Некоторые особенности системы патриотического воспитания в современной школе

Разделы: Классное руководство


В настоящее время современный мир возвращается к основам духовно-нравственного воспитания молодого поколения, заложенных ещё в процессе исторического развития, человек осознал, что отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, отсутствие системы патриотического воспитания может привести к тяжёлым последствиям для становления личности молодого человека.

Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных граждан, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина-патриота сегодня – есть залог гарантированного будущего для всего российского общества.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм – одно из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно постепенно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Патриотическое воспитание остаётся актуальной задачей воспитания вне зависимости от политической или социально-культурной ситуации в государстве. Главная задача общества и школы на данном этапе состоит в том, чтобы возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность, потому что Россия на протяжении всей своей истории всегда была духовно сильным государством.

Именно чувство патриотизма, жертвенность собой во имя Отечества всегда были присущи россиянам. Формирование национально-патриотических ценностей у младших школьников означает воспитание любви и привязанности к малой Родине, к тому месту где ребёнок родился, что становится в будущем основой для преданности, любви к своей стране.

В то же время современная ситуация оценивается как нестабильная. Это связано с существенным изменением жизненных стратегий и ценностных ориентаций значительной части сегодняшней молодёжи, её отчуждением от отечественной культуры, общественно исторического опыта своего народа, с отсутствием чётких перспектив в воспитании личности. Под влиянием западной культуры произошла переоценка духовных и нравственных ценностей, присущих определённой группе детей, молодым гражданам.

Именно патриотическая идея является тем фундаментом, на котором во все времена консолидируются все слои российского общества. Патриотическая направленность воспитания всегда была присуща отечественной педагогической науке и практике, опирающейся на уникальный опыт и традиции народной педагогики. Со времён «Поучения» Владимира Мономаха и «Домостроя» воспитание на Руси мыслилось, прежде всего, как воспитание защитника родной семьи, жизнь во благо которого, представляется высшей добродетелью и основой нравственного самосовершенствования. [3]

К.Д. Ушинский отводил патриотическому воспитанию в нравственном развитии ребёнка ведущую роль. Идея народности стала определяющей в становлении отечественной педагогической мысли. [9]

Народность и патриотизм неизменно выступали как глубинная основа культуры общества, ценностных ориентиров в просвещении и воспитании гражданина (В.Г. Белинский, Н.А. Бердяев, Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, А.В. Водовозов, И.А. Ильин, П.Ф. Каптерев, Н.А. Корф, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, В.Н. Татищев, Л.Н. Толстой).

Патриотизм предполагает, в первую очередь, любовь к родной земле и той самобытной культуре, которую создали народы, проживающие в её пределах. Многие авторы подчёркивают, что путь приобщения к достижениям мировой культуры и общечеловеческим ценностям лежит через постижение своей родной культуры и национальных ценностей (Г.Н. Волков, Б.Т. Лихачёв, А.С. Макаренко, П.И. Пидкасистый, В.А. Сухомлинский, В.Ю. Троицкий, В.Д. Шадриков, И.Ф. Харламов). [8]

По мере выхода страны из кризиса и укрепления социальных институтов в обществе и особенно в молодёжной среде, отмечается повышенное внимание к патриотической идеи в воспитании для новой, возрождающейся России. Это повышает значимость патриотического воспитания в условиях современного образования (Е.В. Белоусова, Г.Х. Валеева, А.Н. Вырщиков, Е.Н. Поддубный, Н.А. Сысоева и др.) [6].

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности младшего школьника: учебную и внеклассную. Ведь от сформированности у молодого поколения духовного иммунитета зависит жизнь всех жителей страны. Цель работы учителя заключается в формировании в своих учениках нравственных качеств, обозначенных в Образе выпускника начальной школы. Патриотизм является главной составной частью этого образа. Социологический опрос учащихся начальной школы показал, что характеристики национальной и гражданской принадлежности для младших школьников не являются значимыми. Ценностное отношение к Родине, к родному краю выражают в своих суждениях всего 5% детей. Вместе с тем наблюдаются проявления негативного отношения к своему Отечеству («хочу уехать жить в ….»). слабеет влияние школьного образования и на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности стремятся быть похожими на учителя 10% младших школьников, а на литературных героев – 6%. Для более чем 40% младших школьников главные герои – это персонажи мультфильмов. Только 20 % детей образ будущей профессии связывает с бескорыстной помощью людям. В представлениях детей главные духовные ценности вытесняются материальными.

