Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ОНР "Приставочные глаголы"

Разделы: Логопедия


Цель: Формировать навык образовывать приставочные глаголы.

Задачи:

  • Образовательная: учить образовывать приставочные глаголы, использовать их в речи; учить согласовывать приставочные глаголы с существительными.
  • Развивающая: развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
  • Воспитательная: воспитывать в ребенке чувство прекрасного, бережное отношение к птицам, доброту к братьям нашим меньшим.

Оборудование:

  • сюжетная картинка: «Осень»;
  • предметные картинки с изображением Лаптя, Пузыря, Соломинки;
  • картина дороги к лесу;
  • эмблемы команд;
  • игрушка – «лиса», «гном»;
  • предметная картинка – «дерево»;
  • кастрюля с овощами;
  • мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет слова – действия.

2. Введение в тему.

Загадка об осени:

Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает,
Когда это бывает?

– Что происходит осенью? Назовите признаки осени. (Стало холодно. Дни стали короткими. Часто идет дождь. Небо затянуло тучами. Редко светит солнце. Оно не греет. Люди надели теплую одежду. Листья на деревьях пожелтели и осыпались. Трава увяла. Дикие животные готовятся к зиме. Птицы улетели в теплые края.)

– Какие птицы улетают в теплые края? (Ласточка, грач, скворец, дрозд, журавль и т. д.).

– Как называются эти птицы? (Перелетные)

– А почему они улетают? (Им холодно и голодно)

3. Новая тема.

Раздается стук в дверь. Логопед выставляет картинки : Лапоть, Соломинка, Пузырь.

– Лапоть, Соломинка, Пузырь пришли к нам в гости из сказки. Но пришли не просто так, а за помощью. Им нужно спасти одну птичку.

Загадка:

Спереди шильце,
Сзади вильце,
Сверху черное суконце,
Снизу белое полотенце. (Ласточка)

Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, точно вилы.
Если я летаю низко, –
Значит дождик где-то близко. (Ласточка)

Ласточка собралась лететь на юг вместе с остальными птицами, но ее поймал и посадил в клетку гном. А клетку спрятал в дремучем лесу. И вот теперь ласточка замерзнет и погибнет, если мы ее не спасем.

– Для этого нам нужно разделиться на 3 команды:

1-ая команда будет помогать Лаптю;
2-ая команда – Соломинке;
3-ая команда – Пузырю.

(Раздаются эмблемы)

– И вот наши герои отправились в лес. Чтобы добраться до леса, им надо выйти из дома, дойти до моста, подойти к мосту, перейти мост, сойти с моста, пройти по дороге, войти в лес.

– Лапоть поедет на машине. Какие действия он будет совершать? (выехал из гаража, доехал до моста, въехал на мост, переехал мост, съехал с моста, поехал по дороге, въехал в лес) – отвечает 1-ая команда.

– Пузырь полетит. Какие действия он будет совершать?

Аналогично. Отвечает 2-ая команда.

– Соломинка побежит. Какие действия она будет совершать?

Аналогично. Отвечает 3-ая команда.

4. «Вылечим лису».

Шли они по лесу, шли, и по дороге им встретилась лиса. Она попала в капкан, поранила лапки. С собой в дорогу они взяли аптечку. Лапоть, Соломинка, Пузырь стали ее лечить.

Пузырь достал из аптечки мазь.
Пузырь ей лапки мазью … .(помазал).

Лапоть взял бинт.
Лапоть лапки бинтом … .(перебинтовал).

Соломинка взяла микстуру.
Соломинка в ложечку микстуру … .(налила).

Лиса микстуру… .(выпила).

5. «Посади дерево».

Пошли они дальше. И вдруг дорогу им перегородило дерево, его повалил сильный ветер. Нужно посадить новое, молодое дерево.

– Как мы будем сажать дерево?
Сначала выкопаем ямку.
Дерево в эту ямку посадим.
Землей засыплем корни.
А для того, чтобы дерево быстрей росло, мы его польем.

6. Физкультминутка.

Шли, мы шли.
К избушке мы пришли.
Вокруг избушки обошли.
К двери подошли.
И в дом вошли.
Ходьба на месте
Домик из рук.
Повернуться вокруг себя
Стук в дверь рукой, топанье ногой
Присесть на стульчики.

7. «Накормим Гнома».

В доме сидит Гном. Он очень голоден и сердит.
Чтобы нам его задобрить, мы его накормим. Гном любит суп из овощей.
– Какой будем варить суп для Гнома? (овощной)
– Из каких овощей будем варить суп? (из капусты, из картошки, из моркови, из свеклы… ).
– Для того чтобы сварить суп, какие действия нам нужно совершить?
Очищаем овощи.
Порежем овощи: картошку, морковь, лук и т.д.
Положим их в кастрюлю.
Нальем в кастрюлю воды.
Кастрюлю поставим на плиту (огонь).
Когда вода закипит, мы ее посолим.
Наш суп сварился.
Мы его с огня снимем.
Половником в тарелку суп нальем.
Гнома супом накормим.
Давайте вспомним, какие же мы действия выполняли (делали), когда варили суп?

8. Игра «Исправь ошибки Гнома».

Гном поел и повеселел. Он приготовил для вас задание.

Части слова перепутались.
Мама поливает суп в тарелку.
Садовник выливает клумбу.
Паша поливает молоко в стакан.
Таня наливает воду из стакана.
Толя заливает чай в чашку.
Катя выливает кисель из стакана в стакан.

9. Игра «Наоборот».

Гном хочет с вами поиграть в мяч. Вы ловите мяч и говорите противоположное по смыслу слово – «наоборот».

Прилетел – улетел
залетел – вылетел
убежал – прибежал
вышел – вошел
закрыл – открыл
положил – взял
налил – вылил
одел – раздел
развязал – завязал
закопал – откапал

10. Итог занятия.

Ласточку мы с нашими героями освободили. Она теперь успеет улететь на юг. Она вам очень благодарна. И чтобы вы ее не забывали, она вам дарит открытки с ее изображением.