Развитие произвольности детей 5–6 лет в проектной деятельности, используя интеграционное взаимодействие инструктора по физической культуре и педагога-психолога

Разделы: Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей, Работа с родителями, Коррекционная педагогика


Произвольность, вслед за Л. С. Выготским, можно представить как способность к овладению собой (своей внешней и внутренней деятельностью) на основе культурно заданных средств организации своего поведения (правила или образца). Решающую роль в этом процессе играет речевое общение ребенка с другими людьми. Слово, являясь прежде всего орудием общения между людьми, становится затем средством мышления и средством овладения своим поведением. Так происходит переход от действий непроизвольных к произвольным.

Не все в жизни пятилетнего ребенка вызывает искренний интерес, поэтому он должен уметь “включать” волю, уметь подчинять свои действия требованиям “надо”, а не “хочу”.

Отсутствие или недостаточное развитие произвольности, к сожалению, является проблемой большинства детей. Дети на занятиях не могут усидеть на месте больше 5 минут, постоянно отвлекаются, совершают непроизвольные движения (сосут палец, качаются на стуле), действуют импульсивно, громко говорят все, что им приходит в голову.

С целью развития произвольности детей в нашем саду внедрен психолого-педагогический проект интеграционного взаимодействия инструктора по физической культуре и педагога-психолога под научным руководством канд. пед. наук С.С. Прищепа. Этот проект осуществляется в виде ежемесячных физкультурно-психологических досугов, работы с родителями и воспитателями. На досугах дети закрепляют полученные на физкультурных и коррекционно-развивающих занятиях с психологом знания, умения и навыки. Развивая двигательную сферу ребенка, мы идем по естественному пути. Через развитие движений ребенка мы опосредованно оказываем влияние на развитие психических свойств и процессов, в том числе высшей нервной деятельности.

Вводная часть досуга начинается с просьбы (в форме письма) – обращения сказочного персонажа к детям. Например, дети получают письмо от Герды с просьбой помочь расколдовать Кая или от мартышек, которых пригласил на День рождения Доктор Айболит, с просьбой подготовиться к празднику. Далее совместно с детьми уточняется суть проблемы, обсуждаются способы ее решения. Такая методика ориентирует дошкольников на творческое выполнение задания и позволяет развивать у них интеллектуальные способности, рефлексивное мышление.

Задачи вводной части: настрой детей на деятельность, сплочение группы, мобилизация внимания с целью преодоления двигательного автоматизма, ориентировка на сюжет занятия, умеренный разогрев организма. Средняя продолжительность этой части – 3-5 минут.

Средства: построение, различные формы ходьбы и бега, прыжки, танцевальные шаги, ритмические упражнения с изображением эмоций, упражнения на развитие произвольности внимания и координацию движений, вплетенные в сюжет физкультурного занятия.

Основная часть досуга. В ней предусмотрено выполнение образных физических упражнений, соответствующих теме и сюжету занятия. Это этюды, упражнения, игры, эстафеты, направленные на развитие и коррекцию эмоционально-личностной, физической и познавательной сфер ребенка, на закрепление знаний и практических действий, а также игры и упражнения оздоровительной направленности.

Задачи данной части: обучение основным видам движений (бег, прыжки, лазанье и т.п.), развитие физических качеств, функциональных способностей. Примерная продолжительность – 20–25 минут.

Известно, что однообразные упражнения дети выполняют неохотно. Если же они организованы как увлекательное путешествие, где нужна сила, ловкость, точность движений, то появляется желание заниматься, интерес к выполнению упражнений, эмоциональный настрой. Эмоции во время физкультурных занятий возникают спонтанно, а присутствие психологических заданий помогает осмысливать их проявление.

В физкультурно-психологические досуги включается рациональное чередование статических и динамических нагрузок, что особенно важно для детей, которым необходима частая смена деятельности, закрепление и повторение пройденного материала. Между эстафетами проводятся психогимнастика, психомышечная тренировка и другие психологические упражнения. Свобода импровизаций, разнообразие различных вариантов выполнения психологических заданий помогают переключить внимание детей после неприятных проигрышных ситуаций в эстафетах и подвижных играх.

Средства: различные виды ходьбы и бега, прыжки, лазанье, акробатические, ритмические упражнения, подвижные и спортивные игры, соответствующей сюжету занятия, эстафеты, элементы сказкотерапии, психодрамы, психомышечная тренировка, игры на развитие навыков общения, восприятия, памяти, внимания, воображения.. Используемые средства подчинены решаемым на занятии задачам и применяются в форме, соответствующей его сюжетной линии.

Заключительная часть – итог физкультурно-психологического досуга. Дети обмениваются впечатлениями, высказывают свое мнение о том, что нового узнали, что им было трудно выполнить.

Задачи создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от выполнения упражнений.

Средства: игры малой подвижности, упражнения на дыхание, релаксацию, психорегуляцию и развитие мелкой моторики, упражнения для сплочения группы в кругу.

При подборе музыкального сопровождения для упражнений, направленных на овладение навыком произвольного расслабления, и некоторых этюдов психогимнастики мы использовали специальную музыку, тематически связанную с сюжетом в сочетании с естественными природными звуками. Музыкальные композиции, включающие естественные звуки природы создают ощущение гармонии с окружающим миром, помогают расслабиться, снять стресс, почувствовать единство человека и природы.

Большое значение на интегрированных физкультурно-психологических досугах имеет наглядность – картинки, соответствующие сюжету досуга, оформление спортивного зала. Это способствует развитию образного восприятия, творческого мышления. (Конспект досуга см. Приложение 1)

Важную роль в решении задач по развитию произвольного поведения дошкольников играет семья. Известно, что ни одна, даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в детском саду не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги). Поэтому мы предложили родителям создать рукописную книгу “Семейный опыт развития произвольности”, оформили наглядный стенд “Развитие произвольности” и изготовили картотеку игр по развитию произвольности.

С целью организации взаимодействия детского сада и семьи был проведен круглый стол “Развитие произвольности детей старшего дошкольного возраста”. (Приложение 2)

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, ребенок постепенно вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость выдержку, дисциплинированность, усидчивость.

Разработанный нами проект по развитию произвольности экспериментально апробирован с детьми 5–6 лет и их родителями в МАДОУ № 66 города Щелково. Важным результатом проведенной работы явилось повышение уровня психофизических способностей, умение сдерживать импульсивное поведение, лучшая сосредоточенность детей. Эти качества личности необходимы для успешного обучения в школе.