Грамотность начинается с умения читать

Разделы: Начальная школа


Обучение – сложный процесс, как для детей, так и для взрослых – родителей и педагогов. И дело не в том, что кому-то учение дается легко, а кто-то испытывает те или иные трудности. Современная действительность ставит перед всеми участниками образовательного процесса совершенно новые задачи.

Изменилось понимание грамотности современного молодого человека. Сегодня быть грамотным – это иметь образование на уровне средней школы, уметь работать на компьютере, уметь общаться на родном и иностранном языках, уметь быстро и качественно работать с информацией (информационная грамотность), т. е. уметь прочитать, сделать заметки по тексту, изложить, написать ответный текст, который может иметь форму письма, справки, сообщения.

Всемирная Организация Здравоохранения включает показатель грамотности в 12 наиважнейших показателей, определяющих здоровье нации. Организация Объединенных Наций считает грамотность и продолжительность жизни одинаково важными характеристиками жизни народа.   Десятилетие 2003 – 2013 объявлено ЮНЕСКО Десятилетием грамотности. Какое отношение имеет вышесказанное к нашим младшим школьникам? Да самое прямое. Грамотность начинается с умения читать.  В настоящее время изменился подход к чтению, в том числе и к чтению младших школьников.   Ежегодно проводится рубежный контроль знаний учащихся общеобразовательных школ по основным предметам.  Читательские умения учащихся рассматриваются по 10 критериям. Первый: “Упорядочивание объектов по алфавиту и/или числовым параметрам (возрастанию или убыванию), упорядочивание информации, содержащейся в тексте, установление простейших закономерностей”.  Умение – это то, чем ребенок хорошо владеет, а значит и задания для проверки умений даются не самые простые.   Далеко не все дети справляются с такой работой без предварительной подготовки. Чтобы помочь ребенку преодолеть трудности, необходимо выяснить, в чем именно наблюдаются затруднения. Серия специальных упражнений поможет ребенку овладеть необходимыми умениями и навыками.

Упорядочивание объектов по алфавиту

Многие учебники по разным предметам включают задания расположить по алфавиту группу слов. Для выполнения данного задания ребенок должен хорошо знать алфавит. Если нет слов, начинающихся с одной и той же буквы, сложностей обычно не возникает. В том случае, когда ребенок вынужден ориентироваться и на первые буквы слов, и на последующие, возникают трудности.

Пример задания, вызывающего трудности: Расположите по алфавиту слова.

Аллея, ритм, паркет, корова, алфавит, трясогузка, алгебра, корзина, пароход, кормушка, комар, муравьи, яблочный, абрикос.

Иногда затруднения возникают из-за того, что ребенок недостаточно внимательно прочитывает задание к упражнению, и в процессе его выполнения соскальзывает на когда-то выполненные.

Пример заданий, вызывающих трудности: Расположите по алфавиту слова.

  1. Именительный, винительный, предложный, дательный, родительный, творительный.
  2. Малюсенький, большой, маленький, большущий, огромный, гигантский.

Упорядочивание объектов по числовым параметрам (возрастанию или убыванию).

Проще всего детям удается располагать в порядке возрастания и убывания цифры от 1 до 20. Ошибки встречаются при работе с цифрами от 20. Еще большие затруднения возникают при работе с цифрами, имеющими неодинаковое количество знаков.

Например: Расположи в порядке возрастания (убывания).

6789, 65, 432, 3, 890, 1123, 1124, 67, 32.

Труднее идет работа с именованными числами.

Например: Расположи в порядке возрастания (убывания).

1 см, 2 км, 2 дм, 6 м, 250 мм.

Недостаточный словарный запас и знания об окружающем мире затрудняет аналогичную работу со словами.

Например: Расположи в порядке возрастания (убывания).

  1. Ветерок, ветрище, ураган, ветер, смерч.
  2. Час, месяц, сутки, год, високосный год, день, неделя, столетие.

Для подобной работы материал можно подбирать самый разнообразный, главное – помочь ребенку понять, как выстраивается та или иная закономерность.

Упорядочивание информации

Ребенок должен уметь по порядку изложить те или иные данные.

В основе этого умения лежит рядоговорение – умение перечислить по порядку дни недели, месяцы, времена года и т.д., умение рассказать о прошедших событиях (например, о вчерашнем дне) подробно по порядку.

Много тренировочных текстов содержится в учебниках иностранного языка, в которых необходимо последовательно изложить распорядок дня героя рассказа, рассказать о его занятиях, увлечениях и т.д.

Интересные упражнения содержатся и в различных детских журналах, когда предлагается ребенку расположить картинки в порядке следования событий.

Для развития данного умения желательно выбирать тексты, содержащие смену событий, тогда ребенку будет проще понять и передать, что было вначале, что потом. Постепенно

Установление простейших закономерностей

Умение устанавливать простейшие закономерности формируется в дошкольном возрасте. Это умение помогает детям отгадывать загадки, понимать значение поговорок и пословиц. Загадки помогают развивать речь и мышление детей.

Интерес у детей вызывает игра “Если…, то…”, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.

Например: “Если я буду в библиотеке, то выберу интересную книгу”.

Народные приметы так же способствуют формированию данного умения.

Какие специальные упражнения можно использовать?

  • Составление рассказов по серии картинок.
  • Продолжи предложение (Например: Мама вышла на улицу…).
  • Составь рассказ по данному началу, началу и концу.
  • Придумай начало рассказа.
  • Вставь слово.
    (Какой?)… в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. (Какой?)… лист и (какая?)…травинка.
  • Составь предложение.
    (В мы рощу пруда мимо ходили.)
  • Составь рассказ.
    (Спит Маша и видит сон. Дом у него был изо льда. Позвал он Машу в дом. Сидит на лавочке Мороз Иванович. На стенах блестели снежные звездочки. На полу лежал пушистый снег.)

Читательские умения выходят далеко за рамки сложения слогов в слова и чтение предложений. Овладение чтением – первый шаг к мастерству. Необходимо работать с ребенком по всем направлениям, тогда овладеть мастерством чтения ему будет значительно легче.