Урок окружающего мира. 3-й класс. Тема: "Охрана растений"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: комбинированный.

Цель урока: помочь учащимся понять, что нужно делать для сохранения удивительного мира природы.

Задачи:

Образовательные:
– показать значимость растений в жизни человека;
– формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений;
– закреплять нормы и правила поведения в природе, воспитывая бережное отношение к растениям;
– обогатить личный опыт учащихся примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;
– познакомить учащихся с Красной книгой

Развивающие:
– познакомить учащихся с Красной книгой;
– развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы.

Воспитывающие:
– воспитывать бережное отношение к природе.

Методы и методические приемы: беседа, рассказ учителя, использование художественных текстов (стихотворений), сообщения учащихся, экологические знаки, иллюстрации растений “Красной книги”, тестирование учащихся, проблемные ситуации.

Средства обучения:
– Красная книга республики Бурятия;
– Презентация редких растений (ковыль, кувшинка, лилия кудрявая и др.);
– Знаки правил друзей природы;
– учебник А.А.Плешакова “Мир вокруг нас”, рабочая тетрадь № 1;
– маски с изображением растений.

Ход урока

I. Организационный момент:

– На протяжении нескольких уроков мы с вами вели разговор о растениях: об их разнообразии, строении, размножении и развитии. Сегодня нам предстоит изучить еще одну тему, посвященную миру растений. Но сначала вспомним предыдущий материал.

II. Проверка домашнего:

1. Что такое опыление? (Перенос насекомыми пыльцы с цветка на цветок.)
2. Назови насекомых-опылителей. (Пчелы, шмели, бабочки.)
3. Для чего необходимо опылять растения? (Для размножения, так как из опыленных растений развивается плод и семена.)
4. Назови плоды растений, которые путешествуют с помощью ветра. (Плоды клена, липы, березы, одуванчика.)
5. Кто тоже помогает распространению растений? (Животные и человек.)
6. Что нужно для прорастания семени? (Тепло, вода, воздух.)

III. Объявление темы:

– Почему многих растений, несмотря на то, что они размножаются, становиться все меньше? Люди рвут растения ради красивых цветков, вытаптывают. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит и потомства.

– Что надо делать, чтобы растений не становилось меньше? (Охранять растения.)
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Об охране растений.)
– Да, сегодня на уроке мы поговорим об охране растений.

На Земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.

IV. Работа над новым материалом.

1. Значение растений для животных и человека.

– Как хорошо, что на свете есть растения! Без растений не было бы жизни на нашей планете. Какое значение имеют растения для животных? (Кислород, убежище, пища, лекарство.)
– А для человека? (Кислород, пища, лекарство, ткань, древесина.)
– К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений.

Приведите примеры, как это происходит (ответы детей).

– Какие правила можно вывести?

Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из растений, которые выращены человеком.
Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
Не разоряй птичьи гнезда.
Не обижай насекомых.
Не шуми в лесу.
Не оставляй мусор в лесу
Не разжигай костер в лесу без взрослых.

– Какой вывод можно сделать?

Вывод: растения нуждаются в охране.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если все и я и ты –
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты
Если только я и ты
Если мы сорвем цветы…

2. Физкультурная минутка.

3. Практическая работа:

А что в наших силах сделать, чтобы растений не становилось меньше?
– Попробуйте зашифровать эти правила условными знаками.(Работа в парах.)
– Посмотрим, что у вас получилось. (Работы вывешиваются на доске.)
– Какие правила надо соблюдать?

4. Сценка:

– Выполняя эти правила, мы заботимся о природе. А что государство делает для защиты растений?

Входит Красная книга

– Здравствуйте, ребята! Я Красная книга.
– Кто из вас знает, почему в такие книги попадают растения и животные?
– Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми из них.
Выбегают трое детей. Представляются.
– Я – кувшинка. Раньше у меня было много подружек. Мы жили в большом красивом пруду и нам было весело.
– Я – лилия. У меня тоже было много друзей на поляне. Однажды к нам пришли люди. Мы радовались гостям. Они смотрели на нас и восхищались нашей красотой. А теперь мы боимся, что они придут и унесут нас.
– Я – ковыль. Раньше мы с друзьями могли изобразить море и люди любовались на наши волны. А теперь мы боимся, что скоро нас совсем не останется. (со страхом) Ой, кажется, кто-то сюда идет!!
Входит мальчик:
– Ой, сколько цветочков! И травка есть! Нарву-ка я букет для мамы. Вот она обрадуется!
Мальчик идет к цветам, они в страхе трепещут.
Красная книга: Подожди, мальчик. Эти растения занесены в Красную книгу. Это хорошо, что ты любишь свою маму, но ей ты можешь принести и другой подарок. Если ты сорвешь эти цветы, они очень скоро погибнут, а в природе их скоро совсем не останется.
Мальчик (радостно): Я понял! Спасибо тебе, Красная книга! Я подарю маме эти цветы на фотографии.
Берет телефон и фотографирует цветы.
Все участники делают поклон и проходят на свои места.

