Сценарий литературно-музыкальной композиции "Сороковые, роковые, военные, пороховые…"

Разделы: Литература


Сценарий литературно-музыкальной композиции
“Сороковые, роковые, военные, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!”, посвященный 65-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне.

И мы шагнули в ту войну…

Звучит музыка. (Любая современная. Вмиг зал заполняется танцующими ребятами. В центре, на возвышении появился экстравагантный, весь из себя, с галстуком-бабочкой – ведущий) Перекрикивает музыку.

Ведущий: Дорогие друзья! Итак, после совсем небольшой паузы мы продолжаем нашу грандиозную дискотеку! Танцуйте! Танцуйте все, танцуй каждый! Танцуйте до упада! И как всегда, вместе с вами – ваш Никита Игнатович.

Все вновь затанцевали. На авансцену выходят два взрослых человека: дежурный учитель и учитель истории (Перекрикивая музыку).

Ирина Александровна: – Ужас! Я больше не выдержу!

Вера Юрьевна: – Ребятам нравится, значит им это нужно.

Ирина Александровна: – Мы так не делали. Я уже оглохла, ничего не соображаю. Пойду посижу в учительской (Решительно) Если, что случится,– сразу зовите! (Уходит).

Пауза. Музыка микшируется, но ребята, как бы это не замечают, продолжают танцевать в том же бешеном ритме.

Вера Юрьевна: – (Добродушно улыбаясь) Ну, да. Что только не было в наше время!? Я помню, как приводил в шок наших родителей модные в то время танцы – твист и рок-н-ролл, башмаки на толстючей подошве и узкие в дудочку брюки у парней. Ну, а наши родители твердо были уверены, что это ужас и что это плохо. (Опять посмеивается). А ещё хуже, когда у парня на голове не было фуражки, а у девушки на плечах платка!.. (Смеётся) Ужас! (как бы про себя) Если что случится?.. Вот я сейчас в этом страшном грохоте современной музыке, откровенно говоря, думаю о другом. Готовлюсь к школьному вечеру. Он будет о войне, о победе нашего народа, о дедах – вот этих ребят. (Пауза). Я читаю письма солдат не пришедших с войны, стихи тех, кто воевал… А ведь и они были молоды и счастливы!.. Наверное, и о них говорили: “Ужас!” (Пауза. Как бы про себя) Если что случится… У меня трудная задача. Как увлечь ребят? Как помочь понять величие и трагедию того военного поколения. (Пауза. Вдруг громко, перекрикивая музыку). Ребята! Ребята, идите сюда… (Резко замолкает музыка. Удивлённо смотрят ребята. Подходят. Возгласы)

Девушка: – Вера Юрьевна, что такое?

Юноша: – Ещё же рано!

Юноша: – А чего музыку вырубили?

Вера Юрьевна: – Ребята, я прочту вам письмо…

Девушка: – (Ехидно) Про любовь? (смех)

Вера Юрьевна: – Да и про любовь тоже…

Девушка: – Вера Юрьевна, я чужие письма читать нельзя. (смех)

Вера Юрьевна: – Это можно…

Ведущий: – (Диск-жоккей в микрофон ) По многочисленным просьбам наших учителей и непринужденному приказу Веры Юрьевны – танцы отменяются. Начинается новое развлечение – про любовь! (смеётся) Любит – не любит, плюнет –поцелует. Играют все, и я, как всегда с вами, ваш любимый ведущий Никита Игнатович! (смех)

Юноша: – Никита, заглохни!

Девушка: – Вера Юрьевна, читайте.

Вера Юрьевна: – Разворачивает лист бумаги, читает письмо солдата. Это письмо не должно содержать каких-либо элементов войны, должно быть проникнуто скорее любовью к жизни, к своим близким. Ребята не должны сразу понять, что оно оттуда, из 41 года. Ребята слушают письмо сначала рассеяно, потом все больше и больше внимают.

“Ленок, милая привет! Вот написал первую строчку и остановился. Хотел разорвать письмо, но потом сказал себе: “Трус!” И пишу тебе дальше: “Я ведь тебя впервые назвал милая. А хотелось назвать и любимая. Ну, вот это уже сказано, и поэтому начну свое письмо заново.

Здравствуй, моя милая, моя любимая Леночка! Мы с тобой уже не видимся два месяца, а думаю я все о тебе. Мне, наши парни говорят, что я рассеянный, что летаю где-то в облаках. А я и в самом деле летаю в облаках. Прости, что тогда не сказал тебе все что думал: что я тебя люблю, что я чувствовал, что ты хочешь услышать от меня эти слова. Лена, когда мы встретимся вновь, я тебе это все скажу. А теперь торопят нас, почтальон заберет мое письмо и к тебе. Передавай привет нашим ребятам, как они. Забеги в школу – всем привет, кто там ещё остался. Как там на нашем Старом, Старом Арбате? Работает ещё зоомагазин и есть ли ещё в продаже твои любимые морские свинки.

