Математический турнир для учащихся 5–6-х классов

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Вступительное слово учителя.

Когда-то давным-давно знаменитый физик-математик Блез Паскаль сказал: “Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным!” У нас в школе проводится Декада математики, физики и информатики и нам представился тот самый случай, когда мы можем поиграть, поиграть в игру, в которой нам необходимы математические знания, а также смекалка, сообразительность, внимательность, логика.

Представляем жюри конкурса, которые будут оценивать работу команд и вносить набранные баллы в оценочный лист (Приложение 1).

Итак, мы начинаем математический турнир, в котором будут соревноваться две (три или четыре) команды. В каждой команде выбирается капитан. Оцениваются все конкурсы по количеству правильных ответов и заносятся в оценочный лист.

Правила игры.

  1. О готовности ответа сообщает капитан поднятием руки.
  2. Капитан сообщает имя отвечающего игрока.
  3. Если ответ неверен, команде-сопернице дается 1 мин на обдумывание ответа.
  4. Задание читается 1 раз, необходимое фиксируйте на бумаге.

1-й конкурс. Разминка (шуточные вопросы).

  1. Тройка лошадей пробежала 30км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30 км.)
  2. Если два петуха закричат изо всех сил, то человек проснется. Сколько петухов должно закричать, чтобы проснулось 4 человека? (2 петуха.)
  3. У двух матерей по пять сыновей, все на одно имя? (Пальцы рук.)
  4. В семье пять сыновей. Каждый имеет одну сестру. Сколько всего детей в семье? (6 детей.)
  5. Четыре брата по улицам бродят, один от другого не отстает. (Колеса машины.)
  6. Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья, мы за обедом под столом, а ночью под кроватью. (Ботинки.)
  7. Семь братьев: годами равные, именами разные. (Дни недели.)
  8. Одна нога и шапка, а головы-то нет. (Гриб.)
  9. Под двумя дугами два яблока с кругами. (Глаза.)
  10. Когда сухо – клин, когда мокро – блин, одна нога, и та без сапога. (Зонт.)
  11. Два брюшка, четыре ушка. (подушка.)
  12. Пять чуланов, а ход один. (Перчатка.)

2-й  конкурс. Викторина.

  1. Результат сложения (сумма).
  2. Результат деления (частное).
  3. Равенство, содержащее букву (уравнение).
  4. Инструмент, которым строят окружность (циркуль).
  5. Какой цифрой заканчивается произведение 235 и 12? (Нулем.)
  6. Назовите два числа, разность которых равна их сумме. (0 + 0 = 0 – 0)
  7. Назовите два числа, сумма которых равна их произведению. (2 + 2 = 2∙2)
  8. Назовите три разных числа, сумма которых равна их произведению (1, 2, 3).

3-й конкурс. Ход конем.

Приложение 2.

Нужно определить, какой математический термин записан на слайде. Ходить можно только конем, с какой буквы начинаем ходить – нужно определить самостоятельно. Числами отмечены клетки, в которых нет букв.

Ответы: деление, свойство, задача, квадрат, периметр, формула, разность, сложение, середина, движение.

4-й конкурс. Конкурс эрудитов.

Шарада – это особая загадка. В ней надо отгадать слово, оно отгадывается не все сразу, а по частям.

Число и нота рядом с ним,
Да букву припиши согласную.
А в целом – мастер есть один,
Он мебель делает прекрасную.
(Столяр.)

Предлог и малое число
За ним мы букву скажем,
А в целом – ты найдешь его
Почти под домом каждым.
(Подвал.)

Логогриф – новая загадка. В ней надо сначала догадаться, о каком слове идет речь. Затем в отгаданное слово нужно вставить дополнительную букву, получится новое слово.

Арифметический я знак,
В задачнике меня найдешь во многих строчках.
Лишь “о” ты вставишь, зная как,
И я – географическая точка.
(Плюс – полюс)
Я – цифра меньше десяти,
Меня тебе легко найти.
Но если букве “я” прикажешь рядом встать
Я – все: отец, и ты, и дедушка, и мать.
(Семь – семья)

Метаграмма – отгадываем слово, а затем заменяем одну букву на другую, чтобы получилось новое слово.

Я приношу с собою боль,
В лице большое искаженье,
А “ф” на “п” заменишь коль,
То превращаюсь в знак сложенья.
(Флюс – плюс)
Он грызун, но очень мелкий
И только чуть побольше белки.
А заменишь “у” на “о”,
Будет круглое число.
(Сурок – сорок)

5-й конкурс. Найди значение буквы.

а + а = а
b : b = 1
а + а = а + 11
а ∙ а = а
b : b = b

Ответы: (1. а = 0; 2. b 0; 3. а = 11; 4. а = 1; 5. b = 1)

6-й конкурс. Кто больше?

Составьте как можно больше слов из слова ТРЕУГОЛЬНИК.

(Гол, уголь, кино, лор, гонки, толь, руль, луг, куль, тур и т.д.)

7-й конкурс. Творческий конкурс.

Назовите как можно больше песен, в которых встречаются числа. На обдумывание 1 мин.

Побеждает команда, набравшая наибольшее число баллов.

Награждение команды-победителя.