Красная книга: – В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло (недалеко от Парижа) на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. – МСОП.

Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее и растений, которые находились на гране исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека.

Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составляла мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находившиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И ученые решили назвать этот список Красной книгой

– Почему я красная? (Красный цвет предупреждает нас: "Стой! Остановись! Еще один неосторожный шаг и может быть поздно!")

Учитель: – Ребята, Красная книга – не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.

Физкультминутка.

5. Мини доклады учащихся:

– Ваши одноклассники подготовили мини доклады о растениях, которые занесены в Красную книгу Бурятии.

Купальница. У скандинавских народов существовало поверье, что лесные духи – тролли – очень любят этот цветок. В Скандинавии он называется цветком тролля. Научное имя его “троллиус”. У нас это растение называют купальницей. Почему – не совсем понятно. Это растение совсем не любит купаться. Сырые места любит, но чрезмерную влагу – нет. Тугой, яркий, круглый, плотный цветок этого травянистого растения похож на бубенчик. Это довольно обычное растение, но во многих областях она взята под охрану из-за того, что ее активно уничтожают любители букетов.

Кувшинка. Очень красиво смотрится на фоне воды.

Еще недавно во многих озерах и прудах можно было наблюдать утреннее появление кувшинок из воды. Сначала из глубины поднимался бутон, затем превращался в прекрасный цветок. бутоны всплывают перед восходом солнца, а раскрывались и опускались в воду до утра. Сейчас увидеть кувшинку нелегко. Их безжалостно срывали. Но эти цветы не могли стоять в вазе. У них длинная ножка, так как растения пускают корни на глубину до 45 метров. Оборванный цветок теряет упругость, поэтому не будет стоять ни в какой вазе. Сорвав и выбросив цветок кувшинки, люди губят не только этот цветок, но и его потомство. После цветения кувшинка опускается в воду, где у нее созревает плод. Семена, созревшие в плоде, будут плавать, пока не упадут на дно.

Колокольчик. Колокольчики мои, цветики степные!

Что глядите на меня, темно голубые?
И о чем звените вы в день веселый мая,
Средь некошеной травы головой качая.

Колокольчики “звенят” не только в мае. Они цветут все лето. И не только “средь некошеной травы” на лугу, но и в перелесках, на обочинах дорог. Существуют много видов колокольчиков. Есть крупные и мелкие, широкие и узкие, темно фиолетовые и бледно голубые. Всего около 150 видов. Но все требуют к себе бережного отношения. Некоторые виды уже занесены в Красную книгу.

Пижма. Увидев пижму хоть раз, вы обязательно запомните это растение. Он высокое, стройное и все цветы у него расположены на одном уровне. Кругленькие, маленькие, величиной с горошину цветы – это целые корзинки, состоящие из тоненьких трубочек, плотно прижатых друг к другу. Листья пижмы похожи на листья рябины. Из-за них растение получило второе название – дикая рябинка.

Запах у этого цветка терпкий. Он служит не для того, чтобы привлекать насекомых, а для того, чтобы отпугивать их. Люди раньше приносили домой эти цветы, чтобы отпугивать тараканов и других паразитов. Пижму используют в медицине.

Тысячелистник. Посмотрите на листья растения, и вы сразу поймете: почему его так назвали. Каждый лист разделен на мелкие дольки, а каждая долька имеет еще и ажурные края. Это растение издавна применяли при лечении ран, останавливая кровотечения. В народе его не даром называли и порезник, и кровавник. Во время Великой Отечественной войны им залечивали раны. Поэтому тысячелистник назывался солдатской травой.

Это растение не боится ни жары, ни заморозков. Оно может расти под палящим солнцем, цветет до поздней осени.

6. Работа с учебником: Закрепление и проверка изученного.

– Рассмотрите в учебнике на странице 84–85 растения, которые занесены в Красную книгу.

7. Практическая работа. (Проверка изученного.)

Возьмите листочки с заданиями, внимательно прочитайте и выполните. На работу вам 3 минуты.

V. Итог урока:

– Какую роль играют растения в жизни людей?
– Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?
– Назови несколько растений, нуждающихся в охране.
– Что люди делают для охраны растений?
– Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда?
– Прочитайте вывод на странице 87.

Оценивание учащихся: Как вы оцениваете свою работу? (Дети оценивают работу с помощью сигнальных карточек.)

VI. Рефлексия:

– Что мне понравилась на уроке?
– Какой вывод я сделал для себя?
– Что ты посоветуешь всем людям?

Любите родную природу_
Озера, леса и поля,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобой на ней,
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

Спасибо за урок!