Урок по ОПК "Святые воины"

Разделы: История и обществознание


Тип урока: объяснение нового материала на ознакомительном уровне

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о причинах возникновения войн на земле; создать представления о героизме, смелости, подвиге;
  • продолжить работу по формированию понятий «жертвенность во имя защиты Отечества», «жертвенность во имя любви к Богу», «духовный подвиг», «ратный подвиг» на основе традиционных для России православных культурных ценностей;
  • познакомить с отношением православной церкви к войне; совершенствовать умение работать в группах;
  • развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей; умение делать выводы, анализировать, наблюдать, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают.
  • воспитывать патриотические чувства, гордость за свою страну.

Учебное пособие: Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга вторая. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 144 с.

Задействованные педагогические технологии:

  • традиционная,
  • компьютерная технология,
  • технология межпредметных связей,
  • проблемные технологии

Межпредметные связи: история, литература, ИЗО

Форма организации деятельности:

  • фронтальная,
  • групповая
  • индивидуальная

 Методы

  • словесные,
  • наглядные,
  • практические

Предполагаемый результат: Учащиеся должны уметь

  • объяснять основные понятия: духовный подвиг, воины Христовы, Отечество земное, Отечество небесное, ратный подвиг, подвиг веры, враги Отечества
  • называть имена воинов, защитников Отечества
  • иметь представление о вечных ценностях: милосердии, сострадании, доблести

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся. Подготовка к активному усвоению новых знаний.
  3. Ознакомление с новым материалом (восприятие, осмысление, закрепление)
  4. Обобщение и систематизация изучаемого материала
  5. Подведение итогов.
  6. Объяснение домашнего задания

Оборудование:

  1. компьютер,
  2. мультимедийный проектор,
  3. презентация, (Приложение 1)
  4. презентации детей (мини-проект)
  5. учебное пособие «Православная культура» 5 год часть 2
  6. рабочий лист (Приложение 2)
  7. карточки с пословицами

Ход урока:

1.Орг. момент.

2. Актуализация опорных знаний учащихся

- Кто в своей жизни ссорился с другими людьми?

- Что являлось причиной ваших ссор?

- Что вы чувствовали?

- А чем заканчивались ваши ссоры?

- Что произойдет, если поссорятся между собой страны? (происходят войны)-Что означает слово “война”? (Война – это вооружённая борьба; Война – это гибель миллионов невинных людей.)

- Война - это вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства.

3. Усвоение новых знаний

Работа в парах: “Почему люди воюют?”. (Обсуждение)

- Давайте проверим, что у вас получилось. Назовите причины войн.

Учащиеся высказывают предположения.

желание присвоить

 желание завладеть

 чужие богатства

 чужой территорией

причины войн

 желание иметь

 желание заставить людей

 власть над людьми

 другой страны работать на себя

- Какой сложный и вечный вопрос! И как много на него ответов: по принуждению, за нефть, за деньги, за землю, за родину, за веру, за идею, за свободу, за счастье, просто из желания убивать - список можно продолжать и продолжать... Историки подсчитали, что за 5000 лет на Земле было всего 294 года мира и 14000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд. человек. Представляете! Всего 294 года за 5000 лет!!! Человечество устало от войны, Земля устала от нашей жестокости, ненависти! Когда же на Земле закончатся войны.

- Как должен вести себя православный человек, если начнется война?

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (О защитниках Отечества) (Приложение 1, слайд №1-2)

Запишем тему урока на рабочих листах. (Приложение 2)

-Кто такие защитники (заступники) Отечества? Что они защищают?

-Что такое Отечество? (родина)

-Уже в древности богатые славянские земли не раз подвергались нападениям врагов. Славяне храбро защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять многочисленным и опасным врагам. (слайд №3)

- А что на войне самое страшное?

- Как вы считаете, как Православная Церковь относится к убийцам? (заповедь - не убий). (Приложение 1, слайд №4)

- Нельзя сравнивать преступное убийство и сражение за свою родину. Заповедь Христова гласит: «Положи душу (отдай жизнь) свою за друзей своих, для защиты веры и Отечества».

Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов.

Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую.

Но это – когда речь идет об обидах, причиненных тебе. Ты можешь простить свою обиду. А если обижают твою сестренку? Мать? Родину?

Есть ведь и другие слова Христа: «всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным. (Приложение 1, слайд №5)

В 1812 году французский император Наполеон привел свою армию в Россию. Посмотрите на карте, где находится Франция, а где – Россия, и вы поймете, что его вторжение не было случайной ссорой из числа тех, что нередко случаются между соседями. Он шел через всю Европу, чтобы войти в Москву.

Народы России – русские, украинцы, калмыки, татары и другие, восприняли эту войну как Отечественную и встали на защиту.

С христианской точки зрения справедливой может быть только защитительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы.

Формула справедливой войны известна издревле – «за алтари и очаги», то есть за душу (алтарь здесь синоним святыни и родной культуры) и за семью.

Напротив, нельзя силой оружия навязывать свою веру. Русская поговорка гласит: «Невольник - не богомольник». Христос никого не заставлял слушать Его слова. Он много раз говорил Своим ученикам, что их будут преследовать из-за веры в Него, но он никогда не говорил им: «вы должны преследовать других во имя Мое».

Если же надо было защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие.

- Какими качествами должен обладать защитник? (Храбрый, надёжный, защищает, верует, спасает, Святой.)

- Русские люди всегда отличались смелостью, отвагой, боевым умением дать отпор захватчикам. Долг по защите своего отечества - это святая обязанность каждого мужчины. Это положение закреплено в главном документе страны - Конституции Российской Федерации.

- Всегда ли оставались живыми защитники Отечества? (Во время Великой Отечественной войны погибло более 20 млн.)