Ну все, все. Я целую тебя.

Девушка: – Вера Юрьевна, это ваш выпускник?

Вера Юрьевна: – Нет, он старше меня.

Девушка: – Вера Юрьевна, это ваша первая любовь?

Вера Юрьевна: – Нет.

Девушка: – Ой, как таинственно. Вера Юрьевна. Ну, кто это скажите! Как его зовут.

Вера Юрьевна: – Это Николай Дроздов, солдат. А письмо это с фронта, из 41 года. После боя – он погиб. Это было его единственное письмо с войны.

Девушка – Вот это да! А я думала, что сейчас.

Вера Юрьевна: – Я тоже так думала. А сейчас я просто уверена, мы все: и я, и вы – ребята – очень похожи на них. Вот, пожалуйста. Это стихотворение написал Павел Коган. Он никогда не видел своих стихов, отпечатанных в книге. Он погиб в первые месяцы войны. Кто хочет прочитать? Ну, вот ты, (любое имя)!

Юноша: – Я? Вера Юрьевна, да вы что?! Я же спец по дискам, я же…

Вера Юрьевна: – И все же попробуй.

Юноша: – Давай, ________, сверкни талантом.

Юноша:– (Несколько вначале ломаясь, петушиным голосом, в микрофон, как бы выкрикивая очередную репризу. Но потом его “гонор” становится все тише и тише, появляются человеческие интонации).

Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза…
В флибустьерском дальнем море
Бригантина поднимает паруса…

(Кто-то взял гитару, кто-то ещё нараспев произносит слова этой песни. Но вот чей-то сильный, но пока еще детский голос взял на себя смелость и зазвучала песня).

(Пауза. Как-будто, случилось большое и великое. Наверное, это так. Появился настрой, атмосфера, ещё звучат аккорды или перебои гитары).

Вера Юрьевна: – Ты, знаешь, Света, у тебя получилось неплохо!.. Как вы думаете, ребята?

-(Возгласы одобрения)(________ уже не ломается, он просто стоит и о чем-то думает. Это совсем другой человек).

Девушка:– Вера Юрьевна, а можно я.

Юноша: – И я хочу, Вера Юрьевна!

Девушка: – Я тоже.

Вера Юрьевна: – Это правда? Вы действительно этого хотите?..

Все вместе: – Да, Конечно.

Вера Юрьевна: – (Помедлив, как бы изучая лица) Хорошо. Но сначала я расскажу вам историю, она произошла со мной совсем недавно. Я была в музее Российских вооруженных сил. В бесконечных залах стояли до боли знакомые экспонаты – от войны гражданской до победы 1945 года. И вдруг, я увидела съемочную группу из “Останкино”. Телевизионщики куда-то стремительно шли за военным. Среди них был мой знакомый режиссер. Мы поздоровались и он сказал: “Хотите с нами. Мы в закрытые фонды”. Я сразу же согласилась. И вот позади охрана, открыты опечатанные двери. И вот последняя. Вспыхнул яркий свет и мы все остановились как вкопанные: по обе стороны двери стояли две человеческие фигуры, как потом оказалось они были сделаны из воска. Это были солдаты. Один был одет в форму немецкого солдата, а другой в форму бойца Красной Армии.

Ну, что впечатляет? – спросил наш сопровождающий. Там дальше – хранилище стрелкового оружия. Там – война…, добавил он как-то тихо. Он толкнул дверь рукой и она очень легко открылась. Внутри горел ровный, какой-то неживой свет. Огромная комната была вся занята оружием.

Ну, что? – сказал военный – шагнём… и кто-то добавил: “В войну…”.

Юноша: – Вера Юрьевна, а вам не было страшно?

Вера Юрьевна: – Было. И не только мне. А разве тем, кто знал войну не по музейным стендам – не было страшно? А? Ну, что? Шагнём и мы…

Девушка:– В войну!?

Вера Юрьевна: – Скорее, в память.

Юноша: – Шагнём.

(Изменился свет. Два луча прожектора, скрестившись очертили границу прошлого и настоящего. Работают только эти два прожектора. Ребята делают шаг к учителю истории, и сразу заработало радио. Голос Левитана.)

Вера Юрьевна: – Слышите, вот так была объявлена война. А потом… А потом!

