Взаимодействие воспитателя с родителями в условиях предшкольного образования

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Образование детей старшего дошкольного возраста – одно из приоритетных направлений развития образовательной системы в нашей стране. Важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе, его главной целью считаю взаимодействие педагогов и родителей, установление конструктивных, партнерских взаимоотношений для обеспечения полноценного общего развития детей. Большое значение имеет также повышение психолого-педагогической культуры родителей, поскольку не каждая семья способна в полной мере реализовать весь комплекс воспитательных возможностей.

Семья не может быть только частным делом. Для ребенка это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему всем миром: “Детский сад – семья – общественность”. В последние годы уделяется большое внимание укреплению семьи, но вместе с тем все чаще звучит обоснованная тревога по поводу недостаточного участия родителей в жизни своих детей. Думая о формах работы и взаимодействии с семьей, я стараюсь найти что-то наиболее интересное, более новое для участия и заинтересованности родителей. В условиях предшкольного образования тесное сотрудничество с семьей становится решающим фактором.

Работа с родителями в рамках подготовки детей к школе состоит из следующих компонентов, соответствующих формированию родительской позиции, повышающих их активность, актуализирующих полученные знания: ориентирую родителей на процесс подготовки детей к школе, что развивает интерес родителей к этому процессу и привлекает их к активному участию в нем; провожу педагогическое просвещение; консультирование (как индивидуальное, так и групповое); провожу деловые игры такие как: “Реши задачу”, “Составь кроссворд”, “Придумай рассказ”, что систематизирует имеющиеся у родителей знания, вооружает практическими приемами работы с детьми. Кроме того, провожу мастер-классы, на которых показываю различные формы работы родителей с ребенком, направленные на совершенствование его развития. Таким образом, от правильного выбора форм работы воспитателя с семьей зависит результат воспитания детей и подготовка их к школе.

Совместную работу с родителями необходимо строить на следующих принципах: единства, систематичности и последовательности, индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье, взаимного уважения, доверия и взаимопомощи.

Кроме оказания помощи в подготовке детей к школе, особую роль в работе с семьей считаю, содействие здоровому образу жизни, формированию сознательного отношения к здоровью и созданию здоровьесберегающей среды дома.

Для этого использую разнообразные формы работы с родителями, которые взаимосвязаны между собой и представляют единую систему. Для этого провожу: тематические родительские собрания по формированию здорового образа жизни, консультации по заявленным проблемам; на индивидуальных беседах с родителями знакомлю их с результатами диагностирования детей, показываю приемы и методы воспитания. Кроме того, провожу дни открытых дверей для посещения родителями занятийной и внезанятийной деятельности, знакомлю с содержанием работы в группе (планирование работы на каждый месяц в течении года). Кроме того, в ДОУ проводятся спортивные праздники, посвященные здоровью и игровые программы и соревнования, Такие как “Папа, мама, я – спортивная семья”, фотовыставки о здоровом образе жизни семей воспитанников, составление альбомов о проведенных выходных днях, анкетирование.

Практика преемственности между семьей, дошкольным учреждение и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Зачастую такой вопрос болезненен и чувствителен для всех и в первую очередь для самого ребенка, об этом свидетельствует ежегодное ухудшение физического и психологического здоровья первоклассников. В школах до 70% детей с симптомами дезадаптации.

В преддверии школьной жизни ребенка на первом месте по значимости стоят интересы семьи как первичного источника социализации дошкольников. Процесс проживания ребенком стадии взросления в буквальном смысле слова вплетен в опыт его эмоциональных семейных связей и обусловлен характером внутрисемейных отношений, не маловажную роль в этом отдается компетентности родителей. Вот почему дошкольное учреждение должно стать центром, интегрирующим интересы, ожидания и тревоги семьи, школы и самого ребенка. Интеграция образовательных задач ДОУ и семьи при подготовке детей к школе обеспечивает решения многих проблем адаптации и успешного обучения выпускников на последующих ступенях образовательной системы – это та проблема, которую предстоит мне рассматривать в будущем, а девизом моей дальнейшей работы с родителями станет: “Содействие мудрому общению родителей с живой душой ребенка”.

Приложение

Литература.

  1. Г.М. Казакова Предшкольное образование детей в ДОУ: Формы организации и примеры игровых занятий: Практическое пособие.-М.: АРКТИ, 2007. – 104с.
  2. С.Ю. Бубнова Взаимодействие ДОУ и семьи на этапе подготовки детей к обучению в школе / В.А. Андриеш // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2008. – № 1 – С. 8–12.
  3. О.И. Давыдова Работа педагога с родителями детей подготовительной к школе группы / Л.Г. Богославец // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2008. – № 3 – С. 74–81.
  4. Н.А. Дорохина Взаимодействие образовательного учреждения с семьей при подготовке ребенка к школе // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2009. – № 1 – С. 76–79.
  5. О.В. Парасоцкая Предшкольная подготовка: взаимодействие ДОУ и семьи // Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения. – 2009. – № 4 – С. 105 – 109.