Тематический час для педагогов "Знатоки правил дорожного движения"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • активизировать знания педагогов детского сада об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах города
  • способствовать формированию у педагогов потребности в планомерной, систематичной работе по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах города

Методическое обеспечение: оформление карточек, на которых описаны проблемные ситуации; размещение столов (на 2 группы) в методическом кабинете; оформление выставки по ПДД; подготовка материала для команд – бумага для рисования, фломастеры и карандаши, трафареты, зеленый флажок (поднятый зеленый флажок означает готовность команды ответить на вопрос); доска (прикрепленная к стене или выносная), на которой мелом будут отмечаться результаты конкурсов; игра “Дорожные знаки” (пазлы)

Методика проведения: воспитателей разделить на две команды для проведения соревнования. Можно за правильные ответы раздавать фишки, чтобы определить знатока ПДД.

План проведения:

  1. Актуальность проблемы
  2. Интеллектуальная игра “Знатоки правил дорожного движения”
  3. Итоги тематического контроля “Организация и проведение работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма в ДОУ” (материалы для проведения тематического контроля представлены в Приложении 1)

Уважаемые педагоги! Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важной проблеме – воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность очевидна: российская статистика свидетельствует, что число случаев детского дорожно-транспортного травматизма увеличивается

Мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – это процесс длительный. Работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на улицах города, в городском транспорте – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической.

Строя свою работу по обучению ПДД воспитатель должен сам хорошо знать эти правила, хорошо ориентироваться в методических пособиях, помогающих в работе с детьми. Выявить лучших из вас сегодня поможет интеллектуальная игра “Знатоки методики”.

1-е задание – приветствия команд.

В течение 2-х минут придумать название команды и девиз, связанные с темой нашей игры: дорожным движением.

2-е задание – блиц-опрос или разминка.

У меня в руках карточки с вопросами. Я зачитываю вопрос. Команда, которая знает ответ на него, быстро поднимает вверх свой зеленый флажок – они лежат на ваших столах. За каждый правильный ответ команда получает одно очко. При неправильном или неполном ответе другие команды могут высказать свое мнение и получить призовые очки.

Блиц-опрос:

  • Что такое проезжая часть улицы?
  • Какая часть улицы предназначена для пешеходов?
  • Какие виды пешеходных переходов бывают? (Регулируемые и нерегулируемые, наземные, подземные и надземные пешеходные переходы.)
  • Где дети могут кататься на велосипедах?
  • Как следует держать ребенка за руку при переходе улицы? (Крепко за запястье, чтобы ребенок не вырвал руку.)
  • Как должен взрослый с ребенком входить в автобус? (Ребенок входит первым, взрослый – за ним.)
  • Как должен взрослый с ребенком выходить из автобуса? (Взрослый выходит первым, ребенок – за ним.)
  • Как следует переходить улицу при выходе из транспорта? (Необходимо дождаться, когда транспорт отойдет. Если в поле видимости нет перехода, внимательно осмотреть дорогу и начать переход, только убедившись, что он безопасен.)
  • Когда и в какой стране появился первый светофор? (В 1868 году, в г. Лондоне, перед зданием парламента.)

После окончания блиц-опроса жюри подводит итоги, подсчитывая количество правильных ответов и оценивая активность каждой команды.

3-е задание – Решение проблемных задач.

Каждой группе предлагается проблемная ситуация, описанная на карточке.

Ситуация 1.

Мама с мальчиком шли по улице. На противоположной стороне мальчик увидел бабушку и бросился к ней. По улице двигались автомобили. Как надо было действовать маме?

Ответ. Мама должна была крепко держать ребенка за руку, идя вблизи движущихся машин.

Ситуация 2.

Мама с ребенком стоит на тротуаре, дом на противоположной стороне улицы, переход в 100 метрах выше от их местоположения. В транспортном потоке виден просвет. Мама хочет быстро перейти улицу не по разметке перехода. Ребенок тянет ее назад, объясняя, что в детском саду его учили переходить проезжую часть только по переходу. Как следует поступить маме?

