Проектная методика обучения английскому языку

Разделы: Иностранные языки


Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранных языков

Уже четвертый год я работаю над темой “Проектная методика обучения английскому языку. Именно она улучшает самостоятельное мышление школьников и в значительной мере способствует повышению качества приобретенных ими знаний. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

В основу метода проектов положена идея, ее направленность на результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, я стараюсь научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, уметь устанавливать причинно-следственные связи. В этом и заключается эффективность проектного метода. При создании проекта повышается интерес учащихся к языку, расширяется их кругозор, учащиеся учатся четко ставить проблему и находить пути ее решения. Я считаю, что проектная деятельность очень эффективна, т.к. она характеризуется высокой коммуникативностью, активным включением в реальную деятельность, принятием личной ответственности за продвижение в учебе.

Проектная   работа на уроках английского языка

Проект – это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка.
Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая обеспечивает:
1. значительное повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности;
2. повышение уровня внутренней мотивации учащихся;
3. повышение уровня самостоятельности учащихся, уровня сплоченности коллектива;
4. повышение общего интеллектуального развития учащихся.
Проектная методика основана на личностно - деятельностном подходе и в большей степени способствует формированию вторичной языковой личности, развитию и совершенствованию первичной языковой личности, а значит и совершенствованию иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенции школьников в целом.
Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплоченность коллектива, а также общее интеллектуальное развитие учащихся. Компьютерные технологии с использованием мультимедийных ресурсов необходимы для построения эффективной коммуникации всех участников проекта.  Ориентируясь на те цели и задачи, которые стоят перед учителем иностранного языка, и, зная запросы учащихся в современном мире, я  применяю в своей работе данную методику.

Применение проектной методики особенно актуально на старшей ступени обучения  средней общеобразовательной школы. Именно на завершающем этапе обучения учащихся я предлагаю страноведческий проект.

Проект “ Я познаю мир”

Тип проекта - информационный

Цель проекта:

- формирование культурно-страноведческой компетенции;

- формирование навыков общения на английском языке;

- приобретение знаний из различных источников.

Задачи проекта:

- научиться самостоятельно искать необходимую информацию;

- научиться обрабатывать информацию, полученную от учителя и самостоятельно;

- научиться представлять результаты своей работы с использованием информационные технологий.

Предметные области - иностранный язык, история, литература, информационные технологии, география.

Ожидаемый результат - создание презентаций; веб-сайта; публикация.

Участники - учащиеся- 8-11 классов.

Продолжительность проекта - 2 года.

В результате реализации проекта учащиеся:

- узнают о достопримечательностях стран;

- знакомятся с выдающимися людьми, обычаями и традициями.

- расширяют знания по истории, географии, литературе.

Зачем нужен страноведческий проект в преподавании английского языка и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Какие проблемы можно решать доступными учащимся языковыми средствами.

Английский язык - элемент культуры. Он функционирует в рамках определенной культуры, следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, с особенностями формирования страноведческой компетенции. Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же - средство формирования и формулирования мысли. Отсюда следуют методические выводы:

- чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности необходима устная практика для каждого ученика.

- чтобы учащиеся воспринимали английский язык как средство межкультурного взаимодействия необходимо знакомить их со страноведческой тематикой.

Необходимо искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы он на практике могли познавать особенности функционирования английского языка в новой для них культуре.

Этапы работы над проектом:

Выполнение проекта включает в себя несколько этапов:

I - Power Point ( презентация)

II - публикация (Publisher)

III - создание web-site.

Успех реализации проекта во многом зависит от правильно организованной работы и совместных усилий участников проекта на всех этапах и стадиях, степени владения учащимися необходимыми для проектной деятельности навыками и умениями.

Выполнение проекта включает в себя несколько этапов. На начальном этапе очень важно не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо подготовить проведение проекта.

- Разумно определить временные рамки;

- Продумать, какие материалы и источники могут использовать ученики;

- Обсудить способы сбора и вид информации;

- Выбрать оптимальную форму презентации результатов;

- Составить и обсудить примерный план работы.

Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный во времени этап работы над проектом - это сбор информации - обращение к имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.

Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, где лучше добыть нужную информацию, как записать ее, как представить.

