Интегрированный урок во 2-м классе по русскому языку и чтению

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Закрепить знания учащихся по умению применять изученные правила на практике.
  2. Формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
  3. Учить работать в пара, группах..
  4. Совершенствовать речевые умения, развивать образную речь.
    Прививать интерес к чтению.
  5. Обобщить знания детей по изученным произведениям А.С.Пушкина.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, поэма А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”, метла, сито, прялка, мед, рог, яблоко, коробка с призом, карточки, жетоны, перо, чернильница с чернилами, кроссворд.

Ход урока

Сегодня мы с вами посвятим урок русского языка и чтения великому русскому поэту А.С.Пушкину.

Строчки стихов А.С.Пушкина поведут нас в страну его творчества. Кого только не встретим на этих неведомых дорожках! И гордого Гвидона, и белую Царевну Лебедь, и бойкого Балду, и чародея Черномора, и славного Руслана и красавицу Людмилу. Эти удивительные герои приготовили для вас, дорогие дети, интересные задания. Слова, написанные много лет назад рукой великого поэта, вы постарайтесь, пожалуйста, выразительно прочитать, грамотно написать. А для того, чтобы выполнить работу без ошибок, вам нужно вспомнить все правила, изученные в 1–2 классах. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас был очень внимателен, очень старателен и тактичен по отношению друг к другу и гостям. Итак, мы отправляемся по тропинке правил с героями произведений А.С.Пушкина в удивительную страну его сказок и стихов.

Путешествуя, мы должны добраться до этой волшебной коробки, в которой находится главный приз. (Над доской расположены пустые кадры диафильма.) Путешествуя по тропинке, вы должны составить диафильм. В пустые кадры – домики вы постарайтесь поселить всех героев произведений А.С.Пушкина, которые встретятся нам на сказочной тропинке.

1. Задание от Елисея.

1). Учитель показывает картину, на которой изображен Елисей. (Дети должны отгадать, кто изображен на картине? Из какой сказки?)

Елисей задает вопрос:

Какие слова пишутся с большой буквы? (Дети отвечают)

Словарный диктант.

Руслан, Людмила, Наташа, собака, Соколко, князь Гвидон, Елисей, Черномор.

(Объяснить правописание каждого слова.)

Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием. Поселите героя в домик.

(Героя селят в первый пустой кадр диафильма.)

2). Учитель показывает картинку, на которой изображен Петушок. (Дети отгадывают, из какой сказки).

Петушок задает вопрос:

Какое надо знать правило, чтобы правильно написать безударную гласную?

Детям даны карточки, на которых написаны строки из сказок.

Задание от Петушка.

Вместо точек надо вставить букву. Доказать почему?

…ц..рица злая (о,а)
…зеркальце вз..ла (е,я)
Есть высокая г..ра (а,о)
В ней глубокая н..ра (о,а)

Когда задание выполнено, учитель задает вопрос: из какой сказки эти строки?

Молодцы! Умники!

3). Путешествие по сказочной тропинке продолжается и встречается Балда. Учитель спрашивает: из какой сказки пришел этот герой и как его зовут?

Прекрасно! Умницы!

Задание от Балды:

Какое правило надо знать, чтобы правильно написать в словах мягкий разделительный знак?

Приведите, пожалуйста, примеры из стихотворения А.С. Пушкина “Унылая пора!” (Дети называют слова)

На партах у детей лежат буквы. Из них нужно составить слова с мягким разделительным знаком.

(ч о ь в а е р н о) очарованье
(е в ь у а д я н) увяданье
(ь е д ы а х и ) дыханье

Словесная похвала.

Прекрасно справились с заданием.

4). Путешествие продолжается. Кого же мы встретим следующего? Появляется чародей Черномор:

– Из какой сказки?
–Как зовут героя?

Молодцы!

Задание от Черномора:.

Назовите части речи. (Дети называют части речи.)

На доске написано предложение.

Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед.

Задание:

  1. Дети читают предложение.
  2. Из какого произведения?
  3. Учитель называет слово. Дети, пользуясь абаком, показывают часть речи.
  4. Предложение записать, подчеркнуть главные и второстепенные члены.

Отлично! Молодцы!

5). Путешествие продолжается, появляется князь Гвидон:

– Из какой сказки?
– Как зовут героя?

Молодцы!

Задание от князя Гвидона:

1. Какое правило надо знать, чтобы правильно написать парную согласную в корне?

Молодцы!

(На доске написано четверостишие, дети должны вставить пропущенные слова и объяснить их правописание.)

Наша ветхая ….(лачу..ка)
И печальна и темна.
Что же ты моя, (стару..ка)
Приумолкла у окна.

2. Из какого стихотворения это четверостишие?

3. Кому посвятил А.С. Пушкин эти строки?

4. Кто бы хотел прочитать?

(Дети по желанию читают стихотворение.)

Прекрасно! Молодцы!

6). Путешествие продолжается. Учитель показывает картину, на которой изображена тройка лошадей, одиноко бегущая по пустынному заснеженному полю. Появляется царевна Лебедь и задает вопрос: строки какого стихотворения так и просятся к этой картине? (Дети должны ответить.)

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит.
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Задание от царевны Лебедь.

1. Из какого я произведения?

2. Назвать и подчеркнуть главные члены предложения.

(Словесная похвала!)

Молодцы! Умницы!

7). Дети путешествуют по сказочной тропинке и встречают ученого кота. (обязательно назвать из какого произведения пришел герой?)

Задание от кота.

1. Какое время года любил А.С.Пушкин?
2. Какие стихи посвятил осени?
3. Кот начинает строку, а дети должны закончить:

Учитель:
 
На печальные поляны –
И ель сквозь иней –
Дети.
 
льет печально свет она
зеленеет

4. Найдите глагол и сделайте фонетический разбор. Словесная похвала: Молодцы! Прекрасно!

8). Путешествуя дальше, дети встречают царя Салтана. (Называют из какого произведения.)

 

1. Буря
2. Мглою
3. Крутя
4. Кроет
5. Снежные
6. Завоет
1. Вьюга
2. Злилась
3. Бледные
4. Пятно
5. Мрачное
6. Ель
1. Данью
2. Ручьями
3. Улыбкой
4. Ясное
5. Из кельи
6. Восковой

Задание к тесту:

1. Выписать имена прилагательные.
2. Выписать глагол.
3. Выписать имена существительные.
4. Из какого произведения взяты эти слова?

9). Путешествие продолжается. Встречается Баба Яга.

Она задает вопрос: Из какого произведения деточки я к вам пришла?

(Дети работают в парах.)

Каждой паре раздаются карточки, на которых написаны слова. Нужно внимательно прочитать слова и восстановить дословно текст.

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том.

Задание Бабы Яги:

После того, как дети восстановили текст, задаются вопросы.

1. Из какого произведения эти строки?
2. Если в этом предложение слова, которые нельзя перенести?
3. Почему нельзя перенести?
4. Доказать.

Словесная похвала: Молодцы!.

10) Путешествие продолжается, встречается царь Дадон.

– Из какой сказки пришел герой?

Задание царя Дадона.

(Дадон достает предметы : веретено, спицы, прялку, колокольчик, мед, рог, яблоко.)

  1. Как узнать сколько слогов в слове?
  2. Найдите существительные, в которых 3 слога?

1. Веретена.
2. Спицы.
3. Колокольчик.
4. Прялка.
5. Мед.
6. Рог.
7. Яблочко.

– Из какого произведения эти слова?

Словесная похвала: Прекрасно! Молодцы!

11) Путешествуя дальше, дети встречают старуху из сказки “О рыбаке и рыбке”. Из какой сказки героиня?

Задание от старухи:

– Как пишется чк, чн, жи, ши? Как правильно написать в слове безударную гласную?
– Согласны ли вы с написанием данного предложения?
– Если нет, то почему?
– Ошибки исправить.
– Предложения записать в тетрадь.

1. Наташа их (не) слышыт.

Дражыт и еле дышыт.

2. И речка подо льдом блисит .

3. Прихдила ласточька – дваряночка.

Предложения написаны на доске.

12). Путешествие продолжается, происходит встреча с Татьяной Лариной. Из какого произведения героиня?

Задание от Татьяны.

1. Как перенести слова с двойными согласными.

2. У детей на карточках написаны строки из произведений А.С. Пушкина с пропущенными словами.

3. Вставить слова и разделить для переноса.

–Да понадеялся он на ………. авось

русский

– Сбежали мутными ручьями на (……………) луга.

потопленные

Слова похвалы: Молодцы!

На что понадеялся поп? Понадеялся он на русский авось.

Как вы понимаете “русский авось”?

13. Выполнили все задания и добрались до чудесной коробки. Но прежде, чем открыть, мы с вами должны выполнить еще одно задание:

Закройте глаза.

Заходят поп, поваренок, комар.

1. Из какого произведения эти герои?
2. Докажите строками из произведений.
3. Гости предлагают детям отгадать кроссворд.
4. Чем писали во времена А.С.Пушкина?

Во времена Пушкина писали гусиными перьями. (Ответ детей). Сегодня мы с вами попробуем отгадать кроссворд. Запишите ответы в пустые клеточки, пользуясь новой ручкой – гусиным пером. Дети отгадывают кроссворд, записывая чернилами гусиным пером.

Итог.

14. После того, как кроссворд разгадан, дети открывают волшебную шкатулку, в которой лежит чудесная книга А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”. Подготовленная ученица делает рекламу, показывает иллюстрации, рассказывает.

15. Итог: Учитель предлагает закончить фразу: “ Я сегодня на уроке…..”

16. Рефлексия.

Кроссворд.

  1. Колдун в поэме “Руслан и Людмила”?
  2. Королевич, ожививший мертвую царевну?
  3. Коварная сватья баба…..?
  4. Царь, которому царица родила богатыря?
  5. Работник попа и попадьи?
  6. Князь, владыка острова?
  7. Царь, который, над златом чахнет?
  8. Царь, обладатель золотого петуха?