу, в которой хотят работать; перед делением учащихся на группы учитель озвучивает степень сложности задания, с которым будет работать каждая группа; количество мест в каждой группе ограничивается; время на выполнение задания озвучивается учителем перед началом работы; после проверки, выполненной работы, учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность.)

Группа 1 (**)

– Найдите “лишнее” слово в каждой строке, обоснуйте свой выбор.

Белый, холодный, снег, искристый.
Волнистый, быстрый, спит, морозный.
Добрая, красивая, прекрасная, соленое.

Группа 2 (*)

(Картинка торта, ниже записаны имена прилагательные.

– Выберите из этих прилагательных те, которые относятся к торту. Смотрите не ошибитесь, а то торт разом станет несъедобным.

Торт (какой?) сладкий, сдобный, кислый, синий, пышный, горький, красивый, резиновый, бисквитный, смешной, свежий, глупый, вкусный, ягодный, деревянный, большой, праздничный, зеркальный, круглый, кривой, пыльный.

Группа 3 (**)

– Найдите в тексте имена прилагательные. Подчеркните их волнистой линией.

В небольшом лесу, недалеко от нового микрорайона Москвы, на светлой солнечной полянке растет могучий дуб. Заботливые мамаши приводят на милую полянку разных мальчиков и девочек: худых и толстых, быстроногих и медлительных, шумных и тихих…

Группа 4 (*)

– Соедините имена прилагательные с именами существительными, к которым они относятся.

золотая яблоко
пушистая ель
усатые день
солнечный осень
вкусное кошки

Группа 5 (***)

(Творческая работа.)

– В этой сказке вовсе нет прилагательных, а есть пропуски, которые можно заполнить любыми прилагательными.

На …… планете жили…… человечки, у них были ……… глаза, …… волосы, …… уши. Зато очень …… характер. Домики у человечков были …… , с …… крышами. Возле каждого домик сидела …… собачка. Собачки на этой …… планете были вместо кур, потому что ……домики охраняли ……… дракончики и ………страусы.

9. Подведение итогов урока.

– Сейчас я раздам вам листочки, на которых вы попробуете описать свои чувства на сегодняшнем уроке.

Мне было_________ на уроке.
Я работал(а) с _____________ настроением.
Мне было сложно, когда ____________________.
Сегодня на уроке я заслужил(а) отметку _____.

– Спасибо за урок. Для меня очень важно ваше мнение об уроке и о тех чувствах, которые вы испытываете.

10. Домашнее задание

  1. Повторить памятку об именах прилагательных.
  2. Придумать устно окончание сказки о человечках (по желанию).