Окружающий мир. Тема: "Осенняя экскурсия". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цели: провести наблюдения за признаками наступления осени в природе, за связями между объектами живой и неживой природы; развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы; помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости ее охраны; формировать представление о единстве природы и человека.

Оборудование: альбомы, материал для записи и зарисовки наблюдений, стихи, загадки, рассказы по теме урока, пакеты для сбора семян, листьев, плодов, лопатка.

Основные понятия: состояние неживой природы, изменения в состоянии растений, животного мира, приспособление человека в селе и городе к сезонным изменениям в природе.

Ход экскурсии

1. Организационный момент.

У. Сегодня наш урок пройдет не в классе, а на природе.

Посмотрите вокруг, какое великолепие красок нас окружает, и мне хочется сказать словами великого русского поэта:

Снова осень,
Горят, не сгорая березы.
Серебристыми нитями воздух пролит,
На последнее вече слетелись стрекозы,
Сонный ветер лениво листву ворошит.
Приутихли леса. Затуманились дали.
Далеко-далеко слышны чьи-то шаги:
Ты войди в этот мир торжества и печали
И его красоту для себя сбереги.
Сбереги эти звонкие сполохи листьев,
Этот праздничный лепет лесного ручья.
У него рыжеватый, как мордочка лисья,
Притаился и смолк, как забытое счастье,
Осторожно его на ладонь положи.
И когда завихрит, закружится ненастье,
Он спасительным светом коснется души.
(Г. Ходырев "Свет души")

- Назовите слова, которые подтверждают ваше предположение. (золотая одежда леса, природы увядание)

- Мы полюбуемся красками золотой осени, самого яркого периода в жизни растений.

2. Постановка целей и задач.

- Что вы знаете о значении числа - 23 сентября?

- Что это означает?

- Перечислите все то, что относится к природе.(ответы детей)

- Как много вы назвали предметов, но вот беда - вы забыли, что природа не сделана руками человека. Давайте исправим наши ошибки и четко назовем объекты природы. (облака, небо, солнце, растения, животные)

- Все то, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Назовите их. (Неживая и живая природа)

- Я загадаю загадки, а вы, не называя отгадок, скажите, о какой природе идет речь.

  • Не зверь, а воет. (Ветер)
  • Шел долговяз, да в землю увяз. (Дождь)
  • Без огня горит (Солнце)
  • Облака, облака - кучерявые облака,
    Облака кудрявые, целые, дырявые,
    Легкие, воздушные, ветерку послушные.

- Нередко оказывается возможно сделать прогноз погоды, изучив высоту, форму и цвет облаков.

- Почему метеорологи называют облака азбукой небесной книги?

Они рассказывают не только о том, что есть, но и о том, что будет. В самую хорошую погоду по облакам можно предсказать грозу или затяжной дождь.

Ветер, дождь, солнце, облака - это неживая природа.

- Подставьте свои ладошки к солнышку. Что вы чувствуете?

- Вспомните, как чувствовали солнышко летом.

- Какое положение занимало солнышко летом?

- Как расположено сегодня?

- Когда тень длиннее - летом или осенью?

- Когда ночь короче - летом или осенью?

Крупно, дробно, зачастил и всю землю напоил. (Дождь)

- Сравните по продолжительности и температуре летний и осенний дождь.

Летят орлицы по синему небу,
Крылья распластали, солнышко застлали. (Облака)

- Часто ли плыли облака по летнему небу?

- Какую погоду несут кучевые облака?

- Кого они вам напоминают? (Назвать объекты живой природы)

В осеннее ненастье семь погод на дворе -
Сеет, воет, крутит, мутит и ревет, и льет,
И снизу метет!

- Объясните пословицу. Соотнесите ее с нынешней осенью.

- Сделаем вывод:

Какие изменения происходят в неживой природе осенью?

(Солнце светит и греет слабее, по небу часто плывут облака, усиливается ветер, часто идет дождь, становится прохладнее.)

Сегодня на экскурсии мы ответим на вопрос: как изменения в неживой природе повлияли на изменения в жизни растений, животных и людей? Увидим, кто и как готовится к зиме.

Наблюдения в природе.

1. Работа в группах.

Сегодня мы с вами работаем в группах, значит, будем помогать друг другу. Каждая группа получает задание.

1-я группа.

