Обобщающий урок географии по технологии СДО. Тема: "Литосфера". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цели урока

Ообразовательно-развивающие:

  • повторить и обобщить знания по теме "Литосфера"
  • развитие общеучебных умений учащихся: выполнять логические операции: определение, деление, сравнение, обобщение понятий, формулирование суждений, умозаключений.

Воспитательная цель:

  • формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе категорий философии: общее - особенное - единичное, единство - многообразие, причина - следствие.

Оборудование: физическая карта России, Физическая карта полушарий, атласы, презентация, различные источники информации: словари, энциклопедии.

Заявка на оценку:

  • "5" -20 баллов и выше
  • "4"- 15-19 баллов
  • "3" -10-14 баллов

- 1 балл - за осанку

- 1-2 балла - за активность

- версия-1-2 балла

- вопрос-суждение 1-2 балла

- ответ на вопрос-1-2 балла

- сравнение - 3 балла

- возражение-1-3 балла

- умозаключение - 1-3 балла

- выступление от группы -1-6 баллов

- работа с картой- 2 балла

1. Оргмомент. 1 мин.

Оглашение заявки на оценку, критериев оценивания

2. Ход урока

Деятельность учителя Деятельность ученика Баллы
Актуализация знаний по теме:

1. Наш урок мы начнем с разминки - Я начинаю рассказ, а вы продолжаете...

"Одна из оболочек Земли-литосфера..."

 

 

 

2. Групповая работа: (3 мин)

Из предложенных слов, написанных на листочках составьте схему: "Формы поверхности суши" (формы поверхности, горы, равнины, высокие, низкие, средние, по высоте, низменности, складчатые, глыбовые, складчато-глыбовые, древние, средние, молодые, по возрасту, по образованию, возвышенности, плоскогорья, по высоте, по образованию, по форме поверхности, остаточные,первичные,наносные, плоские,холмистые)

- Посмотрите на доску и проверьте правильность составления схемы.

Работа со схемой:

А теперь давайте дополним нашу схему примерами. На столе лежат листочки с названиями гор и равнин, найдите им место в схеме.

(Каспийская низменность, Уральские горы, Восточно-Европейская равнина, Амазонская низменность... (12 названий

Учащиеся говорят по одному предложению по теме.

Например:-литосфера-твердая оболочка Земли;

- литосфера-земная кора;

- литосфера состоит из осадочных магматических и метаморфических горных пород....

- земная кора бывает материковая и океаническая; и т.д.

 

Составляют схему.

 

Самопроверка (сравнение со схемой на доске) - приложение 1.

учащиеся выходят по одному, приклеивают название гор или равнин и объясняют свой выбор.

(Например: Восточно-Европейская равнина. Листочек приклеивают под словом "холмистая"; Уральские горы под словом "Низкие горы" и т.д.

 

 

1б инд

 

 

 

 

1-3б груп

 

 

 

1б инд

3. Практическая работа по описанию гор и равнин.

Индивидуальная работа.

1 вариант - описание гор Анд

2 вариант - описание Среднесибирского плоскогорья.

Групповая работа.

Сравните свое описание с описаниями гор или равнин у ребят в группе.

Обобщите работы и выберите, кто будет выступать от группы.

 

 

Практическая работа (5 мин)

Индивидуальная работа

 

Групповая работа

Выступление от группы.

 

 

 

1б инд

 

3б выступающему.

4. Географический диктант.

Чайнворд. Ребята, я читаю вам предложение, которое определяет какое-то понятие. Свой ответ записываете в чайнворд.

1. Земная кора

2. Магматическая горная порода

3. Чашеобразное углубление на вершине вулкана.

4. Равнина, имеющая высоту более 500 м .

5. Потухший вулкан на Кавказе.

6. Все неровности земной поверхности.

7. Горячий источник, переодичеки выбрасывающий на поверхность воду и пар.

8. линейно вытянутые поднятия с отдельными вершинами.

9. Самые высокие горы на Земле. Ответы для самопроверки написаны на доске.

Разгадывание чайнворда.

Весь кроссворд отгадан-3б

7-8 правильных ответов-2б

5-6 правильных ответов-1б,

  1. Литосфера
  2. Гранит
  3. Кратер
  4. Плоскогорье
  5. Эльбрус
  6. Рельеф
  7. Гейзер
  8. Хребет
  9. Гималаи

(самопроверка)

(Приложение 2)

 

 

1-3б инд

5. Работа с картой. Восхождение на вершину Знаний. По одному ученику с каждого ряда берут на столе карточку с названием географического объекта и показывают его на карте. Если ответ правильный, задание выполняет следующий ученик, если нет, то с обратной стороны есть подсказка-географические координаты этого объекта. Побеждают учащиеся того ряда, кто первыми поднимутся на вершину Знаний. Восхождение на гору только тем ребятам впору, кто объект найдет на карте, В путь! Счастливого вам старта

На столе карточки с номенклатурой по теме "Литосфера"

 

Соревнование в знании номенклатуры - работа с картой

Учащиеся отгаданное название приклеивают к рисунку горы

 

1б инд

+

1-3б груп.

6. Я слова читаю вам,
Вы прислушайтесь к словам.
Может, лишние попали?
Докажите, как узнали.
Игра "Третий лишний"

А) Амазонская низменность, Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская низменность

Б) Горы, равнины, возвышенности

В) Жерло, кратер, пик

Г) Гранит, базальт, каменный уголь

Д) Гималайские, Кавказские и Уральские горы.

 

 

 

А) Поскольку Амазонская низменность и Западно-Сибирская равнина- плоские, а Восточно-Европейская-холмистая , значит Восточно-Европейская равнина- лишняя.

Б) возвышенности лишнее, т.к. горы и равнины- это формы рельефа, а возвышенности-это разновидность равнин.

В) лишнее-пик-это остроконечная вершина гор, а кратер и жерло-это части вулкана.

Г) лишнее каменный уголь-это осадочная горная порода, а гранит и базальт-магматические.

Д) Уральские горы-лишнее, т.к.-это низкие горы, а Гималаи и Кавказ-высокие.

 

 

 

 

 

 

 

1-3б инд

7. Ребята, я предлагаю вам задать любой вопрос, знайте, что они оцениваются по разному: вопросы понятия - 1б, вопросы - суждения - 2б.

За ответы, ребята, тоже можете получить балл.

Презентация (закрепление)

- Как доказать, что Гималаи - высокие горы? (Поскольку горы имеющие высоту более 2000м относятся к высоким горам, а Гималаи имеют высоту до 8 тыс.м., отсюда Гималаи высокие горы)

- Докажите, что вулкан-это гора. (Гора -это выпуклая форма рельефа, имеющая подошву, склон и вершину, а вулкан имеет подошву, склон, вершину, следовательно вулкан-это гора)

- Чем Западно-Сибирская равнина отличается от Среднесибирского плоскогорья

И т.д.

1-3б
Ребята, говоря о рельефе, мы не можем не затронуть наши места, мы живем в удивительном месте в предгорьях горной системы Саян. Давайте послушаем выступающего. Выступление с презентацией учащегося "Саяны" 3б инд
Подсчет баллов, выставление оценок.

Подведение итогов

Карточка самоанализа.

Домашнее задание:

- Интересные факты из жизни литосферы.

- мини-сочинение "Значение Саянских гор в хозяйственной деятельности человека"

Запись домашнего .задания