(Кадры первых дней войны)

Участник:

– Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа,
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началася война.

Участник:

Война ворвалась в дом,
Как иногда окно
Само собой раскроется со стуком,
Наполнит дом дыханьем и испугом,
Согнет гардин тугое полотно.
Как ливень на запыленном стекле
Порой чертит подобье светлых молний,
Так дух войны сухой тревогой полнит
Последний день почти что детских лет.

Участник:

Новый чемодан длиной в полметра,
Кружка, ложка, ножик, котелок…
Я заранее припас все это,
Чтоб явиться по повестке в срок.
Как я ждал ее! И наконец-то
Вот она, желанная в реках!..
…Пролетело, отшумело детство
В школах, в пионерских лагерях.
Молодость за все родное биться
Повела ребят в огонь и дым,
И спешу я присоединиться
К возмужавшим сверстникам моим!

Участник:

Я маму не целовал давно.
Маленьким был – целовал, душил,
С улицы жаловаться спешил,
Потом торопливо мужать решил.
Думал: “Мужество! Вот оно!”
Думал: “Мужество – вот это вот
Прийти домой и сказать:
– Пока! Я на войну!.. –
Улыбнуться слегка
И повернуться спиной к слезам,
К зовам маминым, –
На вокзал!..”

( Все это идет на интермедии. Слушают объявление войны, резкие звуки гитары на текст “22 июня”. Кто-то из парней отходит от общей массы, берет чемодан. Сборы. И далее, конечно же на каждый стих должна быть интермедия)

Участник:

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы,
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звёздочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, весёлый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
Я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
Пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Участник:

О, Россия! Россия! Могучая Родина,
Беспредельно огромная, как небосвод
Даже солнце, пока полпути им не пройдено,
Тебя сразу лучом своим не обоймет.
Поезда в многодневном пути задыхаются,
Пробежав от закатной черты на восход.
Птицы с неба не раз отдыхать опускаются,
Совершая над ширью свой перелёт.

Участник:

Если вдруг сказали мне:
“Для жизни.
По душе ты место выбирай”, –
Я б ответил:
“Я стремлюсь в отчизне:
Лишь она –
Для сердца лучший край!”
Скажут:
“Счастлив будешь,
Но на годы
Родину придавит кабала”.
Я скажу:
“Не надо мне свободы,
Лишь бы вольной Родина была”.
Тот, ко честь до смерти сберегает,
Кто глядит бестрепетно вперёд,
Мусором тот золото считает –
Родину свою не продает!

Участник:

Под ливнем стали
Перекрестным
Упал боец на пулемет.
Он в звездный миг
Под небом звездным
Открыл для взвода путь вперёд
И так всегда.
В любом движенье
Есть тот,
Кто жертвует собой.
И, на него держа равненье,
Выходят люди в наступленье
Победно завершая бой.

Участник:

“Когда на смерть идут – поют,
А перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою –
Час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
И почернел от пыли минной.
Разрыв и умирает друг
И значит – смерть проходит мимо.

Участник:

“Война велика, бесконечны поля,
Дороги, как старые песни, длины,
И ходит беда, и тоскует земля,
И воет волчицею ветер войны.”

Участник:

“Держась как за личное счастье,
За каждую пять земли, –
Мы под Москвою встали насмерть,
В грунт промерзлый вросли.

Идёт тема войны. Защита Крюково. Письма, воспоминания, документы.

Заиграла гармонь, кто-то несмело перебирает трехрядку. Интермедия.

Участник:

Что – ты, Вася, приуныл,
Голову повесил.
Ясны очи замутил,
Хмуришься, невесел?
С прибауткой – шуткой в бой
Хаживал, дружочек,
Что случилось вдруг с тобой,
Вася-Василёчек?

Участник:

Бить врага – вопрос другой –
С шуткой веселее,
Нет письма от дорогой –
Думушки темнее.
Письмеца недель пяток
Почта не приносит,
Понимаешь ли браток,
Сердце ласки просит…
Не к лицу бойцу кручина,
Место горю не давай.
Если даже есть причина –
Никогда не унывай

Участник:

Ой, гармонь, моя гармонь,
Что ты нос повесила?
Брызни песню, как огонь,
Воевать – так весело.
Забирай пятизарядку,
Выходи охотиться-
Щёлкай фрицев по порядку,
Сколько сердцу хочется.
Минометчик нашей части
Вытворяет чудеса:
Как ударит – фриц на части,
Словно спицы колеса.
Мы из гитлеровских слуг
Приготовим месево.
Запевай же песню друг,
Воевать – так – весело!

