Роль занимательности в формировании познавательной деятельности

Разделы: Начальная школа


"Труд школьника должен стать источником умственного удовлетворения и душевной радостью.
Учением можно и нужно заниматься с увлечением, с интересом, а не просто по обязанности".
Я.А.Каменский

В первые годы обучения в школе мы всё чаще и чаще говорим о развитии познавательных интересов. Считаю необходимым ориентироваться на закономерности развития интересов младших школьников. Начальная школа - это фундамент, где происходит воспитание и формирование личности школьников, закладывается определённый пласт научных знаний. Поступая в школу, ребёнок старается открыть для себя большой мир, встать на жизненный этап. В школе он начинает приобретать новые знания, умения и навыки, приобретает определённо - новый социальный статус. В его жизни происходят изменения. Одной из психологических проблем, без изучения которой не могут быть решены задачи воспитания и обучения является проблема формирования мотивов учения, так как они являются важнейшими факторами, определяющими поведение человека, стимулирующими к активной деятельности.

Для формирования у школьников познавательных мотивов обучения, желания учиться, узнать что-то новое, развития позитивного отношения к самому предмету в современной школе необходимо создать такие условия для учащихся, чтобы на уроках им было комфортно и интересно. Интерес школьников к предмету является важным фактором глубокого и осознанного усвоения знаний. От него зависит внимание учащихся, активность познавательной деятельности, прочность знаний.

Одним из средств возбуждения интереса у школьников к предмету является занимательность, которая вызывает временное эмоциональное состояние ученика, воздействует непосредственно на чувства, привлекает его внимание, т.е. стимулирует развитие эпизодического интереса. В толковом словаре русского языка можно найти такое определение: "занимательный" - способный занять внимание, воображение, интересный.

Сущностью занимательности являются новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям.

Все эти особенности занимательности - сильнейший побудитель познавательного интереса, обостряющий эмоционально-мыслительные процессы, заставляющий пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать в имеющихся знаниях объяснения, находить выход из создавшейся ситуации.

В задачи современной школы входит проблема повышения заинтересованности учащихся учебным процессом обучением. Учителю необходимо знать, что влияет на снижение мотивации, и наоборот, что её повышает.

Одной из главных задач общеобразовательного учреждения на современном этапе развития общества является переход от традиционного образования, к инновационному типу образования, цель которого заключается в создании для школьника всех необходимых условий, в которых его личность могла бы развивать свои потенциальные возможности. Современного компетентного специалиста характеризуют как высокий интеллектуальный уровень, так и развитые на высоком уровне творческие способности. Что касается интеллектуальных возможностей, то они определяются приблизительно в равной степени, как генотипом, так и фенотипом, а творческий потенциал в основном формируется в процессе обучения.

Творчество - это состояние личности, при котором она способна к выходу за пределы учебных требований в сферу свободной познавательной деятельности.

Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность.

Рассматривая познавательную мотивацию, мы должны уточнить, что это всего лишь один из видов учебной мотивации и рассматривать её в индивидуальном контексте невозможно.

Анализ литературы показал, что понятие познавательной мотивации внутренне связано с другими, смежными понятиями, среди которых можно выделить: познавательный интерес, познавательную деятельность, творческость (креативность), познавательную активность, любознательность - "curiosity".

Объединяющим началом для этих понятий является направленность человека на бескорыстное узнавание нового и удовлетворение от самого процесса умственных усилий, то есть внутренняя мотивация познавательной активности.

Отношение младших школьников к учению определяется мотивами, которые прямо заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, с овладением, прежде всего способом деятельности. Это - познавательные интересы, стремление преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу, с одной стороны, и уровня содержания и организации учебного процесса - с другой.

Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

В исследованиях Г.И. Щукиной познавательный интерес определяется как "избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Это устойчивое образование, которое в ходе... увлеченной деятельности уже не нуждается во внешней стимуляции и как бы самоподкрепляется". Она указывает, что этот интерес не процессуальный, а интерес к подлинному продуктивному познанию, в результате которого появляется нечто новое в развитии учащегося в целом.

Несколько иную точку зрения высказывает Н.Г. Морозова. Познавательными она называет интересы, направленные на процесс учебного познания и на его результаты. Она рассматривает интерес как "эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности"

В любом случае познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности. Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.