В работе по патриотическому воспитанию младших школьников необходимо учитывать психологические возможности и особенности этого возраста. Впечатлительность и эмоциональность ребёнка, его открытость и готовность к познанию нового, высокий авторитет учителя, стремление занять социально значимую позицию, ориентация на социальные нормы  эти и другие особенности создают благоприятную почву для роста устойчивых патриотических чувств процессе приобщения к народной культуре. Как отмечают многие исследователи именно в этом возрасте начинается пробуждение «живого внимания», интереса ребёнка к прекрасному, и нравственному – к глубинам народной культуры.

Кроме этого младший школьный возраст наиболее сензитивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость. Известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуются учитель и родители, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.

Младший школьный возраст – время интенсивного развития личности. Ребёнок этого возраста отличается эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотива поведения. На первый план выходит повышенная восприимчивость внешних влияний, вера в истинность всего чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

Опираясь на то новое положительное, что появляется в психике ребёнка, учитель может формировать чувство патриотизма, товарищества и активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.

Таким образом, патриотические чувства начинают складываться в младшем школьном возрасте на основе содержания осознанности и устойчивости эмоциональных переживаний, а также при систематическом знакомстве младших школьников с местом и ролью нашей страны в мире. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребёнка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.

В работе по патриотическому воспитанию необходимо руководствоваться следующими принципами: укрепление единства и целостности Российской Федерации; учёт в воспитании особенностей различных категорий населения (дошкольников, младших школьников, подростков и т.д.); сохранение и развитие исторически сложившихся дружеских отношений народов России, их сплочение в едином Федеральном  государстве; содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации; гуманное, уважительное отношение к людям различны национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам, традициям; сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого; формирование у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов.

В формировании патриотических чувств младших школьников важную роль играет дошкольный опыт поступков, переживаний, действий. Дошкольный период в жизни детей является началом формирования у него представлений о доме, родителях, городе и селе, где родился ребёнок, обо всём, что его окружает, и что мы называем малой Родиной.

В основе патриотического воспитания положены концепции воспитания ребёнка как человека культуры Е.В. Бондаревской и концепция Н.Е. Щурковой «Формирование образа жизни, достойной человека».

Воспитание патриотизма успешнее проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию народа. При этом многие учёные обращают внимание на более раннее включение компонента народной педагогики в сферу патриотической работы, которую необходимо вести с детьми уже с первых дней посещения ими дошкольных и школьных учреждений.

Л.В. Выготский, Л.И. Божович и др. считают, что воспитание патриотизма невозможно без активной интеллектуальной деятельности ребёнка. Именно этот тезис явился основой построения системы патриотического воспитания в нашей школе.

Одним из ведущих факторов патриотического воспитания является краеведение. Именно краеведческая работа способствует формированию патриотизма у младшего школьника, гордости за свой город.

В рамках факультативного курса на протяжении уже нескольких лет ведётся такая работа. Целью её является воспитание трудолюбивой и любознательной личности ребёнка, знающего историю и традиции своего края, уважающего живущих рядом. Задачи факультативного курса следующие:

  • знакомство с историей родного края, своей семьи;
  • формирование заботливого и уважительного отношения к окружающим взрослым;
  • укрепление семейных ценностей;
  • сплочение классного коллектива.

Главные ценности или «четыре кита», на которых базируется совместная деятельность учителя и учеников: труд, семья, город, отечество.