Участник: (интермедия, общий танец)

Эй, бойцы-богатыри
Бьются за свободу.
Фронтовые сухари
Выдали к походу.
Много мы прошли дорог
С лютыми боями,
Много выпили, дружок,
Чаю с сухарями.
Эй, ржаные пряники,
Сердцу дорогие,
Сухари-сухарики,
Сухари сухие.

Участник: (прерывая общее веселье)

Мечтатель, фантазёр, лентяй – завистник!
Что? Пули в каску безопасней капель?
И всадники проносятся со свистом
Вертящих пропеллерами сабель.
Я раньше думал: Лейтенант
Звучит "налейте нам”,
И, зная топографию,
Он топает по гравию.
Война ж совсем не фейерверк,
А просто – трудная работа,
Когда – Черна от пота –Вверх
Скользит по пахоте пехота.

Участник:

Пот – не кровь,
Не жалейте пота! –
Проповедовал старшина. –
Такая у нас работа:
Война”.
Лицо застилает потом.
Дорога домой длина.
Взрыгается в грунт пехота,
Ворочает глину рота
Четвертую ночь без сна.
Такая у нас работа –
Война.
Гимнастурки мокры от глины.
Мы копаем траншеи опять.
Нам до Гитлера, до Берлина
Очень нужно их докопать.

Участник:

Ходу, ходу, братцы,
Смело на врагов!
Перед нами город
В тысячу домов. Эх!
Надо его взять.
Родине отдать
Перед нами город
В тысячу домов.

Участник:

За храбрым,за первым, по дымным долинам
Рванулись товарищи в бой –
И знамя победы взвилось над Берлином,
А тысячи звёзд над Москвой.

Участник:

Еще невнятна тишина,
Еще в патронниках патроны,
И по привычке старшина
Бежит, пригнувшись, к батальону.
Ещё косится автомат
На окон черные провалы,
Ещё “цивильные” дрожат
И не выходят из подвалов.
И ,тишиною потрясен,
Солдат, открывший миру двери,
Не верит в день, в который он
Четыре долгих года верил.

Участник:

И была тишина,
Мы могли
На руках ее взвесить.
И такая была тишина,
Что мы слышали явно:
Снова жадные корни
Весеннюю влагу сосут.
Было слышно,
Как птичья любовь
Между ветками дышит.
И звенело молчанье
И билось,
Как щука в траве.
И была тишина,
И глаза узнавали глаза –
Человек человека
Окликал на великом
Земном языке.

Участник:

Мир, как окно, для воздуха распахнут,
Он нами пройден, пройден до конца.
И хорошо, что руки наши пахнут
Угрюмой песней верного свинца.
И, как бы не давили память годы,
Нас не забудут потому во век,
Что, всей планете делая погоду,
Мы в плоть одели слово “Человек…”!

Участник:

Возвращались солдаты с войны
По железным дорогам страны
День и ночь поезда из везли.
Гимнастерки их были в пыли
И от пота ещё солены
В эти дни бесконечной весны.
Возвращались солдаты с войны.

Участник:

Говори о звездной ночи,
О берёзах, об осинах, –
Говори о чем захочешь,
Лишь бы только о России
Лишь бы только за беседой
Отдохнул я от чужбины.
Говори мне о соседях,
Говори мне о рябине.
Говори о звездной ночи,
О рязанском небе синем, –
Говори о чем захочешь,
Лишь бы только о России.

(И переборы русской тальяночки, ушли, вступила гитара, “дворовая”, простая, незатейливая).

Участник:

В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Серёжка с Малой Бронной
И Витька с Маховой.
А где-то в людном мире
Который год подряд
Одни в пустой квартире
Их матери не спят.
Свет лампы воспаленной
Пылает над Москвой
В окне на Малой Бронной
В окне на Маховой.
Друзьям не встать. В округе
Без них идет кино,
Девчонки, их подруги,
Все замужем давно.
Пылает свод бездонный
И ночь шумит листвой
Над тихой Малой Бронной,
Над тихой Моховой

(И стояли все они, и молчали все они. И тишина стояла, такая как полагается, вспоминая тех, кто не пришел с войны.)

Минута молчания.

Вдруг на сцену вбегает учительница.

– Вера Юрьевна! Что!? Что случилось? Что, убило кого? Драка. (Молчание). Да что же вы молчите. Господи, ну не пугайте вы меня (и плачет) Скажите же!!..

В.Ю.: Ничего, ничего…

Просто мы возвратились с войны.

Звучит известная мелодия песни “День Победы!”

Общий поклон.

Презентация