Ситуация 3. Ребенок вышел на пешеходный переход сразу после того, как проехал большой грузовой автомобиль. За грузовиком двигался с большой скоростью легковой автомобиль, которого ребенок не видел из-за грузовика.

Вопрос. Что могло произойти? Как надо поступить ребенку?

Ответ. Ребенок мог попасть под автомобиль. Перед переходом ребенку надо было остановиться, осмотреться, подождать, пока пройдет автомобиль, закрывающий обзор проезжей части, и только тогда начать переход.

Ситуация 4. Школьник и женщина с ребенком стояли у светофора. Зажегся красный и желтый сигналы светофора. Школьник бегом бросился через переход.

Загорелся зеленый сигнал. Женщина посмотрела, нет ли приближающихся на большой скорости машин, что автомобили затормозили у стоп-линий, ступила на переход и пошла через улицу, крепко держа ребенка за руку.

Вопрос. Что могло произойти со школьником? Правильно ли поступила женщина с ребенком?

Ответ. Школьник мог попасть под автомобиль. Движение на красный и желтый сигналы, горящие одновременно, запрещено. Женщина поступила правильно.

4-е задание – “Кто последний?” – чья команда больше назовет глаголов, связанных дорогой, движением, транспортом (лексический словарь педагогов).

5-е задание – “Правила организации прогулок” (время для обсуждения – 1 минута).

Сколько взрослых должно сопровождать детей во время целевых прогулок и экскурсий?

Во время прогулок, связанных с необходимостью перехода проезжей части детей должны сопровождать не менее 2 взрослых, заранее прошедших инструктаж. Затем взрослые проводят инструктаж с детьми.

Как должны быть построены дети при движении на улице?

перед началом движения дети строятся в колонну по 2 человека, держась за руки. Желательно, чтобы в руках у детей не было никаких предметов или игрушек. Сопровождающие должны иметь при себе красные флажки.

6-е задание – “Кто знает пословицы, поговорки по дорожному движению”.

Тише едешь – дальше будешь.
Ехал прямо, да попал в яму.
Опасайся бед, пока их нет.
Гляди в оба, да не разбей лоба.

7-е задание – “Дорожная математика”.

Задача 1:

Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные ребята остались играть на дороге. Сколько ребят поступили правильно? (Никто.)

Задача 2:

Четыре мальчика поехали кататься на велосипедах по улицам города. Одному из них было 13 лет, остальным – 15. Сколько ребят не нарушили Правила дорожного движения? (Трое. Ездить по улицам можно с 14 лет.)

8-е задание – “Дорожные знаки” – чья команда быстрее подберет дорожный знак к соответствующему изображению (игра-пазлы).

9-е задание – “Дорожные знаки”.

Все мы знаем, что правильно двигаться по улицам города и пешеходам и водителям транспортных средств помогают дорожные знаки. Я уверена, что все знают, какими бывают дорожные знаки. (Предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.) Сейчас мы предлагаем участникам каждой команды придумать свой оригинальный дорожный знак, который, как они считают, совершенно необходим в нашем городе. На ваших столах есть все необходимое, чтобы нарисовать свой собственный дорожный знак.

На выполнение задания командам дается по 5 (максимум 10) минут.

Когда рисунки закончены, представитель каждой команды предъявляет работу жюри, предлагая угадать, что означает этот знак, затем представляют свое название.

Заключение.

Дети – наша надежда и опора. С детьми связано наше будущее. И не надо допускать, чтобы жизнь детей подвергалась опасностям.

Литература:

  1. Скорлупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме “Правила и безопасность дорожного движения”. – М.: “Издательство Скрипторий 2003”, 2004. – 80с.
  2. Данилова Т.И. Программа “Светофор” Обучение детей дорожного возраста Правилам дорожного движения. – СПб., издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2009. – 208с.
  3. Сборник материалов из опыта работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма дошкольных образовательных учреждений г. Архангельска. – Архангельск, 2008.