Реализация курса происходит постепенно от «простого» к «сложному», то есть в первом классе мы работаем с понятием «семья», раскрываем его смысл, сущность. Проводим в классе семейные праздники, а также мероприятие: «Моя родословная. Значение моей семьи для города». На этом мероприятии дети представляют генеалогическое древо семьи и рассказывают о том, что их семья сделала для процветания города. При этом обращаем внимание детей на то. Что дела могут быть и самые простые (посадка деревьев, уборка мусора), но очень важные для окружающих. Нравится детям мероприятие «Мама, папа, я – читающая семья» он проходит в виде соревновательной викторины, кто больше прочитал книг, какие самые интересные и увлекательные. Дети составляют рассказ на тему: «Наш выходной», приносят фотографии и делятся впечатлениями.

Именно семья закладывает основу чувства «родительского дома», которое при определённых условиях и является основой любви к Родине.

Во втором классе мы работаем с понятием «город». Изучаем его историю, посещаем исторический центр города и музеи. Учащиеся готовят буклеты, посвященные истории города и городским праздникам и народным гуляниям. Учащиеся активно включаются в проекты: «Исторические названия улиц нашего города», «Наш город – столица Золотой Орды». Проводим много экскурсий, посещаем музеи и выставки.

В третьем и четвёртом классах мы работаем с понятие «Отечество», изучаем историю происхождения этого понятия, раскрываем его смысл, границы, изучаем состав населения, особенности растительного и животного мира, затрагиваем вопросы связанные с экологией. Выполняем проекты: «Оглянись вокруг»; «Россия наша Родина». Постепенно подводим детей к понятию «Родина», знакомим с возможными формами проявления любви к Родине как взрослыми, так и детьми. На уроках окружающего мира дети знакомятся с понятием «национальность», чем отличаются разные национальности, каковы особенности языка, культуры, традиций. В рамках этого курса проводим семейное мероприятие: «Традиции народа – традиции семьи».

Изучение темы: «Человек – защитник своего Отечества» в рамках предмета «окружающий мир» очень важно для воспитания патриотических чувств у детей, осознание того, что защита Родины – долг каждого гражданина. На таких уроках акцентирую внимание, что за время своей истории Россия много раз участвовала в освободительных войнах, боролась с врагами, посягавшим на её свободу и независимость. И во всех войнах проявлялись главные качества граждан России – героизм, доброта, самоотверженность. Обязательно посещаем музей «Боевой славы».

Уроки, посвящённые искусству Древней Руси, проводим в краеведческом музее, Кремле. Дети выполняют творческие задания: рисуют исторические здания или пишут мини-сочинения на тему: «Мой город самый ….».

Безусловно, на протяжении всего периода обучения в краеведческую деятельность включаем следующие направления:
1. Изучение природы Астраханского края. Воспитание любви к родной природе одна из важнейших сторон патриотического воспитания. Тем более, что природа Астраханского края известна на весь мир.
2. Места боевой славы.
3. Знаменитые земляки. Известные учёные, знаменитые актёры, режиссеры, художники, поэты и писатели, спортсмены, спасатели.
4. История ремёсел разных национальностей, населяющих область.
5. Культурное развитие младших школьников через посещение театров, выставок, музеев, творческих встреч с писателями и поэтами.

Учителю в начальной школе необходимо пристально обращать внимание на организацию работы по патриотическому воспитанию младших школьников. Данный вид деятельности должен быть систематическим и целенаправленным, необходимо привлечение родителей. Всё это будет способствовать повышению уровня патриотической воспитанности подрастающего поколения.

Используемая литература:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 224 с.
  2. Актуальные проблемы патриотического и нравственного воспитания в канун 60-летия Победы, г. Волгоград, 19-20 апреля 2004: сб. науч. и метод. тр. / Под ред. А.С. Вульфович. Волгоград: Лицей, 2004. – 240 с.
  3. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV – XV вв. М.: Педагогика, 1985. – 258 с.
  4. Большая Российская энциклопедия. М.: Рипол Классик., 2005. – 718 с.
  5. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. – Ростов-н/Д.: РГПУ, 1993. 218 с.
  6. Валеева Г.Х. Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики. Диссертация канд.пед.наук. Магнитогорск: 2006. – 180 с.
  7. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2008. – 24 с.
  8. Лихачёв Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М.: Юрайт, 2001. – 607 с.
  9. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М.: Педагогика, 1974. Т. 2. – 525 с.