Правильное питание

Разделы: Внеклассная работа


Выбор и обоснование проекта: Здоровье – важнейший фактор работоспособности и развития детского организма. Важная роль в формировании, которого отводится правильному питанию. В период адаптации детский организм перестраивается. Для того чтобы учение было успешным, а здоровье крепким необходимо помочь ребёнку научиться слушать свой организм и правильно питаться. Существует много причин, которые влияют на рост заболеваемости учащихся младшего школьного возраста. Одна из них – неправильное питание. Для устранения данной причины необходимо познакомить детей с законами правильного питания, убедить их в необходимости и важности соблюдения режима; учить выбирать самые полезные продукты для здорового рационального питания. Поэтому определена тема проекта «Правильное питание».

За основу планирования проекта взята программа «Две недели в лагере здоровья» (авторы М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г.Макеева).

Цель проекта: Создать условия для формирования у детей представлений о рациональном питании как составной части здорового образа жизни.

Задачи проекта:

  • Формирование основных представлений о рационе, режиме, гигиене питания, а также умений и навыков, связанных с организацией правильного питания.
  • Формирование представления о культуре питания как составляющей общей культуры человека.
  • Расширение представления об истории, культурных традициях своей страны, других стран.
  • Формирование чувства гордости за свой народ, а также чувства уважения по отношению к культуре других народов.
  • Развитие чувства семьи.
  • Развивать творческие способности учащихся.

Участники проекта: 23 учащихся, классный руководитель, родители учащихся класса.

Характеристика проекта:

  • По характеру доминирующей в проекте деятельности: познавательный, творческий.
  • По характеру контактов: среди учеников одного класса.
  • По количеству участников проекта: коллективный.
  • По продолжительности: длительный.

Сроки реализации: сентябрь 2010 - апрель 2011г.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный – первая неделя сентября 2010г.
  2. Планирование – вторая неделя сентября 2010г.
  3.  Исследование – сентябрь 20110г.
  4.  Реализация проекта – октябрь 2010 – март 2011.
  5. Результаты, формулирование выводов – конец марта 2011г.
  6. Оценка результатов, корректировка, окончательные выводы – апрель 2011г.
  7. Защита проекта – конец апреля 2011.

Результат реализации проекта:

  • Сформировали представление детей о необходимости здорового питания как важнейшей составляющей здорового образа жизни;
  • сформировали представление учащихся о культуре питания как составляющей общей культуры человека;
  • расширили представления об истории, культурных традициях своей страны, других стран;
  • развивали творческие способности учащихся через выполнение творческих заданий.

Практическая значимость: полученные знания учащиеся могут использовать в повседневной жизни. Проект может быть адаптирован учителями начальных классов любых ОУ.

Возможности развития проекта: приступить к реализации 3 части программы « Формула правильного питания».

Описание проекта

1. Подготовительный.

- Определение темы, цели, задачи, содержание проекта.

- Проведение анкетирования среди родителей класса «Как питается Ваш ребёнок?».

Анкета

  1. Имеет ли ваш ребёнок представление о сезонности питания?
  2. Имеет ли ваш ребёнок представление о зависимости рациона питания от физической активности человека?
  3. Помогает ли вам ваш ребёнок в приготовлении пищи?
  4. Любит ли ваш ребёнок блюда из рыбы, блюда из зерна, морепродукты, молочные продукты?
  5. Умеет ли ваш ребёнок сервировать стол?
  6. Имеет ли ваш ребёнок представление о дикорастущих съедобных растениях, их полезности?
  7. Имеет ли ваш ребёнок представление о кулинарных традициях своей страны, родного края?
  8. Соблюдает ли ваш ребёнок правила поведения за столом?

2. Планирование.

-Выработка плана действий, распределение ролей, заданий по направлениям деятельности;

- Формирование групп учащихся («Художники», «Артисты»).

- Распределение заданий в группах:

  • Группа «Художники»: подготовка к конкурсу рисунков «Что мы едим»?», оформление выставки.           
  • Группа «Артисты»: подготовка конкурсной программы «Лучший знаток рыбных блюд».

3. Исследование.

- Изучение источников информации (книги, энциклопедии, Интернет – ресурсы).

- Подготовка сообщений по теме классных часов.

4. Реализация проекта:

  1. Родительское собрание «Проект правильное питание продолжается».
  2. Серия классных часов «Две недели в лагере здоровья» с использованием тетради на печатной основе.
  3. Экскурсия в аптеку.
  4. Беседа участкового педиатра.
  5. Конкурс рисунков: «Что мы едим?».
  6. Экскурсия в школьную столовую: «Где и как готовят пищу».
  7. Конкурс загадок «Молочные продукты».
  8. Практикум «Как правильно накрыть стол»?
  9. Конкурс семейных рецептов приготовления блюд из зерна.
  10. Викторина «Лесная пища».
  11. Конкурсная программа «Лучший знаток рыбных блюд».
  12. Викторина: «Молоко и молочные продукты».
  13. Конкурс сочинений «Чем богат наш край», «Любимые блюда Алтайского края»
  14. Конкурс «Лучшее меню дня»
  15. Практическое занятие. Чаепитие.

5. Повторное анкетирование родителей по теме «Как питается Ваш ребёнок?»

Для отслеживания результативности проекта проведено повторное анкетирование родителей.

6. Результаты, формулирование выводов.


п/п

Вопросы анкеты

Результат первого анкетирования

Результат второго анкетирования

1.

Имеет ли ваш ребёнок представление о сезонности питания?

6 ч.

22 ч.

2.

Имеет ли ваш ребёнок представление о зависимости рациона питания от физической активности человека?

8 ч.

21 ч.

3.

Помогает ли вам ваш ребёнок в приготовлении пищи?

11 ч.

20 ч.

4.

Любит ли ваш ребёнок
Блюда из рыбы
Блюда из зерна
Морепродукты
Молочные продукты

 

13 ч.
18 ч.
8 ч.
16 ч.

 

16ч.
23 ч.
12ч.
19 ч.

5.

Умеет ли ваш ли ваш ребёнок сервировать стол?

10 ч.

21 ч.

6.

Имеет ли ваш ребёнок представление о дикорастущих растениях, их полезности?

14 ч.

19 ч.

7.

Имеет ли ваш ребёнок представление о кулинарных традициях своей страны, родного края?

10 ч.

23 ч.

8.

Соблюдает ли ваш ребёнок правила поведения за столом?

18 ч.

23 ч.

6. Оценка результатов, корректировка, окончательные выводы:

  1. Расширились знания учащихся о различных продуктах питания.
  2. Дети научились сознательно выбирать для себя наиболее полезные продукты (в рейтинге любимых продуктов питания более высокое место заняли молочные продукты, овощи, фрукты, соки, блюда из зерна, рыбные блюда).
  3. Увеличилось число детей, соблюдающих режим питания.
  4. Увеличилось количество детей, соблюдающих правила поведения за столом.

7. Защита проекта

К защите проекта подготовлена компьютерная презентация.

Защита проекта на общешкольной научно-практической конференции.

Мероприятия по реализации второй части программы «Две недели в лагере здоровья»

№ п/п

Тема классного часа

Цель

Формы проведения

1.

Давайте познакомимся

Обобщить имеющиеся у школьников представления о правильном питании.
Развивать представление о роли правильного питания для здоровья человека.

Беседа.

2.

Из чего состоит наша пища

Формировать представления об основных питательных веществах и их роли для организма человека, продуктах и блюдах-источниках питательных веществ; о важности разнообразного питания для здоровья человека.

Представление сообщений.
Экскурсия в аптеку.

3.

Что нужно есть в разное время года

Формировать представление о сезонности питания, рационе питания в жаркое и холодное время года.
Расширять представление о значимости разнообразного питания; о традиционных кухнях нашей страны.

Беседа. Работа в группах (составление меню).

4.

Как правильно питаться, если занимаешься спортом

Развивать представление о зависимости рациона питания от физической активности человека; о важности занятий спортом для здоровья.

Беседа участкового педиатра.

5.

Где и как готовят пищу

Формировать представление об основных правилах гигиены и техники безопасности, которые необходимо соблюдать на кухне во время приготовления пищи; развивать интерес и желание участвовать в приготовлении пищи, помогать родителям на кухне.

Экскурсия в школьную столовую.

6.

Как правильно накрыть стол

Развивать представление о правилах сервировки стола; желание и готовность помогать родителям по дому (накрывать стол).

Практикум. Разгадывание кроссворда.

7.

Молоко и молочные продукты

Развивать представление о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона; расширять представление об ассортименте молочных продуктов, их пользе.

Конкурс загадок «Молочные продукты».

8.

Блюда из зерна.

Развивать представление о продуктах и блюдах, приготавливаемых из зерна, как обязательном компоненте ежедневного рациона; о пользе и значении продуктов и блюд, об ассортименте зерновых продуктов и блюд.

Конкурс семейных рецептов приготовления блюд из зерна.

9.

Какую пищу можно найти в лесу

Формировать представление о дикорастущих съедобных растениях, их полезности; расширять представление о разнообразии и богатстве растительных пищевых ресурсов своего края.

Викторина «Лесная пища».

10.

Что и как можно приготовить из рыбы

Развивать представление о пользе и значении рыбных блюд; расширить представление об ассортименте блюд из рыбы; формировать представление о природных ресурсах своего края.

Конкурсная программа «Лучший знаток рыбных блюд».

11.

Дары моря

Формировать представление о морских съедобных растениях и животных, о многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены; формировать представление о пользе морепродуктов, важности включения их в рацион..

Викторина «Обитатели моря».

12.

Кулинарное путешествие по России

Формировать представление о кулинарных традициях и обычаях как составной части культуры народа; расширять представление о кулинарных традициях и обычаях края, в которой проживает ученик, а также о традициях и обычаях, сложившихся в других регионах нашей страны.

Конкурс сочинений «Чем богат наш край», «Любимые блюда Алтайского края».

13.

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен

Расширить представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных «обычных» продуктов; развивать интерес к приготовлению пищи.

Конкурс «Лучшее меню дня». Составление меню в группах.

14.

Как правильно вести себя за столом

Развивать представление об этикете как норме культуры, важности соблюдения правил поведения за столом; формировать представление о праздничной сервировке стола.

Практическое занятие. Чаепитие.

Литература:

  1. Азбука правильного питания. 1-2 классы: конспекты занятий, дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки / авт.-сост. Е. В. Езушина. – Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Классные часы. 2 класс / сост Г. П. Попова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Кузьмина М. В. Увлекательное путешествие в мир здорового образа жизни. // ПедСовет: Газета. 2007. №4..
  4. Ломовцева Н. И., Иванова Л.В. Если хочешь быть здоров – правильно питайся. // Начальная школа: Журнал. 2008. №4.
  5. Макарова Л. И. Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты. // ПедСовет: Газета. 2007. №4.
  6. Ухарских Т. В. Правильное питание – залог успешного учебного процесса. // Начальная школа: Журнал.2009. №9.