Путешествие на железнодорожном транспорте

Разделы: Начальная школа


По данной теме педагог использует варианты выполнения практической работы по изготовлению модели (конструкции) железнодорожного транспорта (в зависимости от возрастной группы обучающихся).

Вариант 1

Для обучающихся 7-8 лет предполагается выполнение творческого задания ( работа в паре), проверку теоретических знаний и практических умений при выполнении симметричного вырезания, составление коллективной работы.

Отводится одно занятие продолжительностью 45 мин.

Занятие проводится в игровой форме.

Рекомендуется для учителей начальной школы, а также для педагогов дополнительного образования работающих с младшим школьным возрастом.

Приложения

Приложение 1. «Составь слова».

Приложение 2. Историческая справка по ж/д транспорту

Приложение 3. Вариант шаблона для симметричного вырезания

Приложение 4. Оценочный лист.

Приложение 5

Тема программы: Моделирование с элементами конструирования «Железнодорожный транспорт»

Тема занятия: “Путешествие на ж/д транспорте”.

Цель: Систематизировать знания и закрепить умения по теме «Симметрия. Симметричное вырезание».

Задачи:

Образовательные

  • обучать простейшим способам обработки материалов.

Развивающие

  • формировать конструкторское и пространственное мышление;
  • Развивать умение применять имеющиеся теоретические знания в практической деятельности через решение проблемных заданий.

Воспитательная

  • Воспитывать коммуникативность при выполнении практического задания.
  • способствовать формированию у обучащегося мотивации достижения успеха.
  • формировать потребность в практической деятельности

Участники: обучающиеся 8-9 лет – 12-15 человек.

Оформление: согласно теме «Железнодорожный транспорт»

Рекомендации:Для оформления кабинета и удобства работы во время занятия педагогу лучше всего использовать магнитные доски и стенды, но если материально-техническая база не позволяет этого сделать, то можно использовать и обычные, в этом случае для крепления необходимых наглядностей используется 2-хсторонний скотч.

Оборудование: Доска, столы для работы, демонстрационный стол, необходимые материалы и инструменты.

Материалы и инструменты (по количеству участников):

а) для педагога

б) для детей

Продолжительность занятия – 45 минут.

План занятия:

I. Организационный этап (2 мин.)

  • Приветствие детей

II. Подготовительный этап (13 мин.)

  • Объявление темы и постановка цели занятия (через творческое задание).
  • Исторические сведения

III. Основной этап (20 мин.)

  • Практическая работа “Железнодорожный транспорт».
  • Оформление композиции «Путешествие на ж/д транспорте»
  • Уборка рабочих мест.

IV. Заключительный этап (10 мин.)

  • Организация мини-выставки.
  • Анализ работы.
  • Диагностика.

Методы обучения: программированный, эвристический, проблемный.

Формы обучения: беседа, устный опрос, практическая работа.

Формы организации детей на занятии: групповая, фронтальная.(применимы и другие формы)

Содержание занятия

I. Организационный этап (2 мин.)

  • Приветствие детей.

Методические рекомендации: возможно приминение деления детей на команды (группы). Деления на команды вносит элемент случайности, что позволяет избежать ситуации типа – “Я дружу с этой девочкой, поэтому буду работать только с ней».

II. Подготовительный этап(10 мин.)

  • Объявление темы и постановка цели занятия (через выполнения творческого задания ).

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Какой вид транспорта можно использовать чтоб совершить путешествие? (Варианты ответа детей).

Педагог: А вот чтобы узнать на каком транспорте мы с вами отправимся, вам для этого необходимо выполнить задание

Выполнение творческого задания - «Составь слова» ( предлагаются разрезанные слова на буквы. Каждое слово имеет свой определенный цвет. Данное слово ассоциация с видом транспорта. Работа в паре.

Педагог: Какие слова у вас получились?

Ответы детей (рельсы, билет, вагон, станция). Это поезд.

Педагог: Правильно, молодцы. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на поезде.

А кто из вас знает, когда был построен первый поезд? Варианты ответа детей.

Педагог дает историческую справку о железнодорожном транспорте с демонстрацией его видов, через проектор или наглядные изображения.

Педагог: Для выполнения композиции «путешествие на ж/д транспорте» нам необходимо изготовить железнодорожный состав который будет состоять из элементов. Каких?

Ответы детей (вагоны, паровоз). Дети предполагают, что на поезде можно путешествовать в любое время года, а так же проезжать лес, город, деревни, поля. Это будет использовано при оформлении композиции, по выбору.

Основной этап (23 мин.)

Практическая работа “Изготовление ж/д транспорта на основе симметричного вырезания».

Педагог: используя правило симметричного вырезания. мы с вами можем изготовить паровоз и вагоны.

Методические рекомендации: На данном задании используются готовые шаблоны вагона и паровоза (с целью экономии времени), но если время позволяет можно предложить ребятам разработать собственные формы (или выполнить это задание на предыдущем занятии).

В начале выполнения практической работы повторяем правила техники безопасности, правила работы с клеящим карандашом, правила разметки и правила симметричного вырезания.

- Оформление композиции «Путешествие на ж/д транспорте»по замыслу обучающихся

Педагог: Кто справился со своим заданием, может прибирать свое рабочее место. Ваши композиции располагаем на демонстрационном столе.

  • Уборка рабочих мест.

IV. Заключительный этап (10 мин.)

  •  Организация мини-выставки.
  • Анализ работы.

Педагог: Давайте посмотрим на композиции которые у вас получились. Какие трудности возникли при выполнении работы? Оцените работу используя таблицу с баллами.

Педагог: А сейчас мы подведем итоги работы Диагностика.

Педагог: Молодцы. Я благодарю всех за работу на занятии.

Литература

  1. Агафонова И. Учимся думать.- С.- Петербург: МиМ –Экспрес, 1996.
  2. Гин А. А. Приемы педагогической техники. – М.: Вита-Пресс, 1999.
  3. Журавлева А. П Начальное техническое моделирование.- М: Патриот, 1990
  4. Зак А. 3. Развитие умственных способностей младших школьников. –М : Просвещение: Пладос. 1994
  5. Перевертень Г. И. Техническое творчество в начальных классах. М:Просвещение, 1998