Необходимые условия формирования познавательного интереса

Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся:

1. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся.

Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

2. Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:

- избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);

- проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);

- активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);

- активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова);

- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев).

Важнейшая область общего феномена интереса - познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру - в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности. Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).

Проблема формирования познавательных интересов младших школьников - одна из важнейших задач современной школы. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью учителя начальных классов насыщают свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащегося. Они используют различный занимательный, познавательный материал.

Очень часто учитель использует познавательный интерес как средство обучения.. В этом случае учитель опирается на использование объективно привлекательных свойств предметов, явлений, событий, процессов. В первые годы обучения в школе очень заметно развиваются познавательные интересы. Считаю необходимым ориентироваться на закономерности развития интересов младших школьников, помнить, что это развитие идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению.

Для воспитания учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение, и тем большую роль играет активная деятельность.

Становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы.
Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали моими помощниками в работе. Они вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности, зажигают огонёк пытливости.

Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа. Подбирая то или иное содержание познавательной деятельности, учитываю и психологические особенности младших школьников.

М.А.Данилов видел в занимательности роль побудителя школьника к учению; Б.П.Есипов рассматривал её как средство активизации учебной деятельности; Н.И.Гамбург использование занимательности считает средством повышения качества обучения. В исследовании Г.И.Щукиной занимательность - важный стимул возбуждения непосредственного интереса к предмету. Однозначного ответа на вопрос что такое занимательность нет. Приведя несколько примеров, мы пришли к выводу, что практически все авторы, говоря о занимательности, определяют ее через способность восприятия обучаемыми материала. Упоминаются такие качества занимательности, как привлекательность, притягательность, необычность, оригинальность, вызывание возбуждения и др. В ряде работ указывается, что занимательность может проявляться через определенные формы обучения или специфические средства. Некоторые авторы пытаются объяснить занимательность на примере работы с конкретным.

Активизация учебной деятельности может осуществляться в разных формах учебной работы.

1. Занимательные задачи. Среди мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им освоить любой учебный материал. Сущностью занимательности являются новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям.

Все эти особенности занимательности - сильнейший побудитель познавательного интереса, обостряющий эмоционально-мыслительные процессы, заставляющий пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать в имеющихся знаниях объяснения, находить выход из создавшейся ситуации.

2. Познавательные вопросы. Одним из путей активизации деятельности учащихся является установление связи изучаемого материала с окружающей деятельностью.

3. Развивающие упражнения. Развивающими называют такие упражнения, которые оказывают "существенное влияние, как на общее психическое развитие детей, так и на развитие их специальных способностей".

4. Творческие задания. Различные творческие задания дети выполняют с большим удовольствием. Их успешно можно применять на различных уроках.

Назначение занимательности при обучении детей:

  • первоначальный толчок к познавательному интересу;
  • опора для эмоциональной памяти, средство запоминания;
  • своеобразная разрядка напряженной обстановки на занятии, средство переключения эмоций, внимания, мыслей;
  • средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей.

Мотивация к учению складывается у ребенка из многих факторов: личность учителя, система подачи информации, реальное внимание педагога к деятельности каждого ученика и соответствующее его оценивание, социальная значимость его учебного поведения и т.д.

В рамках урока необходимо осуществлять индивидуальный подход к формированию мотивации учащихся. В ходе данной работы учитель должен ориентироваться на предыдущие успехи данного ученика, усиливать адекватные критические суждения самого ученика и чаще применять комментирование своей оценки.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды Том 2. - Москва,1980.

2. Анцыферова Л.И. Методология психологии. - Москва,1969.

3. Асеев В.Г. Мотив поведения и формирования Личности. - 1976.

4. Амонашвили Ш.А.Размышления о гуманной педагогике. - Москва, - 1996.

5. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. -Москва,1972.

6. Божович Л.И. Мотивация учения младшего школьника, - Москва,1984.

7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском школьном возрасте. - Москва,1968.

8. Век.Х. Органнизация урока. - Москва, 1984.

9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - Питер, 2006.

10. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - Москва, 1964.

11. Леонтьев А.Н.Потребности, мотивы и сознание. - Москва, 1971.

12.Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. - Москва, 1977.

13.Липкина А.И. Самооценка школьника. - Москва, 1976.

14. Маслоу А. Мотивация и Личность. - Питер, 2006.