Именно здесь происходит основная работа учителей английского языка со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Однако основная характеристика этого этапа - расширение кругозора, активация поисковой деятельности, личное творчество учеников. Следует отметить, что и сами вопросы, их важность и последовательность также обсуждаются с учащимися. Ребята работают в библиотеках, читают дополнительную литературу, стараясь найти интересные данные.

Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.

На третьем этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации) ребята работают собственно над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту большой динамизм. Ребята сами совершенствуют навыки работы на компьютере и в поисковых системах, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У них появляются практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики. Даже на уровне третьего класса формируется осознание того, что школьные предметы взаимосвязаны и полученные на одном уроке знания можно применить на другом. Происходит сочетание навыков, приобретаемых на уроках русского и иностранного языков, информатики.

Презентация проектов

Учащиеся сами выбирают форму представления проектов. Я стремлюсь к тому, чтобы все учащиеся, которые работали в группе, принимали участие в представлении. Принимаю доброжелательно все, что ученики сделали. Это важное условие дальнейшей творческой работы, действенный источник мотивации, средство воспитания уверенности в себе.
Устная презентация всегда включает определенную долю риска для учащихся, поэтому для некоторых из них нужны предварительные репетиции, чтобы помочь им исключить ошибки, добиться успеха, избежать разочарований.

Роль учителя в проектной деятельности
Заключается в организации обсуждения содержания и формы представленной работы, а также роли каждого учащегося в представлении проекта. Оценка проектной работы - нелегкое дело. С моей точки зрения, есть два принципа оценки проектной работы.
1. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку за проект следует выставлять в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость презентации.
2. Проект обычно представляет собой работу, в которую вложено очень много усилий, и, возможно, ученики захотят сохранить ее для себя. Не делаю исправления красным цветом. Это привлекает внимание к тому, что в проекте неправильно, и отвлекает от положительных моментов. Чтобы избежать ошибок, советую ученикам делать черновой вариант проектной работы. Проверяю его. В итоге в конечном варианте ошибок не будет.
Работая по методу проектов, можно убедиться, насколько меняется роль учителя. Деятельность учителя в методе проекта ответственная и трудоемкая. Необходимо подвести ученика к умению пользоваться информацией, работать с нею, в том числе и отбирать нужные сведения. Самостоятельной работе учеников предшествует кропотливая работа преподавателя. Самое сложное для учителя - это роль независимого консультанта. В ходе консультаций важно не только отвечать на возникающие вопросы учащихся, но и, по возможности, воздерживаться от подсказок. Учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Роль ученика в проектной деятельности
Метод проектов меняет и роль учеников: они выступают активными участниками процесса. Ученики учатся работать по-новому: видеть, ставить и формулировать проблему, отбирать нужную им информацию. Работа в малых группах помогает им научиться работать в “команде”. При этом неизбежно происходит формирование конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной “урочной” форме обучения.
Наиболее полно метод проекта можно использовать во внеклассной работе, когда используется широкий спектр проблемных, поисковых, исследовательских приёмов, чётко ориентированных на реальный практический результат.
Особая ценность метода проектов заключается в том, что он предоставляет старшеклассникам возможность на практике проявить свои личностные качества, взгляды и убеждения. Именно практическая деятельность и будет критерием истинности ценностных ориентаций учащихся. Поэтому проект должен быть актуальным и социально-значимым. Главная задача проекта в данном случае, чтобы никого не оставить равнодушным.
Работа над проектом является преимущественно командной работой: учащиеся получают возможность больше общаться, отстаивать свою точку зрения и уважать мнение других.
Наблюдения за учащимися в процессе работы над групповым проектом определили необходимость учета правил и принципов коллективной работы:
• Все члены группы активно вовлечены в активную исследовательскую деятельность
• Все члены группы (команды) равны
• В процессе работы группы не соревнуются.
• Все члены группы (групп) должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих партнёров”.
• Ответственность за конечный результат несут все члены группы (групп), выполняющие проектное задание.

Вывод:

Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.

Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.

Исходя из вышесказанного, необходимо сделать следующий вывод: проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную активно- познавательную практическую деятельность учащихся при решении личностно-значимой проблемы, в процессе которой происходит открытие основных закономерностей научной теории и их глубокое усвоение.

Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении – знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании.