Интегрированный урок (физика + информатика) по теме "Расчет сопротивления цепей с использованием электронных таблиц"

Разделы: Физика, Информатика


Форма урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цели:

  • Систематизация знаний по теме «Расчет сопротивления для последовательного, параллельного и смешанного соединения проводников».
  • Систематизация знаний по теме «Составление формул в электронных таблицах»
  • Формирование навыков самоконтроля.
  • Реализация межпредметных связей.

Задачи урока:

  • Контроль знаний по составлению электрических цепей и расчет сопротивления.
  • Закрепление умения и навыков работы в электронных таблицах.
  • Воспитывать добросовестное отношение к труду, умения преодолевать трудности
  • Развитие навыков самостоятельной работы

Оборудование:

  • Персональные компьютеры, мультимедиапроектор, интерактивная доска
  • Программное обеспечение: программа Microsoft Office Excel.
  • Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, раздаточные материалы на сетевом сервере

План урока:

  1. Организационная часть.
  2. Объявление темы урока и постановка цели учащимся.
  3. Этап обобщения и систематизации знаний.
  4. Контроль и закрепление знаний.
  5. Подведение итогов, выставление оценок.

Ход урока

I. Организационная часть.

II. Объявление темы урока и постановка цели учащимся.

Тема: «Расчет сопротивления цепей с использованием электронных таблиц»

Цель: Повторить и обобщить знания, полученные на уроках физики и информатики.

III. Повторение и обобщение изученного.

1. Проверка знаний: фронтальный опрос по изученному материалу.

  1. Какое соединение проводников называют последовательным (параллельным)?
  2. Как изменится сопротивление электрической цепи, если подключить к любому звену цепи еще один резистор последовательно (параллельно)?
  3. Основные закономерности последовательного (параллельного) соединения проводников.

На экране таблица: Приложение 1

Последовательное соединение Параллельное соединение
Iобщ= I1 = I2

Uобщ=U1 + U2

Rобщ=R1 + R2
Iобщ= I1 + I2

Uобщ=U1 = U2

E:\data\articles\55\5511\551135\full_image002.gif

2. Решение задач.

Учащиеся приглашаются к интерактивной доске для работы (остальные работают в тетрадях).

На экране рисунок собранной электрической цепи. Учащимся надо собрать схему на доске из готовых элементов и рассчитать общее сопротивление цепи.

Задача 1.

Рассчитайте общее сопротивление электрической цепи, если R1 = 20 Ом, R2 = 30 Ом.

Задача 2

Усложняем задачу. Три проводника с сопротивлением 1 Ом и 2 Ом и 6 Ом соединены параллельно. Определить общее сопротивление цепи.

Дано:
R1 = 1 Ом
R2 = 2 Ом
R3 = 6 Ом
Rобщ - ?

Решение:

        

              

Ответ: R = 0,6 Ом

А если к этому участку добавить последовательно ещё один проводник с сопротивлением R4 = 5 Ом?

Ответ учащихся: Rобщ = R + R4 = 5 + 0,6 = 5,6 (Ом)

Электрические цепи, с которыми приходится иметь дело на практике, обычно состоят не из одного приемника электрического тока, а из нескольких различных, которые могут быть соединены между собой по-разному. Зная сопротивление каждого и способ соединения, можно определить общее сопротивление цепи. Мы разобрали более сложную задачу. В этом примере более сложные математические расчеты. Все это высчитать нам помогут электронные таблицы. Но прежде чем начать работу с ними, давайте вспомним теорию.

  1. Назовите основную задачу ЭТ.
  2. Как записываются формулы в таблице.

Учитель открывает электронную таблицу с подготовленной задачей и разбирает её, повторяя пройденный материал.

3. Самостоятельная работа.

Уч-ся предлагается сесть за компьютеры и решить свои задачи.

У каждого уч-ся три разноуровневые задачи.

Приложение 2

Задание:

Определите общее сопротивление цепи. Оформите решение задач в ЭТ: создать таблицу и ввести формулы для расчета цепи; оформить заливкой.

сопротивление значение
R1=  
R2=  
R3=  
R4=  
R=  
Ro=  

Задача 1

 

Задача 2

 

Задача 3

IV. Итог урока (5 мин.) – рефлексия

Что нового узнали на уроке? Способствует ли форма проведенного урока лучшему усвоению изучаемого материала?