Логопедическое занятие по теме "Дифференциация Т-Д"

Разделы: Логопедия


Форма проведения: урок-путешествие.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Форма занятия: групповое для детей с ФФНР.

Класс: 2.

Цель: проверить умение дифференцировать звуки и буквы “Т”-“Д” в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

 Задачи:

Образовательные:

  • уточнить представления о звуках и буквах “Т” и “Д”;
  • совершенствовать и закреплять умение и навыки дифференциации
  • звуков и букв “Т” и “Д” в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
  • обогащать словарный запас

Развивающие:

  • развиватьфонематическое восприятие, навыки звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление и память;
  • развивать пространственные и зрительные представления;
  • развивать общую и мелкую моторику

Воспитательные:

  • воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;
  • воспитывать у детей самоконтроль за речью;
  • воспитывать чувство товарищества, доброжелательность;
  • формировать интерес к логопедическим занятиям

Оборудование:

Кукла “Знайка”, карта путешествия для каждого учащегося, буквы-символы “Т” и “Д”, акварельные краски, заготовки букв, звездочек, магнитофон, диск Антонио Вивальди – “Времена года”, диск -классика на природе “Бетховен и лесная прохлада”, компьютер, проектор, предметные картинки, 6 комплектов с пазламидля моделирования, заготовки в форме “снежинок”, “елочек”, “вагончиков”, значки “Умник” и “Умница”.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Создание эмоционально-положительного фона урока (в кругу на ковре).

Наши ушки на макушке.
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем –
Ни минуты не теряем.

Логопед: – Ребята! Давайте встанем в круг, протянем ладони соседям и поделимся теплом друг с другом. Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!

Логопед: – Сегодня вам предстоит увлекательное зимнее путешествие на станцию “Умников и умниц” вместе с умным сказочным героем Н.Носова – Знайкой.

Для этого нам нужно как следует подготовиться к этому путешествию.

– Какое сегодня число? Какой день недели? Какое время года? Игра “Снежный ком”, дети называют признаки зимнего дня. (Зимний день какой? Ответы детей: снежный, морозный, холодный, белый, короткий, хмурый.)

2. Игра “Проложи дорогу” от Лицея № 9 до станции “Умников и умниц”. Логопед показывает карту путешествия (Приложение 1), дети отмечают левые повороты буквой “Л”, а правые – буквой“П”. (Звучит концерт Антонио Вивальди “Времена года” – “Зима”.)

– Ребята, назовите предметы, затем выделите первый звук в словах и вы узнаете на каком виде транспорта мы отправимся (Презентация) (Слайд 1 с изображением предметных картинок -пальто, обезьяна, енот, зонт, дятел.)

– Молодцы, мы отправляемся на веселом поезде!

3. Ритмическая разминка “Поезд”. Логопед предлагает ученикам поделиться на пары. Дети выполняют хлопки руками с постепенным увеличением скорости.

Поезд тронулся
И вот, набирает поезд ход.

Логопед: – Итак, наш состав готов к отправлению, осталось правильно разместить всех пассажиров по своим вагонам. (Из предложенных картинок: доска, тетрадь, калькулятор, фломастеры, карандаш, компьютер, 1-я пара выбирает только такие, название которых состоит из одного слога, 2-ая пара выбирает картинки из 2-х слогов, 3-я пара картинки из 3-х слогов – Приложение 2.)

II. Объявление темы и целей занятия

Логопед: – Ребята, отгадайте загадки, определите первый звук в отгадках.

В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься – скажу. (Дневник.)

То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь.)

Логопед: – Как вы думаете, что мы будем делать с буквами “Т” и “Д” во время нашего путешествия (правильно произносить, различать по написанию и произношению, обозначать буквами, находить эти звуки в слогах, словах и предложениях (Слайд 2).

III. Основная часть занятия.

1. Логопед: – Мы прибыли с вами на станцию “Букварик” (Слайд 3). О каком звуке сказано?

Языком, передним краем,
В деснаверхние ударим.

Звук короткий, звук взрывной,
Звук без голоса, глухой.

(Дети произносят звук [ Т ], дают ему характеристику, доказывают глухость различными приемами контроля: пальцы – на голосовых связках, уши закрыты ладонями.) Тем ребятам, которые правильно ответили, Знайка дарит звездочки. Аналогично: работа со звуком [ Д ] по прочтении строчек.

Языком в десну ударим,
Звонкий голос мы добавим.

Сходство: оба звука согласные, Различие: звонкость, глухость.

– На что похожи буквы “Д”–“Т”. (Ответы детей.) Показ картинок логопедом (Слайд 4, 5) и чтение строк.

Молоток стучит: Тук-тук!
Букве “Т” я лучший друг!

Вот стоит дымок пуская,
Буква Д – труба печная.

2. Логопед: – Возьмите заготовки букв “Д” и “Т”, которые лежат у вас на парте, краску и быстро, и аккуратно раскрасьте пальчиками с помощью краски эти буквы (звучит музыка -классика на природе “Бетховен и лесная прохлада).

