Обобщающий урок геометрии "Четырехугольники и их свойства". 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Цели:

Обучающие:

  • Закрепить свойства и определения фигур, научить составлять сравнительную характеристику;
  • Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала.

Развивающие:

  • Развитие пространственного мышления с опорой на полученные ранее знания ребенка по теме «Четырехугольник».

Воспитательные:

  • Развитие познавательного интереса.
  • Развитие логического и математического мышления.
  • Умения работать в команде.

Оборудование: гонг, геометрические фигуры: параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция, ножницы, плотная бумага, чертеж башенного крана, фишки, компьютер, экран.

Структура урока:

  1. Объявление темы урока, целей и правил игры;
  2. Организационный момент: дети делятся на пять команд по-своему желанию (2 мин);
  3. Устная разминка (3 мин);
  4. Подготовка к продаже фигур (5 мин);
  5. Продажа фигур (по 3 мин);
  6. Торги (по 2 мин);
  7. Работа с чертежом башенного крана (2 мин);
  8. Практическая работа, составление «графа» (5 мин);
  9. Подведения итога «торгов». Выставление оценок.

Подготовительная работа: Об этом уроке сообщается в начале изучения темы. Проводятся еженедельные консультации по обработке найденного материала, связанного с четырехугольниками. Даются рекомендации по использованию словарей, энциклопедий.

Ход урока

На продажу выставляются:

параллелограмм;
ромб;
прямоугольник;
квадрат;
трапеция.

1. Устная разминка.

Продолжи фразу:

  • Четырехугольник это…
  • Параллелограмм это…
  • Прямоугольник это …
  • Ромб это …
  • Квадрат это …
  • Трапеция это …
  • Любой прямоугольник является …
  • В ромбе диагонали …
  • Любой квадрат является …

Трапеция отличается от параллелограмма тем, что…

2. На столе лежат пять четырехугольников, по одному каждого вида.

Фигура определяется группе путем жеребьевки среди капитанов команд.
Командам дается пять минут на подготовку к продаже своей фигуры.
Надо рассказать о ней все, чтобы найти покупателя.

В это время работа с болельщиками, за правильный ответ получают фишки, которые в конце урока могут отдать любой команде.

Вопросы-«путанки»:

  1. Параллелограмм – это ромб? (Нет)
  2. Ромб – это параллелограмм? (Да)
  3. В любом четырехугольнике диагонали делятся пополам? (Нет)
  4. В любом четырехугольнике сумма двух внутренних углов =180? (Нет)
  5. У всех четырехугольников противоположные стороны равны? (Нет)
  6. Сумма внутренних односторонних углов трапеции равна 180? (Да)
  7. Если диагонали в четырехугольнике перпендикулярны, то этот четырехугольник ромб? (Нет)
  8. В прямоугольнике все углы равны 90? (Да)
  9. В ромбе диагонали являются биссектрисами? (Да)
  10. Высоты в равнобедренной трапеции, опущенные на основание.
  11. Если сторона прямоугольника в 2 раза меньше одной из диагоналей, то один из углов, образованных диагональю со сторонами, равен 60?

3. Начинаются торги каждой командой своей фигуры. Здесь может быть использован и дополнительный материал, один ученик проговаривает, а другой демонстрирует на фигуре путем перегибания, сравнивания, наложения, измерения (развитие моторики пальцев). Члены команды следят за выступлением и имеют право дополнять. Шагом торгов является вопрос от любой команды или болельщика. Фигура считается проданной по последнему вопросу. Покупатель получает в подарок две фишки.

4. На доску вывешивается чертеж башенного крана (рисунок 1), для построения используются все виды четырехугольников.

Задание: Найти и сосчитать количество каждого вида четырехугольника за одну минуту. За каждый правильный ответ получают фишку.

Практическая работа: Разрезать фигуру двумя линиями так, чтобы из полученных частей можно было составить фигуру другого вида четырехугольника. Показать всем зрителям и назвать общие и отличающие свойства фигуры от предыдущей фигуры. За правильный ответ получают фишку.

5. Все вместе команды под руководством учителя составляют «граф» по теме «Четырехугольник» на компьютере. Схема проецируется на экран.

Жюри, состоящее из ребят старших классов и учителя, подводят итоги:

7–6 фишек отметка «5»
5–4 фишек отметка «4»
3–2 фишки отметка «3».

Подводятся итоги, выставляются оценки членами жюри всем членам команды. Благодарим за работу всех участников торгов!

Домашняя работа: подготовиться к контрольной работе по теме «Четырехугольники».