Урок окружающего мира по теме "Охрана животных и растений". 3-й класс. Программа "Школа России"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • познакомить детей с Красной книгой;
  • расширить и углубить знания детей о животных и растениях;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Красная книга России,
  • Красная книга Ленинградской области;

Ход урока

1.Организационный момент

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.

2.Сообщение темы и целей урока.

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.

Человек и время года –
Это всё вокруг – ПРИРОДА.

– Сегодня я приглашаю вас отправится в путешествие по самой удивительной и прекрасной стране под названием «Природа» и познакомиться с необычной книгой природы. А девизом нашего урока я хочу взять слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину». Приложение 1, слайд 2.

3. Введение в тему – лекция учителя.(под музыку)

Слайды № 3, 4, 5, 6.

Посмотрите на эти картины природы. Как прекрасен этот мир! Не правда ли, прекрасны творения природы. Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство. По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых.

Слайды № 7, 8, 9, 10.

– Ребята, давайте подумаем, почему растения и животные нуждаются в охране? (Ответы детей, показ слайдов и их обсуждение)

– Сегодня мы будем говорить о необычной книге. Цвет переплёта у этой книги красный.

– Где вы встречаетесь с красным светом? (Светофор)

– Что показывает красный свет светофора? (Это сигнал опасности, тревоги, предупреждения)

Правильно, красный свет светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда». Вот и Красная книга предупреждает об опасности, но о какой?

Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет.

За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека. К началу 20-го века стало очевидно, что необходимо принимать меры по спасению растительного и животного мира.

В 1948 году в небольшом городке Фонтебло (во Франции) на международной конференции, был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Его главной задачей было выявление видов животных и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека.

Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения и редкие виды. На составление первого списка ушло 14 лет. Учёные решили назвать этот список Красной книгой.

Слайд 11. (Читают подготовленные ученики)

Охраняется «Красною книгой»
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
«Красная книга» – Красная!
Значит, природа в опасности!

– Для чего же нужна Красная книга?

Красная книга информирует нас, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде.

Его надо охранять.

Слайд 12

Красную книгу называют ДОКУМЕНТОМ СОВЕСТИ ЧЕЛОВЕКА.

Для удобства пользования, страницы у книги цветные. На красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения; на жёлтых – уязвимые виды; на белых – сведения о редких видах; на серых – сведения о мало изученных и редких видах; на зелёных – сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности.

А как вы думаете, что находится на чёрных страницах?

Чёрными страницы стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды.

(Подготовленные дети рассказывают о дронте, странствующих голубях и морских коровах (из учебника))

Знакомство с Красной книгой России и Ленинградской области.

В нашей стране есть своя Красная книга. Впервые она была издана в 1984 году.

В Красную книгу России входят:

а) млекопитающие;
б) птицы;
в) рыбы;
г) насекомые;
д) растения.

В нашей Ленинградской области тоже есть своя Красная книга.

4. Физкультминутка «Лес»

Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево)

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.

5. Знакомство с животными и растениями Красной книги

Слайды 13–31

Рассказ учителя или заранее подготовленных детей.

6. Беседа. Будь природе другом

а) Слайд 32

– Что делают люди для того чтобы помочь животным и растения?

Создаются заповедники – участки земли, где вся природа находится под строгой охраной. В нашей стране их около 155.

В Ленинградской области тоже есть заповедник – Нижнесвирский.

Заказники создаются с целью сохранения или восстановления нескольких компонентов природы. В нашей области их большое количество:

  • Лисинский
  • Линдуловская роща (Выборгский район)
  • Чистый мох (Киришский район, в 4 км юго-восточнее г. Кириши)
  • Белый камень (вблизи посёлка Оридеш из болота выступает седой гранит)
  • Выборгский (несколько десятков берёзовых островов)

Памятники природы – небольшие по площади территории, включающие ценные в природном отношении объекты: пещеры, скалы, водопады, рощи редких пород деревьев, озёра.

– Как вы думаете, охранять надо только те растения и тех животных, которые занесены в Красную книгу?

– А что вы можете сделать для охраны природы?

б) Слайды 39–40. Правила друзей природы.

Слайд 41. Объясните знаки.

7. Итог урока

Слайды 42–43. Отгадай-ка.

– А сейчас мы посмотрим, кто больше запомнил названий растений и животных, занесённых в Красную книгу.

Слайд 44. Проверь себя сам.

Используя природу, люди наносят ей вред. Поэтому мы должны охранять те богатства, которые даёт нам природа. Послушайте, о чём нас просит природа.

Слайд 45 (Чтение стихотворения подготовленное учеником)

Если ты взял что-то от Земли, отдай ей что взамен. Посади дерево, подкорми птиц, почисти родник, убери мусор.

Помните слова замечательного русского писателя Пришвина М.М. «Охранять природу – значит охранять Родину».

Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.

Слайд 46. Чтение стихотворения учителем.

Люди!
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.

– Подводя итог нашего урока, я хочу предложить Вам послушать песню Ю.Антонова «Не рвите цветы».

8. Домашнее задание. Слайд 47

Приложение 2

Приложение 3
(видеофильм можно посмотреть, связавшись с автором статьи)