- Среди православных святых было много воинов.

- Назовите имена христианских святых воинов и героев, прославивших наше Отечество.

(Святой Георгий Победоносец, Святой благоверный князь Дмитрий Донской, Святой Александр Невский.)

- Давайте поговорим об этом подробнее

Работа с учебником

Откройте учебники на стр.52

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

Георгий Победоносец (Приложение 1, слайд №6-9)

В первые века нашей эры православные христиане подвергались нападениям со стороны противников Христианской Веры. В Риме жил юный воин Георгий. Он верил в Иисуса Христа. Противники Христианской веры хотели чтобы, Георгий отрёкся от Христа, пытали его.

Измученный воин обратился с молитвой к Богу. Вдруг загремел гром и раздался голос с Небес: « не бойся, Георгий, я с тобой!» Появилось сияние, и с небес спустился Ангел в образе прекрасного юноши. Он протянул руку Георгию и сказал: « Радуйся». Когда Ангел исчез, Георгий встал, и его раны исчезли. При виде такого чуда, все вокруг пришли в ужас. Много мучений претерпел Георгий, но ничто не смогло сломить его мужество. Страх охватил противников и они убили Георгия.

Георгия стали называть Победонос­цем за терпение и мужество, с которым он победил все страдания. Великомученик Святой Георгий стал покровителем православных воинов. В честь него установили знаки отличия — Георгиевский крест и Георгиевская медаль. Эти знаки были в старой русской армии наиболее почетными наградами и присваивались только за подвиги.

Спустя много веков, в России, в честь великого святого Георгия Победоносца, был установлен почетный орден «За службу и храбрость». Ими награждались солдаты за подвиги совершенные в защиту Отечества.

Мини- проект о Илье Муромце (презентация учащихся)

Александр Невский (Приложение 1, слайд №10-14)

 (рассказ учителя, просмотр отрывка из худ. фильма «Александр Невский». Приложение 3)

- Какие самые главные слова произнёс Александр Невский навсегда вошедшие в историю нашей страны?)

Дмитрий Донской (Приложение 1, слайд №15-18) (сообщения детей)

- Почему эти люди стали святыми? ( Потому что они отдали свои жизни за веру и Отечество).

- Кто такие святые? (признаны Богом образцом для других людей, за праведную жизнь и стойкость в вере).

- Вспомните, с чего начинались сражения Александра Невского, Дмитрия Донского? (с обращения к Богу).

-Что делали полководцы после окончания сражения? (Благодарили Бога за помощь).

В самые трудные времена Бог посылает в помощь людям героев

Задание №2 в рабочих листах.

Найдите толкование к каждому слову.

Смелость

 решительность, бесстрашие.

 Героизм

 проявление храбрости, самопожертвование.

 Подвиг

 героический поступок

Беседа по итогам работы в парах

Если же надо было защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за орудие. Но при этом не становится машиной для убийства. Даже на войне надо остаться человеком.

- Какие поступки недопустимы даже на войне?

(Нельзя добивать раненных. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже как к простому человеку. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны )

-Какая разница между личными врагами и врагами Отечества? (Приложение 1, слайд №19-20)

Работа с учебником (стр. 59)

Прочитать текст (Христианин должен терпеть обиды, принесенные ему лично, но друзей своих, братьев, Отечество, должен защищать, жертвуя жизнью)

Задание №3

Подчеркни слова, которые определяют характер защитника Отечества, воина: смелый, трусливый, храбрый, мужественный, предатель, робкий, верный.

4. Обобщение и систематизация изучаемого материала

- Сегодня на уроке вы услышали рассказы о разных людях, которые совершали героические поступки во имя веры, Отечества, людей.

- Как вы думаете, влияет ли война на человека? Как?

- Может ли человек во время войны измениться в плохую сторону? (предательство, дезертирство, мародерство и т.д.)

(Кто-то думает, что если во время войны на каждом шагу подстерегает смерть, то можно делать что угодно безнаказанно).

- Будет ли такой поступок христианским? Почему? (надо поступать по заповедям Божьим)

- Может ли человек во время войны измениться в хорошую сторону? Как?

- Действительно, перед лицом смерти человек может сильно измениться. Он даже может уверовать в Бога.

Работа с пословицами.

-Прочитайте записанные на листочках начала пословиц, подберите к ним окончания, объясните смысл пословиц. (по рядам, по 5 пословиц)

Жизнь дана… (на добрые дела)

Добро творить -… (себя веселить)

Доброе дело … (без награды не останется)

Добра желаешь, … (добро и делай)

Доброго человека … (в красный угол сажают)

Кто храбро сражается в бою,… (тот честно защищает Родину свою)

Тот герой, … (кто за Родину стоит горой)

Умелый воин не … (дрогнет в бою)

За край родной иди … (бесстрашно в бой)

Чужой земли не хотим, … (но и своей не отдадим)

-Как приведённые пословицы соотносятся с темой нашего урока, с поступками наших предков?

Задание №4 и №5 на листах

Выполнить и проверить работу, обменявшись листами. (Приложение 1, слайд №21)

5. Итог урока

-Как православная церковь относится к воинам? Почему?

-Назовите воинов-героев, ставшими святыми.

Обсуждение пословицы «Худой мир лучше доброй ссоры» (Приложение 1, слайд №22)

6. Домашнее задание.

 Тема 5 (прочитать)

-Сегодня мы говорили о людях, которые отдали жизни за свое Отечество. Скоро наша страна будет отмечать праздник День Победы. Предлагаю вам составить устное письмо солдатам, в котором расскажем им о том, что узнали сегодня на уроке .

-Здравствуйте, ...

-сегодня на уроке мы говорили о ...

-теперь мы знаем...