Комплексное познавательно-речевое занятие по теме "Зима" с интерактивной доской

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Предлагаем Вашему вниманию опыт освоения нового технического оборудования нашего дошкольного учреждения – интерактивной доски. Это конспект итогового познавательно-речевого занятия для детей подготовительной группы. Задания и упражнения в нем достаточно традиционны, но в ходе его проведения была использована интерактивная доска, которая позволила сделать это занятие интересным, необычным и запоминающимся. Для данного занятия создана презентация в программе Microsoft Office Power Point.

Цели:

  • уточнять и расширять словарный запас по данной теме;
  • совершенствовать грамматический строй речи (упражнять детей в образовании прилагательных от существительных, образовании однокоренных слов);
  • совершенствовать навыки построения развернутой, грамматически правильно оформленной фразы;
  • развивать речевую активность, диалогическую речь;
  • развивать фонематические процессы, слуховое внимание, память, мышление.

Оборудование: презентация к занятию (Приложение 1), мультимедийная установка, интерактивная доска, магнитная доска, магниты, силуэт дерева, вырезанный из газеты, предметные картинки (снежок, снегопад, снежинка, снегурочка, снеговик, снегокат, подснежник, снегири).

Ход занятия

1. Организационный момент

Приложение 1

Слайд 1 Дети входят под музыку. Музыка включается на доске нажатием на значок «звук».
Слайд 2 Загадка:

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокожа, белолица,
Вот махнула рукавом –
Все покрыла серебром. (Зима.)

– Вы уже догадались, что сегодня мы с вами поговорим о зиме.

2. Беседа о зиме

Слайд 3 – Когда мы говорим «Вот и наступила зима?»

Дети отвечают, затем педагог подводит итог:

Слайд 4 – Действительно, дни становятся короче, а ночи длиннее.
Слайд 5 – Температура воздуха понижается, становится холодно.
Слайд 6 – Реки, озера и другие водоемы покрываются льдом.
Слайд 7 – Идет снег. Как называется это явление? (Снегопад.)
Слайд 8 – Как называются большие завалы снега? (Сугробы.)

Почему зимой идет снег, а не дождь?

Слайд 9–10 – Растут ли деревья зимой? Какие условия необходимы для роста растений (тепло, свет, влага), есть ли эти условия зимой?

3. Игра на образование однокоренных слов

– Зимой деревья, конечно, не растут, но я вам хочу показать одно необычное дерево, которое можно растить круглый год. (Подходим к магнитной доске, на которой прикреплен силуэт дерева). Только на нем растут не листья и не плоды, а слова . давайте подумаем, какие слова можно вырастить из слова «снег»?

Дети крепят магнитами на ветки деревьев картинки, обозначающие однокоренные слова.

Снежок, снегопад, снежинка, снегурочка, снеговик, снегокат, подснежник, снегири.

Рисунок 1

Рисунок 2

4. Работа с пословицами

– Ребята, а любите ли вы зиму? Почему?

– А я люблю зиму потому что зимой так много интересных занятий, это и лыжи, и коньки, и санки. Слайд 11

– Зима – замечательное время года, и поэтому про неё есть много пословиц и поговорок, вот например такая: «В зимний холод всякий молод», как вы понимаете это выражение?

– А какие еще пословицы и поговорки о зиме вы знаете?

5. Физкультминутка

Слайд 12 Музыка включается на доске нажатием на значок «звук».

– Давайте немного отдохнем и попробуем под музыку показать, как мы катаемся на лыжах, на коньках, лепим снежки, бросаем снежки.

6. Игра с мячом «Составь словосочетание»

Зима и месяц –
Холод и лед –
Колючка и иголка –
Сила и мороз –
Лед и дворец –
Избушка и заяц –
Пух и снег –
Зима и вечер –
Серебро и сосульки –
Снег и зима –

7. Работа с интерактивной доской

Слайд 13

Обведи карандашом животных, впадающих в спячку

Слайд 14

Обведи карандашом животных, меняющих зимой цвет шкурки

– Какого цвета становится шкурка у белки, у горностая, у зайца?

– Давайте посмотрим, какими становятся эти звери зимой. (Три нажатия на доску – появятся изображения белки, зайца и горностая в «зимних шубках»).

Слайд 15

Обведи карандашом зимующих птиц

8. Итог. Игра «Наряди елку»

Музыка включается на доске нажатием на значок «звук».

Слайд 16

– Скажите одним словом, о чем мы сегодня разговаривали? Какой самый любимый зимний праздник? Новый год совсем близко, давайте мы уже сегодня нарядим елку. Для этого нам надо вспомнить какая бывает зима? Каждый ответ поможет вам повесить игрушку на елку.

Дети называют определения (суровая, мягкая, морозная, снежная и т.п.), подходят к доске и прикосновением к елочке «вешают» игрушку на елку.)