– Чем похожи и чем отличаются эти буквы? (вопрос задается во время раскрашивания).

– Отложите их в сторону, пусть сохнут. Потом они нам пригодятся. (Приложение 3)

3. Игра “Разведчики”.

Логопед: – Букву “Д” мы заменили цифрой – 2, а букву “Т” цифрой – 1.

Расшифруйте слоги, заменив цифры соответствующей буквой. (Слайд 6) Запишите ответы на “снежинках”.

– Какие из них не являются словами? (Вручение звездочек.)

4. Дыхательная гимнастика.

Логопед: – Как мы должны говорить? (Четко, внятно, всем понятно.) Выполним дыхательную гимнастику. Нам поможет “облачко дыхания” (Слайд 7).

Выполнение упражнений:

И.п.: стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисуем круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг. Повторяем три раза. Теперь нарисуем квадраты и треугольники (по три раза). Поработаем над силой выдоха. Упражнение “свеча”. Вдох через нос, три коротких сильных выдоха на пальчики, изображающие горящую свечу. Повторяем три раза.

5. Логопед: – Знайка нам предлагает отправиться на следующую станцию “Грамотейка” (Слайд 8).

Выделение Д–Т в словах по картинкам (Слайд 9).

– Внимание на экран “Сейчас вы увидите там картинки, и покажите ту букву “Д” или “Т”, которую вы будете писать в этом слове. Пользуйтесь раскрашенными вами буквами Д-Т.

– Что это? Какую букву мы будем писать в этом слове? Какой по счету мы ее запишем? (Лопата, звезда, телефон, домик, конфета, диван.)

6. Игра “Найди и прочитай”.

– Ребята, найдите в таблице слова и прочитайте их. Назовите слова, в которых есть звуки “Т”–“Д” (снегоход и ледянка, Слайд 10).

7. Игра “Стану отличником” (использование пластмассовых пазлов с изображением букв).

Знайка: – Ребята, составьте по 2 модели слов, используя твердые и мягкие звуки[ Т ] и [ Д ]. (За правильное выполнение Знайка вручает звездочки.)

8. Физкультурная минутка “Паровозик”.

Едет, едет паровозик:
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
По домам ребят развозит:
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Мимо сосен и рябинок:
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Мимо елок и осинок:
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Остановка на лужайке:
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Мы, попрыгаем, как зайки
:Раз-два-три, раз-два-три.
Поиграем, порезвимся
И в вагоны возвратимся.
Мимо кленов и березок:
Чух-чух-чух, чух-чух-чух,
Снова едет паровозик:
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Вращаем обеими руками поочередно в плечевоми локтевом суставах;
“кулак-ребро-ладонь” под счет;
повторить движение “паровозик”;
“кулак-ребро-ладонь” 2 раза;
“паровозик”, ускоряем темп;
“кулак-ребро-ладонь” 2 раза;
“паровозик” в быстром темпе;
“кулак-ребро-ладонь” 2 раза, быстрый темп;
медленно развести руки в стороны, потян-ся;
“кулак-ребро-ладонь” 2 раза, замедляем темп;
руки на поясе, прыжки на двух ногах;
прыжки поочередно на левой-правой ноге;
прыжки с поворотами влево-вправо;
маршируем на месте;
движение “паровозик”;
“кулак-ребро-ладонь” 2 раза;
“паровозик”;
“кулак-ребро-ладонь” 2 раза, убыстряем темп.

9. Логопед: – Ребята, мы остановились на заключительной станции “Умников и умниц” (слайд № 11). Знайка получил для нас конверт с заданием.

10. Составь словосочетание. (Слайд 12)

Логопед: – Прочитайте слова первого столбика глазками. Какие буквы пропущены в словах? (буквы “Т”-“Д”), затем слова второго столбика. – Соедините слова из первого столбика со словами из второго столбика так, чтобы получились словосочетания (выполнение работы на раздаточных листочках в форме “елочек”). Проверка задания и вручение звездочек.

11. – Составьте предложения, используя слова и картинки. (Слайд 13). Для каждого учащегося выдается раздаточная карточка в форме “вагончика”).

IV. Итог занятия.

Логопед: – Ребята, наше путешествие заканчивается. Расскажите Знайке о своем настроении, о своих впечатлениях от нашего путешествия, какие звуки мы сегодня различали. Какие задания вам понравились? В завершение, я попрошу каждого произнести только буквы, составить слово и прочитать (Слайд 14). Итоговое слово – молодец!

– Молодцы! А сейчас закройте глаза и послушайте слова, которые вам хочет сказать Знайка: “Мне очень понравилось, как вы рассказывали о своем настроении. Я рад, что вы справились со всеми заданиями, поэтому вы заслужили памятные сувениры(всем учащимся выдаются значки “Умник” и “Умница”, Приложение 4). Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда были добрыми и дружными, чтобы у вас всегда было веселое радостное настроение! До свидания! До новых встреч!