- Сравните температуру воздуха сегодняшнего дня с летними показаниями температур.

- Как повлияла температура воздуха на жизнь деревьев?

- Почему листья расстаются со своим великолепным нарядом?

- Загадайте друг другу загадки о деревьях.

- Нарисуйте эти деревья. Расскажите о них. Дополните рассказы друг друга.

План рассказа-описания

  1. Как называется растение?
  2. Определи органы растения: ствол, листья, цветы, плоды, семена, если есть.
  3. Опиши изменения во внешнем виде деревьев по сравнению с летом.

Загадки.

- Почему лось зимой ест хвою?

- На всех ли лиственных деревьях одновременно начался листопад? Со всех ли деревьев уже опали листья?

- У каких деревьев осенью листья краснеют?

- Едят ли животные опавшие листья?

- Соберите опавшие листья, определите, с какого дерева каждый лист.

- Составьте кроссворд для своих одноклассников

- Найдите семена и плоды на деревьях. Расскажите, как они путешествуют. Какой "транспорт" используют семена?

Зарисуйте в альбом осенние листья деревьев. Интересно, на одной и той же странице нарисовать листья, потом плоды с семенами, а весной цветки одного и того же растения. Так за год может получиться собственный альбом - определитель растений. Его можно дополнить загадками, рассказами о деревьях.

2-я группа.

- Сравните положение солнца на небе осенью и летом. Как это повлияло на жизнь кустарников?

- Проведите наблюдения за кустарниками. Какие на них (по окраске) листья, на каких кустарниках есть плоды?

- Назовите кустарник от 40 болезней. (шиповник)

- Найдите кустарники, расскажите о каждом из них по плану:

1. Как называется кустарник?

2. Внимательно рассмотрите его внешний вид. Назовите изменения во внешнем виде в сравнении с летом. Составьте рассказ о кустарнике, используй свои знания и знания одноклассников.

3. Сделай рисунок листьев кустарника или гербарий.

Соберите опавшие плоды, а также листья кустарников различной окраски.

- Зарисуй плоды и листья разных кустарников и составьте кроссворд для своих одноклассников.

Используя семена и разноцветные опавшие листья кустарников, изготовьте аппликацию.

3 группа.

- На каких травянистых растениях созрели семена? Рассмотрите их внешний вид, соберите в пакеты для корма птиц.

- Соберите листья травянистых растений разной формы и окраски.

- Обратите внимание, цветут ли сейчас какие-нибудь растения. Так ли их много, как было летом?

Опишите растения по плану:

  1. Название растения.
  2. Опишите внешний вид растения.
  3. Составьте рассказ об изменениях в жизни растений с приходом осени.

- Используйте рисунки, загадки, рассказы. Приготовленные дома.

4 группа.

- Посмотрите, что стало с почвой с приходом осени. Почему?

- Почему вы летом могли бегать босиком, а сейчас - нет?

- Если почва влажная, как объяснить, что растениям не хватает влаги.

- Подумайте, влияет ли листопад на плодородие почвы. Если да, то каким образом?

- Почву называют " живое - мертвое тело". Докажите это, выкопав небольшую ямку, и найдите, какие животные прячутся в почве осенью.

- Осенью люди сгребают листья из-под деревьев и сжигают. Для чего они это делают?

- Выскажите свое мнение по этому вопросу.

5 группа.

- Понаблюдайте, какой ветер дует в день экскурсии.

- Отгадайте загадку.

Снится ночью пауку чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла:Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится? Угадали? Это:

- Каких птиц вы встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему?

- Понаблюдайте за птицами и составьте рассказ по плану:

1. Название птицы.

2. Опишите внешний вид: окраска тела, величина, форма, чем покрыто тело, определите части тела и внимательно рассмотрите их.

3. Понаблюдайте, чем питается, как передвигается, как добывает пищу. Как изменилась их жизнь осенью?

- Как называют таких птиц, которые не улетают от нас на юг?

- Почему птицы улетают на юг?

- Какую роль играет солнце в жизни птиц?

- Если вы видели летящие стаи птиц. Расскажите где и когда?

4. Итог урока.

Отчет групп о своей работе.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке? Что понравилось?

Литература.

  1. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Окружающий мир 3 класс. - Издательский дом "Федоров", издательство "Учебная литература", 2009г.
  2. Интернет-источник "Фестиваль открытых уроков"