Викторина "Знатоки родного края"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • формирование интереса к изучению родного края;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • способствовать воспитанию любви и уважения к истории родного края.

Оформление:

  • карта Республики Башкортостан;
  • выставка детских рисунков “Красота родного края”;
  • выставка краеведческой литературы;
  • карточки с заданиями.

Участники: учащиеся 3-4 классов.

Домашнее задание: придумать название команды, девиз, эмблему.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово ведущего.

2. Представление команд.

3. Игра.

Ведущий делает вступление по теме конкурса, его целях и задачах, представляет знатоков жюри.

Этап 1. Исторический

Вопросы.

  • Рассказать о традиционных башкирских блюдах. (Чак-чак, баурсак, бишбармак, кумыс)
  • Назвать праздники, которые издавна отмечает башкирский народ. (Сабантуй, каргатуй, Ураза-байрам, Курбан-байрам)
  • Назвать основные занятия башкир. (Скотоводство, охота, рыболовство, бортничество)
  • Назвать башкирские народные музыкальные инструменты. (Курай, кубыз, домбра)

Этап 2. Природа Башкортостана

Вопросы.

  • Какие природные зоны расположены на территории нашей республики? (Степи, лесостепи)
  • Назовите самые высокие вершины Южного Урала. (Ямантау, Иремель)
  • Какая гора могла бы так о себе сказать: “Я – горелая гора”, “Я – плохая гора”, “Меня с давних пор называли каменный пояс”. (Янгантау, Ямантау, Уральские горы)
  • Назовите пещеры, расположенные на территории Башкортостана.(Капова или Шульган-аш, Кутук-Сумганская, Мурадымовская, Лаклинская)
  • Где находится исток реки Белой? (У восточного подножья горы Аваляк в Учалинском районе)
  • Назовите притоки реки Белой. (Дёма, Нугуш, Ашкадар, Зилим, Инзер, Караидель, Юрюзань, Уршак)
  • Назовите самые крупные озёра Башкортостана. (Якты-куль, АК-куль, Чебар-куль, Асылыкуль, Талкас)
  • Какими полезными ископаемыми богат наш край? (Нефть, природный газ, уголь, каменная соль, известняк, медная руда)

Этап 3. Животные и растения Башкортостана

Вопросы.

- Определите, о каких животных нашего края идёт речь

- Это самый сильный из зверей, недаром его называют хозяином леса. Он всеяден - употребляет в пищу ягоды, корешки, улиток, муравьёв, мелких зверюшек, птиц, рыбу. А ещё любит мёд. (Медведь)

- Красивое и стройное животное с грубой коричневой шерстью. Высота его до 2 метров, а вес до 700 кг. У него крепкие рога, крепкие ноги, широкие копыта приспособлены для ходьбы по снегу. Животное растительноядное. (Лось)

- Это животное, к сожалению, мало у кого вызывает симпатию из-за своего непривлекательного вида. А жаль! Это - хищница, хотя у неё нет ни зубов, ни острых когтей. Поймать насекомое на обед ей помогает язык. А пьёт она, всасывая воду всей кожей, которая у неё тонкая и влажная. Это очень полезное животное –оно уничтожает большое количество вредных насекомых. (Лягушка)

- Распределите животных нашего края по их родным природным сообществам. Соедините стрелками.

Берёза

Кубышка жёлтая

Клевер

Тимофеевка

Рябина

Рогоз

Орешник

Пастушья сумка

Вороний глаз

Элодея

Медуница

 

 

Луг

 

 

Лес

 

 

Водоём

 

 

 

 

 

- Составьте рецепт фиточая из растений, которые растут в нашем крае.

Этап 4. Мой город

Вопросы.

- Откуда произошло название города Стерлитамака? (Название реки Стерля, протекающей через город и  “тамак” (устье, горловина), то есть в переводе название Стерлитамак означает “устье реки Стерля”)

- С чего начинался наш город? (С соляной пристани)

- В каком году был основан город Стерлитамак? (1766 г.)

- Назовите всемирно известный памятник природы, который находится вблизи нашего города. (Горы Шиханы)

4. Подведение итогов и награждение команды-победительницы.