Урок русского языка по теме "Правописание ь на конце имен существительных (в начальной форме) после букв шипящих". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: познакомить с правописанием ь на конце имен существительных

(в начальной форме) после букв шипящих.

Задачи:

  • познакомить с алгоритмом действий по выбору написания ь на конце имен существительных после букв шипящих, признаками новой орфограммы;
  • работать над лексическим значением слов;
  • развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать объекты; развивать орфографическую зоркость, речь учащихся;
  • воспитывать чувство языка, радость познания, вежливость, чувство взаимопомощи.

Оборудование к уроку:

  • у учащихся: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка" учебник русского языка, М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка" Тетрадь-задачник к учебнику русского языка;
  • у учителя: мультимедийная установка, карточки для работы в группах

I. Орг. момент.

Настрой учащихся на сотрудничество и на успешную работу.

Возьмемся за руки. Сегодня нам предстоит открыть еще одну тайну русского языка. Будем работать дружно, помогать друг другу и у нас все получиться.

II. Я предлагаю вам следующий план урока.

Презентация.

Слайд №2

План урока

  1. Что мы знаем.
  2. Размышляем. Делаем открытие.
  3. Создаем памятку.
  4. Потренируемся.
  5. Встретимся с интересным.
  6. Подводим итоги.

- Что вас заинтересовало? Вы согласны с планом?

III. Проверка всесторонности знаний

Слайд №3

- Я записала на доске для вас группы слов.

письмо шьют беречь
кольцо вьюга стеречь
огонь пью лечь

Чем они все похожи? (во всех словах есть буква ь)

Что общего у слов каждой группы?

  • пальто (ь обозначает мягкость согласного звука [л'])
  • шьют (ь предупреждает о звуке [й'], ь - разделительный)
  • беречь (ь указывает на неопределенную форму глагола)

Действительно, в русском языке ь нередко лишь указывает на форму слова.

IV. Постановка учебной задачи.

- Вы уже догадались, тайну какой буквы мы будем сегодня открывать? (Ь)

- Вспомним, какие слова вы сравнивали дома? (речь и грач)

- Что общего отметили в этих словах?

- Дайте характеристику последних звуков в этих словах:

(согласный, непарный глухой, непарный мягкий, шипящий)

- Обозначается ли мягкость этого звука на письме?

(нет)

Слайд №4, 5

Появляются слова: грач, речь

- Вас что-то удивляет в написании слов? (:)

На доске появляется знак вопроса: грач ? речь

Слайд №6

- Продолжим сравнение слов (речь, ночь, вещь, мышь, мяч, плащ, малыш).

- Чем похожи эти слова? (им. сущ., ед.ч., им.п., оканчиваются на шипящий звук)

- Как эти слова можно разбить на две группы по написанию?

Слайд №7

речь мяч
ночь плащ
вещь малыш
мышь грач

- Достроим схему в упр. 505 (в задачнике с. 28) и озвучим ее

Слайд №8

- У вас возникает какой-то вопрос? (когда писать Ь, а когда не писать?)

В именах существительных с шипящими на конце (в начальной форме) всегда есть орфограмма, потому что мы выбираем писать или не писать ь.

V. Изучение нового материала.

Вернемся к нашим словам в упр.503 (в задачнике). Какой общий постоянный признак у слов 1 столбика, у 2 столбика? (ж. р., м. р.) Надпишите. Слайд №9

ж. р. м. р.
речь мяч
ночь плащ
вещь малыш
мышь грач

Может быть, кто-то уже догадался, в чем секрет? ...

В именах существительных с шипящими на конце (в начальной форме) женского рода пишется ь, а мужского рода - не пишется.

Сверим свою догадку с мнением ученых. Откройте учебник на с.19 и прочитайте важные сведения в красной рамочке со слов, выделенных жирным шрифтом до конца.

А какие еще сведения передают нам авторы? :

Объясните, почему на месте шипящих звуков на конце имен существительных в начальной форме есть орфограмма (нужно делать выбор буквы). Как мы будем отмечать эту орфограмму? ( _ )

Физминутка (двигательная)

VI. Проверка усвоения новых знаний. Введение способа действий

Давайте решим, как будем действовать, чтобы правильно писать слова с новой орфограммой.

Работа в группах

Я предлагаю вам сейчас побыть учеными и создать памятку по написанию слов с новой орфограммой.

Познакомьтесь с карточкой, прочитайте предложенные действия, ненужные вычеркните. Договоритесь, в каком порядке будете читать фразы. Прочитайте окончательный вариант.

Слайд №10

Послушай слово. Услышав шипящий звук на конце, узнай часть речи.

Определи, каким членом предложения является слово.

Если это слово имя существительное в начальной форме, определи род.

Узнай строение слова.

Напиши слово, выдели орфограмму.

Какие результаты получились у каждой команды?

Каждый пункт обсуждается.

Что посоветуете, если кто-то затрудняется в определении рода им. сущ.

Не знаешь род имени существительного, обратись к словарю "Какого рода и числа слово?"

Может, стоит добавить эту фразу в памятку?

Памятка готова

Слайд №11

Послушай слово. Услышав шипящий звук на конце, узнай часть речи.

Если это слово имя существительное в начальной форме, определи род.

Напиши слово, выдели орфограмму.

Не знаешь род имени существительного, обратись к словарю "Какого рода и числа слово?"

VII. Первичное закрепление.

Упр. 506. Выполни нужные действия и запиши слова в тетрадь (с комментированием)

обруч?, полноч?, луч?, лещ?, помощ?, товарищ?

VIII. Закрепление. Применение знаний в новой ситуации.

Запишем еще несколько слов с новой орфограммой (с комментированием). Упр.507.

Слайд №12 (картинки)

ключ? - что? - им.сущ. - м.р. - ь не пишем

Чем интересно это слово? (многозначное)

кирпич? - что? - им.сущ. - м.р. - ь не пишем

корабль?

вещ? - что? - им.сущ. - ж.р. - ь пишем

Слайд №13, 14 (картинки)

печ? - что? - им.сущ. - ж.р. - ь пишем

печ? - что делать? - гл. - н.ф. - ь пишем

Чем интересны эти слова? (слова разных частей речи, разные орфограммы)

калач? - что? - им.сущ. - м.р. - ь не пишем (с л о в а р ь)

стереч? - что делать? - гл. - н.ф. - ь пишем

Слайд №15 (картинки)

брош? - что? - им.сущ. - ж.р. - ь пишем (с л о в а р ь)

чиж? - что? - им.сущ. - м.р. - ь не пишем (с л о в а р ь)

дич? - что? - им.сущ. - ж.р. - ь пишем (с л о в а р ь)

Что называет последнее слово? Где об этом можно узнать? (толковый словарь с. 62)

Слайд №16 (чистый)

Физминутка для глазных мышц

IX. Контроль и самоконтроль.

Теперь загадки будут посложнее. Слова в упр. 513 зашифрованы (задачник).

Попробуйте отгадать эти слова, работая в парах, запишите слова с новой орфограммой по памятке 4, пользуясь словарями. Картинки вам помогут.

Слайд №17

Давайте проверим работы.

Слайд №17 (картинки со словами)

Кто справился без ошибок? Кому нужна помощь?

X. Итог урока. Оценивание

Подведем итоги. Слайд №18

План урока

  1. Что мы знаем.
  2. Размышляем. Делаем открытие.
  3. Создаем памятку.
  4. Потренируемся.
  5. Встретимся с интересным.
  6. Подводим итоги.
  • Какое открытие сегодня сделали?
  • Где будем использовать новые знания?
  • Что оказалось наиболее интересным? Что особенно запомнилось?
  • Почему мы смогли так много узнать? (Работали быстро и дружно)

Если вы довольны уроком, похлопайте друг другу.

Оценивание учителем работы детей

На следующем уроке мы продолжим работу со словами с новой орфограммой. А закончить я хочу строками из известной сказки:

Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч...

(Кто автор этих строк? И нужно ли писать ь в слове туч? Подумайте над этими вопросами к следующему уроку.)